План работы в книжном уголке в старшей группе детского сада
Автор: воспитатель Машурина Оксана Олеговна.
МАДОУ ЦРР — д/с №18 г.Кропоткин Кавказский район Краснодарский край.
Перспективный план работы в книжном уголке для старшей и подготовительной групп детского сада
План составлен с учетом недельной тематики. Предлагает различные виды совместной с воспитателем деятельности, самостоятельной деятельности детей и работу с родителями.
Файл: план работы
План работы в книжном уголке в старшей группе детского сада
Месяц | Тема
недели |
Цели |
Содержание | Работа с родителями | |
Сентябрь |
Дружба – это чудо! |
Развивать устойчивый интерес к литературе. Учить понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формировать осознанное отношение к ним, обращать внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты, Закрепляют навыки аккуратного пользования книгой | Чтение
А.Блок «Летний вечер» Я.Аким «Лето» Р.Сеф «Дружок» Г.Ладонщиков «Три подружки» С,Маршак «Друзья-товарищи» Русская народная сказка«Сивка — Бурка» Г.Галина «В мире великом» Т.Александрова «Мудрый профессор» Рассматривание, чтение по желанию И.Крылов «Лебедь, рак и щука» Осеева В. «Волшебное слово» Сборник «Про хорошо и плохо малышам» Знакомство с пословицами и поговорками о дружбе Загадывание загадок о предметах Расссматривание детских журналов «Мурзилка», «Колобок» Д\и «Волшебные предметы из сказок» Книжкина больница |
Изготовление файловыхфотопапок «Мои летние каникулы» | |
Детство Художник И.В. Семенов |
Познакомить детей с биографией художника И.В. Семенова. Рассказать о творчестве художника.
Рассмотреть его иллюстрации к произведениям Н.Носова «Бобик в гостях у Барбоса», «Живая шляпа», «Огурцы». Поддерживать желание рассматривать рисунки и оформление книг.Объяснить детям, как важны в книге рисунки |
Чтение
А.Б. Барто «Я выросла» , «Жадный Егор» В.Осеева «Почему?» В.Драгунский «Заколдованная буква» С.Черный «Про девочку которая нашла своего мишку» С.Козлов «Как ежик с медвежонком протирали звезды» Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» Д.Самойлов «У Слоненка день рождения Рассматривание, чтение по желанию Сборник «Любимые мультики» Сборник «Сказки детям» Н.Носов «Бобик в гостях у Барбоса», «Живая шляпа», «Огурцы». Знакомство с художником-иллюстратором Чижиковым В.А.(презентация, биография, ) Пополнение коллекции «Разные наклейки» Раскраски «Литературные герои» Игра – импровизация «Договори то, что не придумал автор» Д\и «Собери картинку» Слушание Б. Гримм «Гензель и Гретель» |
Беседа «С какими книгами лучше дружить дошкольнику» | ||
Октябрь | Дары осени | Учить правильно воспринимать содержание произведения.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизациях |
Чтение
Ю. Тувим «Овощи» Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» С.Маршак «Про все на свете» Л.Воронкова «Грушевое яблочко» В.Орлов «Я учусь варить варенье» И.Токмакова «Яблонька» Г.Сапгир «Садовник» Рассматривание, чтение по желанию Н. Егоров «Огородный светофор»(сборник) А.Ремизов «Хлебный колос» Н.Носов «Про репку» А.Разцветников «Заходите в мой сад» Загадывание загадок об овощах Праздник «Осень» Д\и «Лото. Овощи и фрукты» Книжкина больница |
Выставка поделок «Дары осени» | |
Творчество К. Чуковского | Продолжать знакомить детей с творчеством К. Чуковского, его биографией. Вспомнить знакомые произведения. Учить описывать свои впечатления о произведениях К. Чуковского. | Чтение
Ю. Мориц «Жила — была конфета» Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» «Дед хотел уху сварить» О.Григорьев «Повар» Я.Аким «Мыть посуду я люблю» Братья Гримм «Домовые» К.И. Чуковский «Федорино горе» Ю. Владимиров «Ниночкины покупки» Малые фольклорные жанры (небылицы) Знакомство с творчеством К. Чуковского (выставка произведений, знакомство с портретом) Рассматривание, чтение по желанию Л.Зубкова «Апельсин» Харм Д. Иван Иваныч Самовар (рис.Рудаченко М.) Рассматривание альбомов «Хохлома», «Гжель», «Жостово» Д\и «Дорисуй деталь у посуды» |
Оформлении кулинарной книги «Рецепты моей мамы». | ||
Ноябрь |
Осень золотая |
Воспитывать интерес и любовь к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст.Поддерживать желание рассматривать рисунки и оформление книг. | Чтение
А.Н.Майков «Осень» В.Берестов «Урок листопада» Н.А.Некрасов «Славная осень» А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало» Н. Носов «Заплатка» В. Осеева «Волшебная иголочка». Л.Пантелеев «Большая стирка» Сербская сказка «Почему у месяца нет платья» Рассматривание, чтение по желанию Соколов-Микитов Листопадничек К. Ушинский «Четыре желания» Рассматривание альбома «Времена года» , «Одежда» Раскраска «Русский костюм» Д\и «Одень куклу на прогулку» Книжкина больница |
Помощь родителей в оформлении кулинарной книги «Рецепты моей мамы». | |
Моя семья | Развивать интерес к художественной литературе. Приобщать детей к общечеловеческим ценностям. | Чтение
К.Ушинский «Бодливая корова» Т.А.Аксаков «Сурка» Э.Успенский «Птичий рынок» Л.Н.Толстой «Пожарные собаки» М.Яснов «Я взрослею» М.Зощенко«Показательный ребенок» Л.Воронкова «Как Аленка разбила зеркало» В.Драгунский «Тайное становится явным» Рассматривание, чтение по желанию (выставка произведений о маме) С.Смирнов «Подвиг матери» К.Тетерин «Будет мама рада очень» Сборник «Стихи и рассказы о маме» «Мама для мамонтенка» Изготовление подарков для мамы Рассматривание альбома «Домашние питомцы» Д\и «Узнай литературного героя» Слушание р.н.с. «Про бабушку-старушку, внучку-хохотушку, курочку-квохтушку, да мышку-норушку» |
Изготовление книжки-малышки с пословицами о семье,
фотовыставка «Моя семья». |
||
Птицы. Знакомство с иллюстратором В. Сутеевым | Прививать любовь к живому, через художественную литературу. Поддерживать желание рассматривать рисунки и оформление книг. Познакомить с художником-иллюстратором В. Сутеевым, его биографией, особенностями творчества, Учить узнавать его иллюстрации. | Чтение
М.Пришвин «Ребята и утята» Малые фольклорные жанры (перевертыши и небылицы русского народа) «Две уточки, две уточки Русская народная сказка «Лутонюшка» М. Горький «Воробьишко» В.Бианки «Сова» В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка» » Р.н. сказка «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» Рассматривание, чтение по желанию Сборник «Про зверей и птиц» ЛагерлёфСельма «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» В.М. Гаршин «Лягушка –путешественница» Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» Загадки о домашних птицах Знакомство с художником-иллюстратором Сутеевым В.(презентация, альбом с рисунками, сборник «Сказки») Рисованиие с помощью трафаретов по желанию детей Д\и «Спой вместе с героем» Книжкина больница |
Изготовление кормушки
Памятка «Придумываем сказку вместе» |
||
Декабрь | |||||
Книжкина неделя | Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, загадками.
Приобщать ребенка к художественной литературе. Воспитывать бережное отношение к книге. Знакомить с правилами поведения в библиотеке. |
Чтение
Н.Сладков «Отчего у лисы длинный хвост» » И.С. Соколов- Микитов «Белка» И. Мазин «Медведь» Р.н.сказка «Лисичка- сестричка и волк» К. Ушинский «Сказки» Выставка «Моя любимая книга» Рассматривание и беседа «Такие разные картинки» Рисование «Герой любимой книги» Экскурсия в библиотеку Д\и «Лото «Сказки» Викторина «Прогулка по сказкам» |
Акция «Подари книгу группе» | ||
У зимушки в гостях Художник Рачев Е.М. |
Обращать внимание детей на изобразительно – выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения)
Познакомить с художником-иллюстратором Рачевым Е.М. |
Чтение
Л.Чарская «Зима» С.Козлов «Мне приснились морозы» Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою» » И.С. Никитин «Жгуч мороз трескучий» В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» Русская народная сказка «Снегурочка» К.Бальмонт «Снежинка» Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…» Малые фольклорные жанры (прибаутка) «Как на тоненький ледок» С.Козлов «Зимняя сказка» Г. Скребитский «На лесной полянке» Рассматривание, чтение по желанию Г.Х. Андерсен «Снежная королева» Р.н.с. «Морозко» Сборник «С Новым годом» Сборник «Елочка» К. Чуковский «Елка» Знакомство с художником-иллюстратором Рачевым Е.М.(альбом с иллюстрациями, портрет, летбук «Художники детских книг») Загадки о явлениях природы Д\и «Чья иллюстрация?» Слушание р.н.с. «Два мороза» Книжкина больница |
Практикум для родителей «Украшаем ёлку всей семьёй».
Выставка поделок «Снежинка» |
||
Январь | |||||
Мой дом | Углубить литературные интересы детей, воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения. | Чтение
С.Черный «Когда никого нет дома» , «Строители» Г. Лагздынь «Строим дом» С.Михалков «А что у вас» С.Я. Маршак «Откуда стол пришёл?» Э. Мошковская «Играю работаю» А.Барто «Хромая табуретка» Рассматривание, чтение по желанию А Волков «Волшебник изумрудного города» С. Михалков «Все сумею сделать сам» Сборник «Детям» В.Левановский «Две руки» Загадки о предметах мебели Рассматривание демонстрационного материала «Строительные профессии», «Инструменты» Разыгрывание по ролям стихотворения «Киска» Д\и «Четвертый — лишний» |
Консультация « Как превратить чтение в удовольствие» | ||
Писатели и поэты Кубани | Знакомить детей с произведениями поэтов и писателей Кубани В.Нестеренко, В.Бардадым, Т. Голуб, Л. Мирошниковой
Развивать поэтический слух. Воспитывать любовь к родному краю. |
Чтение И.Бунин «Родник»
З. Александрова «Родина» В.Орлов «Дом под крышей голубой» Е.Серова «Родные края» Выставка книг писателей и поэтов Кубани: Н.Нестеренко «Считалочка» В.Нестеренко «Веснушки» Сборник кубанских писателей для детей В. Бардадым «Хозяюшка» Т. Голуб «Детские стихи» Л. Мирошникова «Как гусеница ходила в театр» В. Бардадым «Ванькины проблемы» Рассматривание фотоальбома «Кропоткин», сувенирных открыток «Краснодар» Пополнение коллекции «Магнитики «Города Краснодарского края» Д\и «Подбери картинку» |
Фотогалерея «Вот где я живу». | ||
февраль |
Художник Лебедев В. Транспорт |
Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора детских книг В.Лебедева
Закрепить знания детей о транспорте, с помощью печатных изданий показать его разнообразие. Продолжать прививать детям культуру общения с книгой. |
Чтение Б.
Заходер «Шофер» «Паровозик из Ромашкова» В.Драгунский «Мотогонки по отвесной стене» В.Приходько«Вот когда я взрослым стану» И.Пивоварова «Хочу летать» В. Голявкин «Путешественник» В. Ланцетти «Летчик, летчик» В.Лунин «Когда я взрослым стану» Рассматривание, чтение по желанию И.Ищук «Скорый поезд» О.Корнеева «Машины большие и маленькие» С. Маршак «Вот какой рассеянный» Знакомство с художником-иллюстратором В. Лебедевым (альбом с иллюстрациями, книги, портрет) Рассматривание энциклопедий «Транспорт», «Дорожная азбука» журналов «Авто» Книжка-раскраска «Специальный транспорт» Д\и «Литературное лото» |
Выставка детских работ «Современный транспорт» | |
Защитники Отечества. | Формировать гражданские черты личности, патриотические чувства. Учить осмысливать характеры персонажей, передавать свое отношение к ним. | Чтение
О. Высотская «Мой брат уехал на границу» О. Высотская «Слава армии» Л.Кассиль «Твои защитники» Рассматривание, чтение по желанию А. Гайдар ««Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове», «Поход» М. Ю. Лермонтов «Бородино» «Былины, легенды, притчи» О. Высотская «Мой брат уехал на границу»(сборник «Стихи и песенки к праздникам» Л. Кассиль «Твои защитники» З. Александрова «Дозор» А. Митяев «Почему армия всем родная» Рассматривание альбома «Военная техника», «Защитники Отечества»Энциклопедия «Беседы о войне» Д/и «Сложи картинку» |
Стенгазета «Защитники Отечества». | ||
Творчество Л.Н.Толстого детям | Познакомить с биографией и творчеством Л.Н. Толстого. Развивать умение понимать характер героев, усваивать последовательность развития сюжета. Воспитывать интерес и любовь к произведениям Л.Толстого. | Чтение
С. Маршак «Вот какой рассеянный» Р.Сеф «Добрый человек» З.Александрова «Жадный Егор» Рассматривание, чтение по желанию А. Барто «Мальчик наоборот» Н. Никитин «На зарядку становись» Знакомство с творчеством Л.Н. Толстова (портрет, биография) Выставка книг Л.Н. Толстой «Рассказы о детях» «Рассказы из азбуки» «Рассказы и басни» «Три медведя» «Сказки» Сборник «Про хорошо и плохо малышам» Знакомство с пословицами и поговорками о человеке Рассматривание демонстрационного материала «Виды спорта», нциклопедии «Я человек» Д\и «Узнай героя произведения» |
Изготовление книжки малышки с пословицами о труде | ||
Март | Мамин праздник | Раскрыть общественную значимость праздника Международный женский день. Продолжать учить замечать выразительные средства повествования. Воспитывать любовь и уважение к женщинам. | Чтение
Ненецкая сказка «Кукушка» А. Барто «Разговор с дочкой» Э.Успенский «Если был бы я девчонкой» Л.Воронкова «Что сказала бы мама» ГайдаЛагздынь «Кем ты будешь» Б. Заходер «Слесарь», «Повара», «Портниха», «Монтер» Р.н. сказка «Лень и Отеть» Рассматривание, чтение по желанию Сборник «Стихи и рассказы о маме» Сборник «Детям» Сборник «Стихи и песенки к праздникам» В. Осеева «Три сына» Знакомство с пословицами о труде и лени Изготовление открытки в подарок маме Рассматривание демонстрационного материала «Профессии», коллекциию открыток «Цветы» Д\и «Узнай иллюстрацию» Слушание М. Пляцковский «Счастливый день» Книжкина больница |
Составление фотоколлажа «Профессии моей семьи». | |
Весна | Закреплять умение детей оценивать поступки и нравственные качества героев произведений. Воспитывать любовь и интерес к различным жанрам детской литературы. | Чтение
С.Д.Дрожжин «Весеннее царство» И. Тютчев «Зима недаром злится» Р. Сеф «Отчего весна пришла весной?) Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!» И.С.Соколов- Микитов «Гнездо» Г.Снегирев «Ласточка» В.А.Жуковский «Жаворонок» Рассматривание, чтение по желанию Сборник «Рассказы о природе» С. Степанов «Родная природа» Соколов-Микитов «Весна в лесу», Загадывание загадок о птицах Рассматривание альбома «Весна», «Перелетные птицы» Рисование птиц с помощью шаблонов и трафаретов Д\и «Лото «Времена года» |
Изготовление файловой папки про птиц | ||
Апрель |
Сказки Пушкина |
Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина. Рассказать о жизни поэта. Помочь почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову | Чтение
Пермяк «Первая рыбка» О.Гигорьев «Сом» В.Орлов «Непослушный лягушонок» М. Яснов «Подводная считалка» Знакомство с творчеством А.С. Пушкина (портрет, биография, выставка произведений, фото изображения памятников) Выставка «Сказки Пушкина» «Сказка о золотом петушке»(худ. Лагуна В.) «Сказка о рыбаке и рыбке»(худ.Конашевич В) «Сказка о царе Салтане» Сборник «Сказки» Рассматривание иллюстраций к книгам Рисование «Золотая рыбка» Д\и «Сложи картинку» Книжкина больница |
Предложить показать детям мультфильмы по сказкам А.С. Пушкина. | |
Космос | Формировать интерес детей к научным знаниям. Воспитывать уважение к труду космонавтов. | Чтение
В.Бороздин «Первый в космосе» А. Леонов «Шаги над планетой» Т. Шорыгина «Голубая планета земля» «Солнце – источник жизни на земле» «Семья планет» «Звезды и созвездия» «Освоение космоса» Ю.Тувим «Чудеса» О.Мандельштам «Плачет телефон в квартире» В.Берестов «Кто чему научится» Г.Фаллада «История про день, когда все шло шиворот- навыворот» Рассматривание, чтение по желанию Ю. Гагарин «Вижу землю» Г. Дядина, А. Усачёв «Звёздная книга» Энциклопедия «Космос» Создание книги«Какие бывают роботы?» Д\и Домино «Космос» |
Буклет «Расскажите детям о космосе». | ||
Художник В.М. Конашевич |
Воспитывать любовь к природе, желание узнавать о ней новое посредством чтения литературных произведений. Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора В. М. Конашевича. Воспитывать интерес и познавательную активность к иллюстрированию детских книг. | Чтение
Т.Белозеров «Чем пахнут деревья» М.Пришвин «Золотой луг» М.Пришвин «Разговор деревьев» И .Мазнин«Солнышко и зернышко» Л.Воронкова «Живой фонарик» Г.Снегирев «Жук» Н.Сладков «Домашняя бабочка» В. Брбсов «Зеленый червячок» Рассматривание, чтение по желанию И. Крылов «Стрекоза и муравей» С. Маршак «Праздник леса» Знакомство с художником-иллюстратором В.М. Конашевич (презентация, альбом с иллюстрациями, портрет) Рассматривание демонстрационного материалла «Растения», «Насекомые» Д\и «Домино Растения» Книжкина больница |
Выставка совместных работ с родителями «Насекомые вокруг нас» (рисунки, аппликации, поделки) | ||
Май | |||||
За Родину | Формировать в сознании детей знаний о тяготах войны, о героях-солдатах и о труде людей в годы войны. Воспитывать чувство
патриотизма и благодарности к защитникам. |
Чтение
Т.А Шорыгина «Почему война называется Великой Отечественной» «Женщина на защите отечества» «Дети и война» «Четвероногие помощники на фронте» И.С.Никитин «Русь» Н.Рубцов «Привет, Россия,- родина моя!» А.Н.Плещеев «Отдохну- кА, сяду у лесной опушке» К.Д.Ушинский «Наше отечество» Рассматривание, чтение по желанию С. Алексеев «Первый ночной таран» А. Митяев «Мешок овсянки» Н.А. Кнушевицкая «Партизанская тропа» С. Смирнов Подвиг матери Л.Кассиль «Москва» Сборник «Рассказы о войне» К.Паустовский «Похождения жука носорога» Энциклопедия «Россия» Рассматривание коллекции открыток «Города-герои» Изготовление украшений на окна Д\и «Сказочные ассоциации» |
Изготовление фотовыставки на тему: «Широка страна моя родная» (путешествие всей семьи). | ||
Художник Ю.Васнецов | Формировать устойчивый интерес и любовь к книгам. Умение объяснять свой выбор понравившегося произведения. Воспитывать желание быть похожим на положительных героев. Продолжать знакомить с творчеством художника-иллюстратора Ю.Васнецовым. | Чтение
М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету» Р.н.с. «Василиса Прекрасная» А. Барто «Вовка – добрая душа» Б.Заходер «Мы-друзья» В.Драгунский «Друг детства» М.Дружина «Открытка» Рассматривание, чтение по желанию Сборник «Детям» Сборник «Про хорошее и плохое малышам» С. Маршак «Друзья-товарищи» Сборник «Сказки разных народов» Пословицы и поговорки о труде и лени Знакомство с художником-иллюстратором Ю. Васнецовым (альбом с иллюстрациями, портрет, биография) Рассматривание альбома «Лето», «Костюмы разных народов» Литературная викторина «Я люблю читать» Слушание арабская сказка «Приключения Симбада-морехода» Д\и «Лото «Разные сказки» |
Консультация «Летний отдых семьей» | ||
Перспективный план работы в книжном уголке в подготовительной группе детского сада
МЕСЯЦ |
ТЕМА |
Цели | Содержание уголка | Работа с родителями |
Сентябрь. | 1. Дружба
1-2 неделя |
Развивать устойчивый интерес к литературе. Учить понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формировать осознанное отношение к ним, обращать внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты, Закрепляют навыки аккуратного пользования книгой | 1. Сказки «Дружба зверей» (Худ.Ю. Васнецов),
Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья» Толстой Л.Н. Рассказы о детях 2. Книги по теме недели. Сказка (мордовская) «Как собака друга искала»/сборник/ С. Михалков «Мы с приятелем» В. Драгунский «Друг детства» \Хрестоматия\ Басня И.Крылова «Стрекоза и муравей». Энциклопедии · Мир растений · Насекомые 2. Игра «Найди свою сказку» 3. Беседа «Что мы знаем о книге» 4. Книжкина больница |
Рекомендации родителям выучить с детьми пословицы и поговорки о дружбе. |
2. Знакомство с творчеством А.С.Пушкина
3 неделя |
Продолжать знакомить детей с творчеством А.С. Пушкина. Рассказать о жизни поэта. Помочь почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову | 1 А. С. Пушкин «Осенняя пора…»\сборник стихов \
2.Сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке» 3.Рассматривание иллюстраций И. Билибина к сказкам А.С. Пушкина. Книги по теме недели: «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Былина (фрагмент) «Семь Симеонов» – русская сказка. В. Орлов «Дом под крышей голубой»(сборник) Познавательная литература. · Мир животных · Всё обо всём 5. Игра «Докончи фразу». 6. Рисование «Мой любимый герой сказки А.С.Пушкина» |
Предложить родителям принять участие в создании выставки «Мой любимый Пушкин» из книг семейной библиотеки. | |
3.Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу… 4 неделя |
Прививать чуткость к поэтическому слову; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения.Пополнять литературный багаж стихотворениями, потешками. | 1. Знакомство с поэзией
А.Н. Майков «Осень» (Книжка самоделка) К. Бальмонта «Сентябрь» Стихотворение Е. Трутневой «Осень» /сборник стихов/ Потешка «Сорока-сорока», «Гуси вы, гуси» Крылов «Стрекоза и муравей»; С. Маршак «Рассказы в стихах» 2. Игра «Доскажи словечко» 3. Энциклопедическая литература: · Растения, · Живой мир. |
Изготовление книжки-малышки «Правила поведения в лесу» | |
Октябрь | 1. Дары осени.
1 неделя |
Помогать детям использовать разные приемы и ситуации , правильно воспринимать содержание произведения.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизациях |
Книги в уголке Н. Носов «Огородники»
Дж. Родари «Чипполино» р.н.с. «Вершки и корешки» Шведская сказка «Мудрый крестьянин» 2. Книги по теме недели в сборниках Л.Н. Толстой «Старик и яблони» \сборник \ К. Ушинский «История одной яблоньки»\сборник сказок \ 3.Загадки по теме: «Овощи и фрукты» 4. Малые фольклорные формы. Составление рассказов и сказок по пословицам. 5. Игра «Отгадай загадку и найди отгадку» 6. Инсценированние сказки «Вершки – корешки». 7. Рассматривание иллюстраций Г. И. Огородникова к рассказам Н. Носова 8 Слушание «Мешок яблок» |
Консультация для родителей «Загадки как средство развития речи детей» |
2. В лес осенний мы пойдем.
2-3 неделя |
Воспитывать интерес и любовь к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст.Поддерживать желание рассматривать рисунки и оформление книг | 1. Книги по теме недели:
Я. Тайц «По ягоды» \сборник\ В. И. Даль «Война грибов с ягодами», «Старик годовик» (книжки – самоделки) М. Пришвин «Грибной лес» /сборник/ К. Чолиева «Деревья спят» /хрестоматия/ М. Пришвин «Разговор деревьев» Т. Шорыгина «Липа» 2. Рассматривание иллюстраций к сказкам В. И. Даля художника В. М. Конашевича. 3. Игра «Докончи фразу» 4. Энциклопедическая литература · Грибы · Мир растений · Деревья |
Изготовление книжки-малышки с придуманным всей семьей рассказом или сказкой о грибах и ягодах. | |
3. Знакомство с творчеством иллюстратора А.М. Лаптева
4 неделя |
Познакомить детей с биографией художника А.М. Лаптева. Рассказать о творчестве художника. Рассмотреть его иллюстрации к рассказам Носова, басен Крылова, журналы «Мурзилка».
Поддерживать желание рассматривать рисунки и оформление книг.Объяснить детям, как важны в книге рисунки |
1. Фото художника А.М. Лаптева.
2. Басня Крылова «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица» Н. Носов «Рассказы о Незнайке» Рассматривание иллюстраций к журналу «Веселые картинки», 3. Книги по теме недели Н. Носов «Заплатка», В. Драгунский «Денискины рассказы» Братья Гримм «Храбрый портной» Русская народная сказка в обработке А. Толстого «Царевна-лягушка». 4. Игра-лото «Художники – иллюстраторы» 5. Книжкина больница |
Памятка для родителей «Читаем детям». | |
Ноябрь |
1. Россия – наш общий дом. 1неделя |
Развивать интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям и воспитывать художественный вкус. | 1 «Лиса и медведь» (мордовская сказка).
Хесин В. Кисонька Мурлыка (потешки) Докучные сказки /сборник Р.Н.С./ 2. Книги по теме недели К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», С. Маршак «Праздник леса» Н.Носов «Телефон». . 3. Познавательная литература · Россия. · Вокруг света 4. Рассматривание иллюстраций И. М. Семёнова к рассказам Н. Носова 5.Игра: «Собери картинку» 6. Слушание р.н.с. «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» |
Фотовыставка «Где мы бывали с семьей» «Путешествие по стране» |
2. Наши пернатые соседи.
2-3 неделя |
Прививать любовь к живому, через художественную литературу. Поддерживать желание рассматривать рисунки и оформление книг. | 1. Книги по теме недели
Р.Н.С. «Петушок и бобовое зернышко» Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди», «Гадкий утёнок», В. Гаршин «Лягушка-путешественница» (рис. Пастухов А., Храмов В.) М.Пришвин «Ребята и утята» В. Бианки «Чей нос лучше?» Э. Успенский «Птичий рынок», Г. Скребицкий «Как галчонок есть научился» — /сборник / 2. Украинская народная сказка в обработке Л.Нечаева «Хроменькая уточка». 3. Игра«Угадай, о чем книга» 4. Познавательная литература · Мир животных. · Птицы · Пернатые друзья |
Совместное создание кроссворда «Перелетные птицы». | |
3. День матери
4 неделя |
Развивать интерес к художественной литературе. Приобщению детей к общечеловеческим ценностям; | 1. «Нет роднее дружка, чем родная матушка» — выставка книг о маме.
Д. Габе «Моя семья», Р.н.с. «Дочь и падчерица», «Терешечка». Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы» Р.Н.С. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала» (рисунки В.Сутеева) Туркменская сказка «Падчерица». 2. Игра «Собери картинку» 3. Рисование «Портрет мамы» 4. Составление рассказов «Моя любимая мамочка». 5. Рассматривание коллекции открыток «Цветы» 6. Слушание «Как волк теленочку мамой был» |
1.Изготовление поздравительной газеты «Мамочка любимая моя»
2. Папка передвижка с поздравлением и информацией о дне матери. |
|
Декабрь | 1. Животные
1- неделя |
Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, загадками.
Приобщать ребенка к художественной литературе. Воспитывать бережное отношение к книге. |
1.Маяковский В. Что ни страница-то слон, то львица.
Б.Житков «Храбрый утенок» В.Бианки «Лис и мышонок» С.Маршак «Жили-были два кота» Персидская сказка «Глупый медведь» 2. Книги по теме недели Е. Чарушин «Что за зверь?», В. Сутеев «Капризная кошка»/сборник «мои любимые сказки» Б. Заходер «Про всех на свете», Л.Н. Толстой «Белка и волк» Г. Снегирев «След оленя»\хрестоматия\ И. Соколов – Микитов «Листопадничек» Русская народная сказка в обработке М. Булатова «Сивка-Бурка». 3. Выставка детских рисунков «Моё любимое животное» 4. Познавательная литература · Животные наших лесов · Вокруг света Игра «Угадай, о чем книга». Рассматривание иллюстраций (животные) Книжки — раскраски «Домашние любимцы» Слушание р.н.с. «Волк, козел и баран» |
Фотовыставка на тему «Мой любимый питомец».
Изготовление книжки-малышки с правилами «Лес: что можно и что нельзя». |
2. Знакомство с научно – популярной литературой.
(энциклопедии) 2 неделя |
Расширять круг детского чтения за счет введения современных художественных произведений. | 1. Энциклопедии
· Птицы · Животные · Вокруг света. · Из чего сделаны предметы 2. Книги по теме недели Н. Сладков «Во льдах» Д. Киплинг «Книга джунглей» Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра» Т. Евдошенко «Берегите птиц»/сборник/ Ю.Никонова «Зимние гости»./сборник/ Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» Сказка К.Чуковского «Телефон» В. Сухомлинский «Птичья кладовая»\хрестоматия\ 3. Рисование наиболее запомнившегося и понравившегося эпизода произведения. 4. Игра «Докончи фразу». 5. Книжкина больница 6. Книжки – раскраски «Животные жарких стран и севера» |
Изготовление книжки-малышки с интересными фактами о животных и птицах. | |
3. Зимушка – зима
3-4 неделя |
Обращать внимание детей на изобразительно – выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения) Поддерживать желание рассматривать рисунки и оформление книг. | С.Маршак «Двенадцать месяцев»
С. Маршак «Быль – небылица М. Алексеев «Русская печка» из книги «Мишкино детство» ( рис. М. Петрова) РНС «По щучьему велению», Р.Н.С Зимовье (художник Ю. Васнецов) Русские народные колыбельные песенки «Баю-баю, баиньки». 1. К ниги по теме недели р.н.с. «В гостях у дедушки Мороза» Братья Гримм «Госпожа метелица» Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович». Познавательная литература · Времена года. · Сборник песен 2. Рассматривание альбома «Новый год». 3. Игра «Собери картинку» 4 Слушание «Два Мороза» |
1. Создание коллекции Новогодних открыток.
2.Консультация «Книга в жизни ребенка». |
|
Январь |
Ах, что за прелесть эти сказки. 2-3 неделя |
Пополнять литературный багаж сказками, рассказами. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность русского языка. | 1. Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Снегурочка», «Василиса прекрасная» (сборник сказок).
Авторские сказки: П.Ершов «Конек горбунок», Э. Успенский «Дядя Федр, пес и кот», С. Михалков «А что у вас?») и зарубежные сказки, Бр. Гримм «Горшок каши», Ш. Перро «Красная шапочка», Г-Х Андерсен «Снежная королева», «Принцесса на горошине») 2. Рассматривание иллюстраций Т. Мавриной к русским народным сказкам.. 3. Игры драматизации С. Маршака «Кошкин дом». 4. Игра «Собери картинку» 5. Рисование «Моя любимая сказка» 6. Книги по теме недели (Хрестоматия) С. Черный «Мчусь, как ветер, на коньках», Ф. Губин «Горка», В. Осеева «На катке» А. Гайдар «Голубая чашка», Рассказ М. Ю.Тувим «Стол», С. Маршак «Откуда стол пришёл?», «Кошкин дом». 7. Экскурсия в библиотеку 8 Слушание «Приключения Синбада-морехода», «Братец Кролик и смоляное Чучелко» 9. Книжкина больница. |
1.Выставка книжек – самоделок выполненных совместно с родителями
2. Родительское собрание «Сказка ложь, да в ней намек -всем родителям урок» 3. Подготовить сказки для домашнего чтения. |
Февраль | 1.Знакомство с творчеством писателей и поэтов Кубани.
1-2 недели |
Продолжать знакомить детей с произведениями поэтов и писателей Кубани В.Нестеренко, В.Бардадым.
Развивать поэтический слух. Воспитывать любовь к родному краю. |
1 Знакомство с биографией и творчеством поэта Нестеренко Владимира Дмитриевича
— чтение сборников «Веснушки», «О чем мечтают зерна» 2 Знакомство с биографией и творчеством поэтессы Варвары Бардадым. — чтение сборников «Хозяюшка» и «Маша вырасти хотела» 3Портреты В.Д. Нестеренко, В. Бардадым 4 Рисование по понравившемуся произведению. 5Рассматривание альбома «Кубань» 6 Д\и «Подбери картинку» А. Прокофьев «Родина»(сборник «Красный платочек») С. Баруздин «За Родину»(сборник «Страна, где мы живем» Александрова «Родина»(сборник День начинается с чудес») С. Михалков «Моя улица»(сборник «Веселый день) Ю. Энтин «Край, в котором ты живешь» С. Донченко «Кубань моя»(сборник «Кубань моя, пою твою красу») |
Привлечь родителей к пополнению библиотеки книгами писателей и поэтов Кубани. |
2.Защитники Отечества.
3-4 недели |
Формировать гражданские черты личности, патриотические чувства. Учить осмысливать характеры персонажей, передавать свое отношение к ним. | 1Выставка произведений А. Гайдар ««Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове», «Поход»
М. Ю. Лермонтов «Бородино» Энциклопедия «Беседы о войне» «Былины, легенды, притчи» О. Высотская «Мой брат уехал на границу»(сборник «Стихи и песенки к праздникам» Л. Кассиль «Твои защитники» З. Александрова «Дозор» Паустовский К. «Похождения жука носорога» А. Митяев «Почему армия всем родная» «Корабль» (Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду» стр. 98) 3 Д/и «Сложи картинку» 4 Книжки-раскраски на военную тематику 5Рассматривание альбома «Военная техника», «Защитники Отечества» |
1Фотовыставка «Вот такие наши папы»
2 Досуг «Вместе с папой» |
|
Март | 1.Международный женский день.
1-2 недели |
Раскрыть общественную значимость праздника Международный женский день. Продолжать учить замечать выразительные средства повествования. Воспитывать любовь и уважение к женщинам. | 1Выставка произведений
И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», В. Бианки «Три весны», Н. Сладков «Весенние ручьи» (сборник «Рассказы о природе») В Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом» Е. Благинина «Мамин день», Л. Квитко «Бабушкины руки»(сборник «Стихи и песенки к праздникам» Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить»(сборник «Рассказы и сказки») Тетерин К. «Будет мама рада очень»(сборник «Детям о маме») В. Осеева «Три сына» Е. Пермяк «Мамина работа»»(сборник «Рассказы и сказки») Р.н.с. «Варвара краса-длинная коса» Итальянская сказка «Находчивая девушка» Сборник «Стихи и рассказы о маме» 2Д/и«Узнай иллюстрацию» 3 4 Книжкина больница |
1Праздник «Концерт для любимых мам»
2 Изготовление книжки-малышки «Стихи о весне». |
2.Знакомство с творчеством С. Михалкова 3-4 неделя |
Познакомить с биографией и творчеством С. Михалкова. Развивать умение понимать характер героев, усваивать последовательность развития сюжета. Воспитывать интерес и любовь к произведениям С. Михалкова. | 1 Знакомство с биографией и творчеством С. Михалкова
Чтение «Дядя Степа» (сборник «Детям») «А что у вас?» (сборник «Веселый день») «Все сумею сделать сам» «Про девочку, которая плохо кушала» (рисунки В.Сутеева!) Сборник стихов «Мы едем, едем, едем..» 4 Рассматривание иллюстраций К. Ротова «Дядя Степа», «Дядя Степа милиционер» Чтение по теме недели Н. Носов «Карасик»(сборник «Про хорошо и плохо малышам» Е. Пермяк «Первая рыбка» (сборник «Рассказы и сказки») С. Сахарнов «Морские сказки» В. Маяковский «Кем быть?»(сборник «Стихи детям») С. Маршак «Как рубанок сделал рубанок» 5 Игра «Узнай героя произведения» |
1Предложить родителям выучить пословицы и поговорки о труде;
2 совместные рисунки родителей с детьми на тему «Кем я хочу быть» |
|
3. Знакомство с биографией и творчеством Р. Киплинга
5 неделя |
Познакомить с биографией и творчеством Р. Киплинга. Развивать способность замечать особенности его произведений. Воспитывать интерес к восстановлению взаимосвязи описанного с реальностью. | 1 Знакомство с биографией и творчеством Р. Киплинга
2 Чтение и рассматривание иллюстраций: «Почему у слоненка длинный хобот», «Рикки-тикки-тави» «Маугли» Сборник «Сказки» С. Степанов Зоопарк В. Маяковский Что ни страница-то слон, то львица 3 Книжка-раскраска «Маугли» 4Просмотр мультфильма «Маугли» 5 Чтение по теме недели В. Катаев «Цветик-семицветик» С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» 6 Игра «Кто быстрее соберет сказку» |
Конкурс семейного рисунка «Герои Р. Киплинга» | |
Апрель | 1.Космические просторы.
1-2 недели |
Формировать интерес детей к научным знаниям. Воспитывать уважение к труду космонавтов. | 1Выставка произведений о космосе
Ю. Гагарин «Вижу землю» Г. Дядина, А. Усачёв «Звёздная книга» Энциклопедия «Космос» 3Игра домино «Космос» 4Выставка детских работ «Я хочу в космос» Чтение по теме недели «Спорт» «Легенды и мифы Древней Греции (зарождение Олимпийского движения)» В. Радченко «Твой Олимпийский учебник» А. Барто «Веревочка»(сборник «Детям» С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» |
Изготовление книжки-малышки с пословицами и поговорками о спорте, ЗОЖ. |
2.Знакомство с творчеством В. Бианки
3 неделя |
Продолжать знакомить детей с творчеством В. Бианки. Донести до детей специфику творчества В. Бианки. Воспитывать любовь к природе, желание узнавать о ней новое. | 1Выставка книг В. Бианки
«Синичкин календарь», «Приключение муравьишки» «Чей нос лучше» «Лис и мышонок» «Первая охота» 2 Знакомство с биографией и творчеством В. Бианки 3 Рассматривание иллюстраций Е. Чарушина к произведениям В. Бианки 4Чтение по теме недели Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Козявочку» И.А. Крылов «Стрекоза и муравей» М. Михайлов «Лесные хоромы» 5 Игра «Кто так говорит?» |
Консультация «Удивительный мир В. Бианки» | |
3.Такие разные машины.
4 неделя |
Закрепить знания детей о транспорте, с помощью печатных изданий показать его разнообразие. Продолжать прививать детям культуру общения с книгой. | 1 Чтение по теме недели
С. Маршак «Багаж» Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике» М. Ильин «Машины на нашей улице» У. Дисней «Три поросенка отдыхают»(книжка-самоделка) Н. Калинина «Как ребята переходили улицу» Т. Морозова « Машины» П. Синявский «Отважная машина» И. Ищук Скорый поезд Энциклопедия «Автомобили» «Дорожная азбука» 2 Рассматривание альбома «Транспорт», журналов «Авто» 3.Книжка-раскраска «Специальный транспорт» 4. Игра «Спой с героем» |
Фотовыставка «Я и моя машина» | |
Май | 1.День Победы
1 неделя |
Формировать в сознании детей знаний о тяготах войны, о героях-солдатах и о труде людей в годы войны. Воспитывать чувство патриотизма и благодарности к защитникам. | 1 Выставка книг
С. Алексеев «Первый ночной таран» А. Митяев «Мешок овсянки» Н.А. Кнушевицкая «Партизанская тропа» С. Смирнов Подвиг матери Л.Кассиль «Москва» Сборник «Рассказы о войне» Энциклопедия «Беседы о войне И. Крылов «Лебедь, щука и рак» 2 Рассматривание альбома «Города-герои», «Награды войны» 3 Рисование «Салют» 4 Игра «Литературное лото» |
1Стенгазета «Бессмертный полк».
2Буклет «Знакомьте детей с историей Великой Отечественной войны». |
2 .Моя любимая книга
2-3 недели |
Формировать устойчивый интерес и любовь к книгам. Умение объяснять свой выбор понравившегося произведения. Воспитывать желание быть похожим на положительных героев. | 1Выставка домашних книг
2Рассматривание альбома «Как книга к нам пришла». 3Беседа «О моей любимой книге» 4 Чтение по теме недели С. Маршак «Как печатали книгу?» С. Маршак «Разноцветная книга» Я. Аким «Жадина»(сборник «Девочка и лев») Н. Носов «Рассказы о Незнайке» Сборник «Детям» 5Конструирование «Закладка» (Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду, стр. 102) 6 Игра «Сказочные ассоциации» 7 Загадки о героях литературных произведений 8 Слушание сказок по желанию детей Книжкина больница |
Консультация «Как превратить чтение в удовольствие» | |
3.Школа
4-5 недели |
Закреплять умение детей оценивать поступки и нравственные качества героев произведений. Воспитывать любовь и интерес к различным жанрам детской литературы. | 1 Чтение по теме недели
Л. Воронкова «Подружки идут в школу» Л.Н. Толстой «Филиппок» Л. Пантелеев «буква ТЫ» (сборник «Честное слово») Басня И. Крылова «Ворона и лисица» Я. Аким «Лето»(сборник «Девочка и лев») М. Пришвин «Золотой луг» Г. Скребицкий«Зацветает липа»(сборник «Рассказы») Е. Пермяка «Как Маша стала большой»(сборник «Рассказы и сказки») С. Михалков Все сумею сделать сам(сборник «Детям» В. Осеева Волшебное слово 2 Игра «Стань волшебником» 3 Рисование по понравившемуся произведению |
Стенгазета «Наш детский сад» |