Авторская программа развития музыкальных способностей
Автор: Музыкальный рукововдитель Шубенкова Татьяна Евграфовна.
МОУ детский сад № 366 г.Волгоград.
«Ложки озорные» Программа дополнительного образования по обучению игре на русских народных инструментах детей 5-7 лет
Авторская программа развития музыкальных способностей посредством игры на русских народных инструментах (ложках) рассчитана на 3 года обучения дошкольников пяти – семи лет.
Файл: программа
«Ложки озорные» Программа дополнительного образования по обучению игре на русских народных инструментах детей 5-7 лет.
Пояснительная записка. Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. Современное музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах.
Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают его насквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры.
Разработанная программа развития музыкальных способностей посредством игры на русских народных инструментах рассчитана на 3 года обучения дошкольников пяти – семи лет, и является попыткой обновления содержания музыкального воспитания по разделу «Игра на музыкальных инструментах» в условиях дошкольного образовательного учреждения. Реализация программы происходит в процессе изучения истории, традиций и фольклора русского народа, через организацию продуктивной музыкальной деятельности детей.
Новизной и отличительной особенностью программы «Ложки озорные» является обучение детей игре на ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах, приобщение к творческой деятельности.
Создание ритмических и инструментальных импровизаций, танцевальных композиций, игровых миниатюр, инсценировок, создание самодельных музыкальных инструментов.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха и чувства ритма, с формированием исполнительской культуры, мотивации и установки на творчество.
Цель программы.
Обогащение духовной культуры детей через игру на русских народных инструментах
Задачи программы:
♦ Приобщать детей к русской национальной культуре;
♦ Обучать основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формировать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах;
♦ Развивать музыкальные способности дошкольников;
♦ Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.
Направления работы:
♦ Знакомство с русскими народными инструментами (струнными, духовыми, ударными);
♦ Самостоятельное исполнение произведений на русских народных и самодельных музыкальных инструментах.
Основной формой работы являются групповые занятия в кружке. Занятия проводятся один раз в неделю. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направлена на решение конкретных проблем и затруднений ребенка.
Содержание работы:
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятия, от занятия к занятию он усложняется. Заинтересовав детей, развив желание заниматься, переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.
Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники игры, на каждом занятии рекомендуется использовать пальчиковые, дидактические игры, игры с палочками и ритмические упражнения.
Принципы построения педагогического процесса:
♦ Принцип фасциации (очарование детей);
♦ Творческой направленности;
♦ Игрового познания;
♦ Максимальной самореализации.
Методы и приемы обучения:
♦ Наглядные: (показ педагога, пример, помощь в звукоизвлечении);
♦ Словесные: (убеждение, поощрение, объяснение, описание, использование попевок, прибауток, песен, скороговорок);
♦ Практические:(разучивание, повторение, самостоятельное исполнение индивидуально и в ансамбле).
Этапы работы:
Весь образовательный цикл делится на три этапа:
1 этап – подготовительный (средняя группа)
Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.
Решение программных задач происходит на музыкальных занятиях.
Задачи:
♦ Учить внимательно и заинтересованно слушать русскую народную музыку, чувствовать ее характер, узнавать песни, пьесы по мелодии.
♦ Учить правильным способам звукоизвлечения на ложках и русских народных инструментах.
♦ Побуждать ритмично передавать особенности музыкального образа, соблюдая темп, динамические оттенки, учить воспроизводить достаточно точно метрическую пульсацию.
♦ Приобщать к слаженной игре на народных инструментах в небольшом ансамбле.
2 этап – старшая группа
Цель: закрепление материала, пройденного на первом этапе: развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.
Задачи:
♦ Приобщать детей к русской национальной культуре:
— знакомить с народными промыслами «золотая хохлома», народной песенной культурой, с традициями проведения народных праздников.
♦ Побуждать внимательно заинтересованно слушать музыку, исполняемую на русских народных инструментах.
♦ Учить исполнительской деятельности на ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах:
— учить приемам игры на двух ложках (держа ложки в одной руке);
— совершенствовать способы звукоизвлечения на знакомых народных инструментах (барабан, бубен, треугольник, коробочки, шумелки…);
— побуждать играть в ансамбле слаженно, ритмично;
— учить точно исполнять несложный ритмический рисунок на народных и самодельных музыкальных инструментах.
♦ Побуждать эмоционально изображать в движении свое отношение к музыкальному образу в танце, народной игре, игре на народных музыкальных инструментах.
3 этап – подготовительная группа
Цель: закрепление материала пройденного на втором этапе.
Задачи:
♦ Продолжать знакомство с традициями народной культуры:
— русскими календарными праздниками;
— художественно-прикладными промыслами;
— народным песенным искусством.
♦ Развивать исполнительское мастерство на русских народных инструментах:
— совершенствовать технику игры на двух ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;
— познакомить с приемами игры на трех ложках.
♦ Играть ансамблем: ложкарей, ударных народных инструментов, самодельных музыкальных инструментов.
♦ Создать предпосылки к творческой самореализации детей:
— создавать творческие композиции, танцевальные импровизации на ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;
— находить новые приемы игры на ложках и самодельных музыкальных инструментах;
— побуждать к самостоятельному (и с помощью взрослых) изготовлению самодельных музыкальных инструментов.
♦ Побуждать к самостоятельному исполнению народных песен и игре на русских народных инструментах в самостоятельной деятельности: в условиях детского сада и семьи.
Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, музыкальное развитие детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по использованию народных музыкальных инструментов в самостоятельно-игровой деятельности и музыкальном уголке, изготовление самодельных музыкальных инструментов.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, папки раскладушки, информационные стенды, семинары практикумы, мастер — классы и анкетирование по вопросам музыкального развития детей.
В программе широко используются технические средства обучения: музыкальный центр, фотоаппарат, DVD, видеокамера и д.р.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: конкурсы на лучшее исполнение сольной пьесы, ансамбль внутри коллектива, праздничные утренники (8 марта, Выпуск в школу…), фольклорные праздники (Кузьминки, От зари до зари веселятся ложкари…), развлечения и досуги (Осенины, Посиделки, Завалинка), отчетные концерты, участие в смотрах, конкурсах, фольклорных фестивалях.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.