Подготовка к обучению грамоте
Автор: воспитатель Сергеева Алёна Александровна.
ГБОУ Школа № 1375 г. Москва.
«Подготовка к обучению грамоте».
консультация для педагогов
Файл: консультация
Основные понятия о грамматическом строе речи
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Различают морфологический и синтаксическийуровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и, наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.
У ребенка с нормальным речевым развитием к старшему дошкольному возрасту оказываются сформированными все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика.
В норме у старшего дошкольника сформированы все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка – зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь – медведица – медвежонок – медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал-выбежал-перебежал).
Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Эффективность работы по формированию лексико-грамматической стороны речи детей через речевые дидактические игры и упражнения обеспечивается при выполнении следующих условий:
- многократность проведения одних и тех же игр (до тех пор, пока дети не справятся с поставленными перед ними речевыми задачами):
- многообразие проводимых дидактических игр для реализации определенных речевых задач (разнообразие форм, различное лексическое содержание);
- гибкое использование предлагаемых игр в зависимости от имеющихся у детей грамматических проблем;
- взаимосвязь в работе воспитателей и родителей.
В старшем дошкольном возрасте наглядность используется по мере необходимости, а также в зависимости от количества играющих. В индивидуальных и подгрупповых формах грамматической работы с детьми, а также в работе с подвижными микрогруппами можно использовать настольные дидактические игры с грамматическим содержанием. Существует ряд полиграфических настольных игр («Противоположности», «Большие и маленькие», «Четвертый – лишний» и другие). Можно подобрать соответствующий наглядный материал и оформить рукотворные вариативные настольные дидактические игры с грамматическим содержанием. Например, используя один и тот же наглядный материал, с детьми можно проводить такие игры как «Чего нет?» (форма им. существительного в родительном падеже ед. числа), «Что без чего?» (форма существительного в родительном падеже ед. числа с предлогом «без»), «Что забыл нарисовать художник?» (форма им. существительного в винительном падеже единственного числа) и т.п.
- В зависимости от использования в процессе игры различной атрибутики, двигательной активности, речемыслительной деятельности:
- в кругу с ловлей и бросанием мяча;
- в виде соревнования между двумя детьми, детьми всей группы, двух команд;
- в виде викторин;
- с использованием фантов за правильный ответ;
- с использованием элементов театральных костюмов (масок, шапочек).
В грамматической работе с детьми педагогом могут использоваться общеизвестные грамматические игры типа «Один – много», «Чего нет?», «Что без чего?», «Много чего?» и другие, разработанные В. И. Селиверстовым, А. К. Бондаренко, оригинальные игры таких авторов как Т. А. Ткаченко, Е. А. Пожиленко, А. В. Арушанова, И. С. Лопухина и других.
Старший дошкольный возраст
- «Один – много» (образование множественного числа существительных на материале лексической темы): стол – столы, стул – стулья, диван – диваны…
- «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами на материале лексической темы): стол – столик, стул – стульчик, диван – диванчик…
- «Чего (кого) много?» (форма множественного числа существительных в родительном падеже на материале лексической темы): столов, стульев, диванов…
- «Чего (кого) не стало?» (форма единственного числа существительных в родительном падеже на материале лексической темы): стола, стула, дивана…
- «Вкусный сок», «Поварята», «Чей листочек?», «Что из чего сделано?» (образование относительных прилагательных от названия фруктов, овощей, продуктов, названий деревьев, различных материалов): сок яблочный, апельсиновый…; суп овощной, рыбный, мясной, грибной…; листочек березовый, кленовый, дубовый…; стакан стеклянный, пластмассовый, деревянный, металлический…
- «Чьи хвосты (уши)?», «Бюро находок» (образование притяжательных прилагательных от названия птиц, животных): хвост лисий, заячий, медвежий…
- «Какой – какая – какое — какие?», «Про что можно так сказать?» (согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе): вишневый сок, вишневая начинка, вишневое варенье, вишневые деревья; пластмассовая ручка, пластмассовый совок, пластмассовое ведерко, пластмассовые игрушки…
- «Чей – чья – чьё – чьи?», «Про что можно так сказать?» (согласование притяжательных прилагательных с существительными в роде, числе): утиная семейка, утиный клюв, утиное перо, утиные крылья; лисий хвост, лисья нора, лисье ухо, лисьи уши…
- «Слова – действия» (образование разноприставочных глаголов): улетел, прилетел, залетел, вылетел, перелетел, влетел; зашел, пришел, вышел, перешел…
- «Назови как можно больше слов-признаков» (подбор однородных прилагательных к существительному): лиса – дикая, хищная, рыжая, пушистая, осторожная, ловкая…
- «Назови как можно больше слов-действий» (подбор однородных сказуемых к существительному): собака – лает, кусает, грызет, ласкается, охраняет, защищает, лежит, спит, бежит…
- «Прятки», «Где? Куда? Откуда?» (упражнение в практическом использовании простых и сложных предлогов).
- «Собери семейку слов», «Слова-родственники» (подбор родственных слов к заданному слову): снег – снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежный, подснежник…
- «Слова-неприятели», «Скажи наоборот» (подбор существительных, прилагательных, наречий, глаголов с противоположным значением): друг – враг, день – ночь; чистый – грязный, веселый – грустный; высоко – низко, далеко – близко, темно – светло…
- «Веселый счет» (согласование количественных числительных с существительным): один утенок, два утенка, пять утят; один ребенок, два ребенка, трое ребят…
- «Ещё лучше» (образование прилагательных и наречий в сравнительной степени): большой – больше, высокий – выше, сладкий – слаще, вкусный – вкуснее, холодно – холоднее…
- «Гномы и великаны» (образование существительных в превосходной степени): рука – ручища, усы – усищи, глаза – глазищи, кот — котище…
- «Что в чем живет?», «Женские профессии» (образование существительных с суффиксами «иц», «ниц», «онк», «енк», обозначающими профессии, посуду со значением вместилища): сахарница, хлебница, масленка, солонка; воспитательница, учительница, продавщица, дрессировщица…
Игры для развития грамматического строя речи
«Дополни предложение»
Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры.
Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила… — …книжки, тетради, портфель», — продолжают дети.
«Придумай предложение»
Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.
Ход игры.
Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:
— Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Маше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди по кругу камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: совершенствование грамматического строя речи.
Воспитатель приглашает детей поиграть в игру «Волшебный мешочек»
В этом мешочке спрятаны небольшие предметы (игрушечная кастрюля, зеркало, самолёт, машинка, поезд, лекарство, мяч).
Ход игры.
Для начала опустите руки в «волшебный мешочек» и попробуйте определить на ощупь что же это за предмет. Расскажите, что вы выбрали, кому и для чего нужен этот предмет.
1-йребенок. Это зеркало. Оно нужно логопеду, чтобы проводить с детьми артикуляционную гимнастику.
2-й ребенок. Это кастрюля. Она нужна повару, чтобы варить в ней суп.
3-й ребенок. Это лекарство. Оно нужно врачу, чтобы лечить людей.
4-й ребенок. Это весы. Они нужны продавцу, чтобы взвешивать продукты.
В: А в нашем детском саду повар тоже взвешивает продукты, когда варит щи , компот.
5-й ребенок. Это пианино. Оно нужно музыкальному руководителю, чтобы заниматься с детьми пением и танцами.
В: Ещё этот музыкальный инструмент нужен музыкантам и артистам.
6-й ребенок. Это мяч. Он нужен учителю физкультуры, чтобы учить нас быть ловкими, сильными и смелыми.
В: Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим не простым заданием.
Игра с мячом «Кто что делает?»
(Расширение словаря глаголов; развитие ловкости)
Воспитатель берет в руки мяч.
В: Давайте, вспомним что делают люди разных профессии. Я бросаю мяч одному из вас и называю профессию. Вы ловите мяч, говорите, что делает этот человек, и возвращайте мяч мне. Старайтесь сказать, как можно больше слов о каждом человеке.
В: Что делает Шофер?
1 ребенок. Крутит руль, меняет колесо, нажимает на сигнал, жмет на педали.
В: Что делает Капитан?
2 ребенок. Смотрит на карту, держит штурвал, отдает команды, смотрит бинокль.
В: Что делает Машинист?
3 ребенок. Дает сигнал, останавливает поезд, тормозит, ведет поезд.
В: Что делает Водитель трамвая?
4 ребенок. Объявляет остановки, открывает двери, сигналит.
В: Что делает Учитель?
5 ребенок. Учитель учит детей
В: Что делает продавец?
6 ребенок. Продавец продаёт товар
-Что делает врач? (Врач лечит людей)
-Что делает строитель? (Строитель строит здания)
-Что делает художник? (Художник рисует картины)
-Что делает повар? (Повар готовит еду)
В: Молодцы! Это была очень трудная игра. Я горжусь вами.