Конспект НОД по развитию речи на тему Пересказ рассказа Золотой луг
Автор: Воспитатель Булычева Карина Владимировна.
МБДОУ «Детский сад№14″г. Воркуты Республика Коми г. Воркута.
Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа М.М. Пришвина « Золотой луг»
Файл: конспект НОД
Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа М.М. Пришвина
«Золотой луг»
Цель: Развитие связной речи (диалогической и монологической форм) и свободного общения со взрослыми и детьми.
Программное содержание:
Задачи
Образовательные:
- обучение связному последовательному пересказу текста отображать последовательность событий.Вызвать желание узнавать рассказ по
Развивающие:
- Развивать, мышление.
- Связная речь: довести до детей содержание и художественную форму рассказа в единстве
- Закрепить понимание специфики жанра рассказа, учить пересказывать от третьего лица
- развивать коммуникативные навыки взаимодействия со взрослыми и
детьми (умение слушать и слышать окружающих);
развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и
содержание литературного произведения.
Воспитательные:
- Формировать интерес к чтению
- Способствовать формированию навыка договариваться между собой и действовать согласованно
- Воспитывать у детей чувство красоты окружающего мира.
Словарная работа: идти в пяту, фукать, промысел.
Оборудование:
Портрет писателя М.Пришвина. Книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг»,
фото или картинки с изображением одуванчиков,
«одуванчики» из бумаги и кусочки ваты для дыхательного упражнения.
Ход НОД
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Методические приемы |
Вводная | А какое у вас сейчас настроение?
Игра «Пожелание» -Посмотрите на меня, у меня в руках представьте себе солнышко. Оно теплое, ласковое. Давайте это доброе солнышко передадим друг другу и пожелаем друг другу что-то хорошее на сегодняшний день. -Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком. Больше всего любил он детей и природу. Взгляните на его портрет (показ). Это портрет писателя Михаила Пришвина. Я прочту вам рассказ писателя Михаила Пришвина, который называется «Золотой луг». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка: Горел в траве росистой Цветочек золотистый. Потом померк, потух. И превратился в пух. (Одуванчик) -Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ? — Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»? -А что вы знаете об этом цветке? Словарная работа. В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно: Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там? Идти в пяту – идти друг за другом. Фукать – дуть. Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик» — Попробуем сами дунуть, издавая при этом «фу». В яркий солнечный денек Золотой расцвел цветок. Дует легкий ветерок – Закачался наш цветок. Сильный ветер дует – Лепестки волнует. (Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.) Белым шариком пушистым. Красовался в поле чистом. На него подуй слегка, Был цветок – и нет цветка. (Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.) |
Дети говорят друг другу добрые слова Рассматривание портрета Ответы детей Пух Одуванчик Да |
Организационный момент Сюрпризный момент Мотивация. |
Основная | -Располагайтесь поудобнее и слушайте внимательно.
Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг» «У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту. «Сережа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие. Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг — золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали». Вопросы по содержанию рассказа: 1. Какая забава с одуванчиками была у братьев? 2. Где жили братья? 3. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером? 4. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика? 5. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком? 6. Как, по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»? А как еще можно было бы назвать этот рассказ? Пересказ. Физминутка «Одуванчик» Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно поднимаются) Стебель тоненький, как пальчик. Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны) На поляну налетит, Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш») Одуванчика тычинки Разлетятся хороводом (Берутся за руки и идут по кругу) И сольются с небосводом. Игра на внимание — «утро, день, вечер» По команде «утро» дети приседают, как одуванчики сжимают свои лепестки; по команде «день» встают, распускаются как одуванчики, а по команде «вечер» опять приседают. |
Дети садятся на стульчики Ответы детей ответы детей Дети пересказывают рассказ |
Художественное слово Художественное слово Вопросы Художественное слово |
Заключительная | Рефлексия |
Дети прощаются и уходят в группу |
Подведение итогов |