Информационно-познавательный проект Мы пожарные
Автор: воспитатель Молчанова Юлия Леонидовна.
МБДОУ «Детский сад № 38» Балашиха.
Проект «Мы пожарные!»
Файл: проект
Актуальность проекта
Сколько летогонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем селе. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.
Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи:
Обучающие:
1.Познакомить детей с огнём и его свойствами.
2.Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
3.Познакомить со средствами пожаротушения.
4.Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
5.Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
6.Научить детей набирать номер телефона пожарной части, уметь вести диалог с пожарными по телефону (чётко знать и называть свой адрес).
Развивающие:
1.Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
2.Развивать творческие способности дошкольников.
3.Формировать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
Воспитательные:
1.Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
2.Воспитывать у детей чувство ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.
3.Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
4.Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Предметная среда: уголок безопасности, дидактические игры, настольно-печатные игры, иллюстрированный материал, плакаты, познавательная и художественная литература для детей в книжном уголке, детские рисунки, разные виды театра, диафильмы, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Юные пожарные», номера телефонов служб.
Предварительная работа:
Экскурсии в медицинский кабинет, на кухню, в прачечную; наблюдение за деятельностью медицинской сестры, повара, прачки.
Беседы, рассказы, совместное со взрослыми обсуждение деятельности людей разных профессий (повар, прачка, медицинская сестра) на основе впечатлений, полученных во время экскурсий и наблюдений.
Обсуждение с детьми возможных тем сюжетно-ролевой игры; предполагаемых ролей; ролевых действий; используемых игрушек, атрибутов.
Изготовление предметов, атрибутов для предстоящих ролевых игр в совместной продуктивной деятельности со взрослыми.
Изготовление дидактических игр, пособий.
Принципы:
Решая задачи по формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, проект основывался на следующих принципах:
• Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.
• Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
• Наглядность.
• Креативность с использованием ИКТ.
• Гуманизация, где во главу поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Вид проекта: краткосрочный, информационно-познавательный.
Этапы осуществления проекта:
1.Подготовительный этап:
Постановка проблемы.
Обогащение предметно — развивающей среды.
Подготовка программно — методического обеспечения для реализации проекта.
2.Реализация проекта:
Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.
Практическая часть: беседы, непосредственная образовательная деятельность, продуктивная деятельность, экскурсии, дидактические, сюжетно-ролевые игры.
3.Заключительный этап:
Анализ детской деятельности.
Выводы по результатам работы с детьми.
Открытый показ НОД по физической культуре «Мы — пожарные» в рамках семинара «Формирование основ безопасного поведения в условиях пребывания детей в ДОУ»
Реализация проекта.
Виды деятельности:
1.Ознакомление с художественной литературы.
Чтение:С.Я.Маршак «Кошкин дом».
Чтение стихотворенияС.Я. Маршак «Пожар».
Чтение сказок «Как человек подружился с огнём»; «Как огонь воду замуж взял».
Конкурс чтецов «Спички детям не игрушки».
2.Игровая деятельность.
Игры «Лото-пожарная безопасность», «Назови причины пожара», «Сложи картинку», «Карточная викторина», «Хорошо-плохо»
Дидактическая игра «Огнеопасные предметы».
Дидактическая игра «Причины пожаров».
Строительные игры: «Гараж для пожарных машин».
Игра «Доскажи словечко».
Сюжетно — ролевые игры «Один дома», «Пожар в городе».
Игра «Как делать нельзя».
3.Коммуникативная деятельность.
Беседа «Огонь друг или враг?»
Беседа «Эта спичка невеличка».
Отгадывание загадокоб огне.
4.Познавательно-исследовательская деятельность.
Опыты.
Экспериментирования с различными материалами.
Рассматривание плакатов, иллюстраций на тему противопожарной безопасности.
Экскурсия по детскому саду.
Просмотр видеороликов «Успеть спасти или один день из жизни пожарного», «О правилах пожарной безопасности».
5.Продуктивная деятельность.
Выставка рисунков «Огонь добрый, огонь злой».
6.Трудовая деятельность.
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
7.Двигательная деятельность.
Тренировочная эвакуация.
Взаимодействие с родителями.
Размещение в уголке для родителей статей, материалов о пожарной безопасности в домашних и природных условиях;
Оформление папок-передвижек по профилактике пожарной безопасности.
Заключение.
Анализ детской деятельности.
С определения темы предстоящей деятельности, дети с большим интересом включились в работу. Актуальные вопросы по теме начали задавать с накоплением содержания и опыта взаимодействия.
В ходе совместной работы детей и взрослых по обсуждению и реализации проекта у детей нарастал интерес, активность. Постепенно излишняя эмоциональность сменились деловитостью, осознанностью, старанием прислушиваться друг к другу, относительной свободой в общении со взрослыми.
Наблюдая в течение всей работы за детьми, взрослые, работающие с ними, отмечали изменения и в поведении во время организованной деятельности, и во взаимодействии детей. Но самым важным было то, что дети охотно и содержательно переносили все свои полученные впечатления в самостоятельные игры. Дети не только изображали действия, но и постоянно использовали ролевые диалоги. У детей активизировался словарный запас, появился интерес и расширились знания об окружающей действительности и работе пожарных.
Проведённая работа дала положительные результаты. У детей выработались практические навыки поведения в чрезвычайных ситуациях, что поможет детям сохранить их жизнь и здоровье.
Выводы:
Ход проектирования и реализации работы, её результат, анализ детской деятельности позволяют сделать следующие выводы,проведенная работа дала свои положительные результаты.
У детей выработались навыки неукоснительного выполнения правил пожарной безопасности и практические навыки поведения в чрезвычайных ситуациях, что поможет им при необходимости сохранить свои жизни и здоровье.
Дети запомнили номера телефонов пожарной части и научились ими пользоваться.
Расширились знания у воспитанников об окружающей действительности и работе пожарных, обогатился теоретический и практический опыт, активизировалось их речевое общение. К концу проекта дети сразу же осмысленно отвечали на поставленные вопросы, оценка полностью адекватна.
Дети стали более милосердными и стали бережнее относиться к окружающему миру.
Список источников информации.
1.Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160с.
2.Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 96с.
3.Волочкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. – Воронеж «Учитель», 2004. – 207с.
4.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2010. – 416с.
5.Шорыгина Т.А. Основы безопасности для детей 5 – 8 лет. – Т.Ц. Москва, 2007. – 80с.
6.Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: Сфера, 2008.
7.Шипунова В.А. Детская безопасность. Учебно-методическое пособие для педагогов. – М.: «Цветной мир», 2013 – 95с.