Речевое развитие детей дошкольного возраста
Автор: Воспитатель Кирова Екатерина Валерьяновна.
МАДОУ «Детский сад «Гусельки» г. Югорск .
Народный фольклор как средство познавательно – речевого развития детей дошкольного возраста
Программа «Народный фольклор, как средство познавательно – речевого развития детей дошкольного возраста» интересна тем, что малыши знакомятся с прекрасным миром народного фольклора на протяжении всего дошкольного периода. Народный фольклор — это синтез поэтического народного слова и движения. Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая, народные тексты.
Файл: проект
Народный фольклор как средство познавательно – речевого развития детей дошкольного возраста
Пояснительная записка
Краткая аннотация на представленный материал
Программа «Народный фольклор, как средство познавательно – речевого развития детей дошкольного возраста» интересна тем, что малыши знакомятся с прекрасным миром народного фольклора на протяжении всего дошкольного периода. Народный фольклор — это синтез поэтического народного слова и движения. Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая, народные тексты.
Актуальность темы детский фольклор
Фольклор — народная мудрость, поэзия и культура народа. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Получается, что именно с фольклором ребенок встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы.
Задача педагога при изучении фольклора — развивать речь, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию, воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания. Но самое главное — использовать материал ненавязчиво и увлекательно.
Проблема:
С появлением компьютерных технологий и увлеченностью детей компьютерными играми живая образная детская речь эмоционально оскудела. В современном обществе происходит трансформация народного фольклора. В связи с этим появились противоречия между тем, что народный язык начинает терять эмоциональность, ее заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Объект исследования: процесс познавательно-речевое развитие дошкольников.
Предмет исследования: народный фольклор.
Цель: познавательно-речевое развитие обучающихся через народный фольклор.
Задачи:
— изучить опыт работы по данному направлению;
— подобрать литературу;
— провести диагностику воспитанников по познавательному и речевому развитию;
— составить план работы;
— привлечь к реализации проекта родителей (законных представителей) воспитанников, сотрудников учреждения.
Гипотеза
Предположим, что приобщение дошкольников к познавательно-речевой деятельности через игровые миниатюры, инсценировки народных фольклорных праздников, будет развивать речь, обогащать словарный запас детей, повысится интерес к культуре народов России.
Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к познавательно-речевой деятельности через игровые миниатюры, инсценировки народных фольклорных праздников. Проект по срокам длительный, состоит из четырех этапов, соответствующих каждой возрастной ступени. Результатом работы на каждом из этапов проекта является завершенный мини-проект.
Практическая ценность работы
Данные материалы помогут педагогам ДОУ определить основные направления и содержание работы по развитию речи дошкольника через ознакомление с народными фольклорными произведениями.
Необходимость в создании данного проекта заключается в том, что познавательно-речевое развитие воспитанников стоит рассматривать как многосторонний процесс, основанный, в том числе, на традициях народов России.
I этап. Младшая группа
Первый мини-проект – «Мы потешки узнаем, вместе весело живём».
Значимость народного фольклора очень велика в адаптационный период. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, помогает установить контакт, вызвать положительные эмоции у детей, заклички приглашают детей поиграть в игры, использование колыбельных песен во время сна создает комфорт нахождения в детском саду, желание услышать, запомнить и использовать их во время игр.
Цель: развитие связной речи детей через ознакомление с устным народным творчеством.
На первом этапе проекта разработан и реализован план мини-проекта.
План работы на 2015-2016 годы
Месяц | Взаимодействие с детьми /формы и содержание работы | Взаимодействие с педагогами / формы и содержание работы | Взаимодействие с родителями/ формы и содержание работы | Самообразование/ формы и содержание работы |
Сентябрь | Чтение с детьми рус. н. сказки «Курочка — Ряба», потешки «Наша Маша маленькая», «Огуречик, огуречик!» | Беседа с родителями: «Какие сказки любят слушать дети». | Создана библиотека детских книг | |
Октябрь | Познакомить детей с настольным театром, сказка «Колобок» Разучить хороводные игры «Заинька походи» | Консультация с родителями «Читаем вместе с детьми стихи» | Изготовление кукольного театра из подручного материала | |
Ноябрь | Знакомство с новой русской народной сказкой «Козлята и волк» продолжили дальше знакомиться с хороводными играми «Зайка, зайка, что с тобой?» Заучивание потешки «Петушок, петушок» | Просмотр кукольного театра «Теремок» на празднике «Осенины» в музыкальном зале. | Консультация для родителей: «Чему учат потешки?» | Пополнение картотек потешек и иллюстраций альбома к потешкам. |
Декабрь | Заучивание с ребятами «Каравай» Разыгрывание настольного театра «Теремок». | Создана папка, передвижка «Учим вместе с ребенком потешки, развиваем память, мышление, речь» | Изучение литературы по подвижным играм. Обновление картотеки игр. | |
Январь | Знакомство с новой русской народной сказкой «Три медведя»
продолжили дальше знакомиться с хороводными играми «Карусель» |
Беседа с родителями «Как детский фольклор влияет на речь ребенка» | Изучение литературы по подвижным играм.
Обновление картотеки игр. |
|
Февраль | Заучивание с ребятами потешки «Чики – чики, чикалочка», «Ладушки»
Разыгрывание масочного театра «Репка» Знакомство с новой русской народной сказкой «Маша и медведь» |
Создание масочных персонажей к сказке. | Изготовление масочного театра | |
Март | Знакомство с новой русской народной сказкой «Заюшкина избушка»
Заучивание наизусть и обыгрывания пальчиковой игры «Идет коза рогатая» |
Изготовление папки передвижки для родителей «Польза пальчиковых игр для развития речи» | Обновление картотеки пальчиковых игр. | |
Апрель | Познакомить детей с новой формой устного народного творчества – загадками. Знакомство детей с новым пальчиковым театром «Кот, петух и лиса» | Просмотр кукольного театра «Заяц в огороде» на празднике «Веснянка» в музыкальном зале. | Консультация для родителей «Как научить ребенка отгадывать загадки» | Пополнение картотеки новыми загадками |
Май | Продолжать знакомить детей с загадками, учить понимать смысл загадки.
Познакомить детей с новой сказкой «Гуси – Лебеди» Заучивание потешки «Дождик – дождик, полно лить» |
Пополнение картотеки новыми загадками.
Пополняем картотеку потешек |
||
Развлечение «Мы потешки узнаем, вместе весело живём» (Приложение1). |
В работе с детьми мы используем следующие виды фольклора:
Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Изготовили с помощью родителей масочный театр, и обыграли с ребятами сказку «Репка». Познакомились с пальчиковым театром, обыграли сказку «Курочка Ряба». Научились последовательно составлять сказку из сюжетных картинок.
II этап. Средняя группа
Второй мини-проект — «В сказке — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок».
Фольклор является богатейшим источником нравственного познавательно-речевого, развития детей. Через фольклор дети лучше усваивают звуковую систему языка, овладевают основными грамматическими формами, появляются сложные формы предложений, осваивают навыки разговорной речи. Фольклор помогает в развитии различных средств интонационной выразительности, накапливается и обогащается активный словарь.
Цель сказки заключена в словах: «в сказке — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок» — урок быть добрым, смелым, находчивым, трудолюбивым. Через сказку дети получают понятие о зле, добре, лжи, хитрости, узнают о том, что если стараться и верить, то добро обязательно победит зло, и всё закончится хорошо.
Цель: познавательно-речевое развитие дошкольников через игровые миниатюры.
На втором этапе разработан и реализован план мини-проекта.
План работы на 2016-2017 год
Месяц |
Взаимодействие с детьми /формы и содержание работы | Взаимодействие с педагогами / формы и содержание работы | Взаимодействие с родителями/ формы и содержание работы | Самообразование/ формы и содержание работы |
Сентябрь | Знакомство с русской народной сказкой «Про Иванушку – дурачка» | Беседа с родителями «Зачем ребенку нужна сказка» | Создаем картотеку сказок для детей 4-5 лет | |
Октябрь | Познакомить детей с новой русской народной сказкой «Сестра Аленушка и братец Иванушка»
Чтение потешки «Вот они сапожки», «Зайчишка трусишка…» |
Консультация для родителей «Читаем вместе с детьми сказки» | Продолжаем пополнять библиотеку сказок и хороводных игр. | |
Ноябрь | Разучивание новой хороводной игры «Ежик»
Познакомить детей с новой сказкой «Жихарка» Заучивание потешки «Скок, скок, поскок» |
Беседа с родителями «Как влияет на развитие детей хороводные игры» | Продолжаем пополнять библиотеку сказок и хороводных игр. | |
Декабрь | Познакомить детей с новой русской народной сказкой «Лиса-лапотница» Заучивание заклички «Морозушка, мороз», «Сегодня целый день» | |||
Январь | Познакомились с новым праздником «Святки» разучивание колядок | Беседа с родителями «Рассказываем детям как много больше о русских народных праздниках» | ||
Февраль | Познакомить детей с новой русской народной сказкой «Лиса и козел»
Знакомство с перевертышами «Шла торговка мимо рынка» |
Консультация для родителей «Перевертыши, что это такое и какую роль они играют в жизни детей» | Пополняем картотеку закличек, перевертышей. | |
Март | Разучивание заклички «Черемушка, зеленая», «Ягодка клюква»
Познакомили детей с новой русской народной сказкой «У страха глаза велики» Заучивание заклички про весну. |
Беседа с родителями, «Какие бывают сказки для детей» | ||
Апрель | Театральная весна. «Домашние театры. В сказке — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок» | |||
Май | Викторина «Любимые пословицы, поговорки, заклички» |
III этап. Старшая группа
Третий мини-проект – «Российские праздники хотим мы знать, чтобы патриотами нам стать».
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности, посредством этого раскрываются такие понятия, как «национализм», «интернационализм», «патриотизм».
Цель: познавательно-речевое развитие дошкольников через знакомство с традициями и обычаями русского народа.
В рамках этого мини-проекта разработан план работы.
План работы на 2017-2018 годы
Месяц | Тема |
Задачи |
Взаимодействие с педагогами |
Октябрь | «Праздник Осенины»
(хороводные игры) |
Музыкальный руководитель | |
Ноябрь | «Праздник Мам»
(частушки) |
1. Воспитывать у детей уважение, заботливое отношение к матери. | Музыкальный руководитель |
Декабрь | Подготовка и показ кукольного театра «Теремок» | Учиться передавать содержание сказки, исполняя простейшие роли. | Музыкальный руководитель |
Январь | «Гуляют ребятки в зимние святки» — развлечение. | 1.Познакомить с календарным праздником Зимние Святки, его обычаями, традициями.
2.Рассказать о рождественских праздниках и колядках. 3.Познакомить детей с обстановкой русской избы (чугунок, деревенский половичок), использовать устный фольклор. 4.Выучить с детьми колядки. |
Музыкальный руководитель, дети старшей группы |
Февраль | Развлечение«Широкая Масленица» | 1.Рассказать детям о Масленице. 2.Познакомить с песенками — закличками, обрядами, загадками, пословицами.
2.Разучить масленичные игры на музыкальных инструментах, частушки, хороводные игры, забавы |
Музыкальный руководитель, дети, родители |
Февраль | Просмотр китайского театра
«Веселый оркестр» «Русские народные музыкальные инструменты» |
1.Развивать тембровый слух у детей, играя в оркестре.
2. Закрепить навыки игры на бубне, маракасах, дудочке, металлофоне. |
Сотрудники и дети центра НОРД
Музыкальный руководитель |
Март | Развлечение«Сороки» | 1. Дать представление о старинном весеннем обычае – встрече птиц.
2.Знакомить детей с народными приметами весны, закличками. 3.Закреплять в играх, хороводах знакомые танцевальные движения. 4.Обогащать словарный запас детей 5.Обогатить фольклорный репертуар загадками, закличками о птицах и о весне. |
дети старшей группы |
Апрель | Русский национальный костюм
«Вербный базар» «Пасха» |
1.Познакомить с элементами народного костюма (кокошник, сарафан, фартук, рубаха), предметами быта.
2. Дать начальные знания о праздниках – Вербное воскресенье и Пасха. 3.Разучить пасхальные игры, развивать игровое взаимодействие детей. 5. Развивать воображение и фантазию детей при украшении пасхальных яиц |
Дети старшей группы |
Май | «Русский платок» | 1.Познакомить детей с деталью женской одежды – платком.
2. Дать представления об истории возникновения платка 3. Познакомить с Павлово-Посадским платком. 4. Учить детей использовать платок, как модный современный аксессуар одежды. 5. Активизировать познавательный интерес к творчеству своего народа. |
|
«Знакомство с русским народным танцем» | 1. Познакомить детей с историей русских народных танцев.
2. Учить выполнять танцевальные движения одновременно, эмоционально, ритмично. 3.Развивать танцевальные и музыкальные способности, чувство ритма |
Взаимодействие с педагогом из «Прометея» | |
Развлечение«Во поле берёзка стояла» | 1.Художественное слово о русской березе (рассказ, стихи).
2. Разучивание хоровода с пением «Во поле березка стояла». |
Родители помогли создать лэпбук о русских праздниках. Содержание лэпбука направлено на воспитание любви и интереса к русским народным традициям; на развитие воображения логического и творческого мышления, речи, памяти; расширение кругозора.
Содержит:
- История праздника.
- Традиции праздника.
- Символы праздника.
- Музыкальные инструменты.
- Частушки.
- Раскрась картинку.
- Картинки-половинки на каждый праздник.
- Игры на каждый праздник.
IV этап. Подготовительная к школе группа
Четвертый мини-проект – «Россию любим – изучать ее народы будем».
Ребёнка, воспитанного на родных ему сказках, играх, песнях, интересует и фольклор других народов. Они с уважением начинают относиться к чужим обычаям.
Цель: познавательно-речевое развитие дошкольников через знакомство с традициями и обычаями народов России.
В рамках этого мини-проекта разработан план работы.
План работы на 2018-2019 годы
Месяц | Тема |
Сентябрь | «Кто мы, откуда? Где наши корни» |
Октябрь | «Национальности нашей страны» |
Ноябрь | Концерт ко Дню Матери: «Народы России всех мам поздравляют…» |
Декабрь | «Сказки народов Севера» |
Январь | «Знакомство с костюмами народов России» |
Февраль | Игры народов Севера |
Март | Развлечение «Вороний день» |
Приобщение детей к народной культуре является трудоемким, энергозатратным, однако очень благодатным, востребованным делом. При систематической работе дети становятся действительно более толерантными, осознают значимость не только русского народа, но и других национальностей, которые живут на просторах нашей многонационально России.
Результаты данного проекта
На каждом этапе проекта в начале и в конце года была проведена диагностика дошкольников с целью выявления уровня сформированности познавательно-речевого развития, данные представлены в диаграммах.
Заключение
Знакомство с народным фольклором обогащает у ребенка чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии:
- Овладение навыками правильной речи; изучение малых поэтических фольклорных форм.
- Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству.
Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д., не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Список литературы
- Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н. В. Алешина. — М.: Просвещение, 2008.
- Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст] / В. П. Аникин. — М.: Вече, 1999.
- Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] : учеб.-метод. пособие / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок [Текст] / Л. Д. Короткова. — М.: 2006.
- Науменко, Г. М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах [Текст] / Г. М. Науменко. — М.: Вече, 1999.
- Разина, Т. М. Русское народное творчество [Текст] / Т. М. Разина. — М.: Вече, 1999.
Приложение 1
Развлечение с родителями в средней группе «Театральная весна»
Задачи:
- формировать умение поддерживать речевое общение;
- продолжать знакомить детей с театральным искусством, видами театров, русским самодеятельным театром — балаган;
- закрепить правила поведения в театре.
- развивать творческие способности, речь;
- дать возможность каждой семье проявить самостоятельность в выборе своего номера.
- воспитывать любовь к русскому фольклору (сказкам, потешкам);
Материалы:
- ноутбук, колонки,
- запись фанфар для начала праздника,
- музыка для номеров,
- ширма, куклы.
- костюмы, реквизит к спектаклям.
Ход мероприятия
Сказочница: Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные! На театральную весну приглашаю вас…
В гуселькином царстве, в звездном государстве, жили-были воспитательницы-развлекательницы, логопед – хорошо языком владеет, их таланливые детишки и родители – помощники выполнять делишки.
Хоть нынче и не масленица, мы потешим вас забавами и шутками.
Только чур! — тихо сидеть, семечек не щелкать, соседей в бока не толкать и петухом не петь! А вы, какие правила поведения помните?
Ну, начинаем!
Скоморох: Кирюшка, Кирюшка, поди сюда.
Сонный голос Кирюшки: «Чего?»
Скоморох: Да поди же сюда. Представленье начинать надо.
КИРЮШКА: (так же). Чего?
Скоморох: Ты заснул, что ли? Народу собралось видимо-невидимо, а ты спишь. Иди, а не то я тебя сейчас вытащу!
КИРЮШКА: (так же). Чего?
Скоморох: А вот я тебе покажу, чего! (Вытаскивает из-за занавеса Кирюшку.) Эй ты, начинай.
КИРЮШКА: Чего начинать-то?
Скоморох: А сам не знаешь? Чай, не первый день в балагане. Заморских зверей выводи.
КИРЮШКА: Ни одного не осталось! Митьку, что у нас за медведя был, в другой театр переманили, он там на все руки.
Скоморох: А ты у меня поговори… Вон медведь с Машенькой.
КИРЮШКА: Выступают заезжие артисты…
(Инсценировка песни «Про варенье»)
СКОМОРОХ: Во городе во Муроме петух подрался с курами, козлу остригли бороду, пошел козел по городу, — козлу не до смеха, а нам зато потеха! Так-то гости почтенные, что будем показывать?
КИРЮШКА: Выступают несравненные артисты — семья….
(Кукольный театр «Курочка ряба»)
СКОМОРОХ: Господа почтенные, старики степенные, кумушки-тетки — старые трещотки, парни, молодицы, красные девицы, малые детишки!
КИРЮШКА: Ради представленья, хлопайте в ладоши, будет вам потеха, лопнете от смеха. Смейтесь на здоровье. Это все присловье, скоморошьи шутки, бабьи прибаутки. Пусть по ним не судят: сказка дальше будет…
СКОМОРОХ: Выступают долгожданные артисты – семья…
(Теневой театр «Заюшкина избушка»)
СКОМОРОХ: Приглашаю поиграть — Свою удаль показать
Проводится хороводная игра «Зайка шел»
СКОМОРОХ: Выступают знаменитые артисты — семья…
(Театр юного героя. Украинская народная сказка «Лиса и журавль»)
СКОМОРОХ: А сейчас настало время танцам.
КИРЮШКА: Выступает самая танцевальная семья….
(Танец «Веселые матрешки»)
Сказочница: Гости дорогие, желанные, долгожданные! Все артисты выступили. Все постарались, в нашем балагане сегодня вместе с детьми выступили и их родители, ведь недаром говорят, что талантливы родители – талантливы и их дети …
А сейчас веселый хоровод «Веселись детвора».
Сказочница: Приглашаем к нам на чаепитие.
Приложение 2
Сценарий — «Зимние святки»
Задачи: Знакомить детей с календарно – обрядовым фольклором, с празднованием зимних святок. Пробуждать интерес к народному искусству и желание через него нести людям радость, добро, хорошее настроение.
Ход праздника
Под русскую народную мелодию в зал заходят дети, садятся. Музыкальный руководитель рассказывает о праздновании на Руси святок. В избе за столом сидят хозяева (Иван и Марья) и их дочки.
Марья: С утра сегодня не сидится, на печи не лежится!
Наступили святки, значит, жди колядки!
Муженек, ты дров наколи да в дом принеси (Иван уходит)
А я пирожков для колядовщик напеку.
Доченьки, вы мне поможете?
Дочки: Да!
Дочки подходят к матери, лепят пирожки. Возвращается Иван, кладет возле печи дрова
Иван: На улице молодёжь собирается, скоро колядовщики по домам пойдут.
Марья: (Ставя пирожки в печь) Надо торопиться! Пока пирожки пекутся, давайте наряжаться.
-Доченьки, надевайте бусы, а я вам кокошники надену. Вот вы у меня какие красавицы!
Наташа подает колядовщикам звезду, лукошко с «зерном», корзина для гостинцев.
Наташа: Девчата! Наступили святки – пора петь колядки! Пошли по улице гулять, с Рождеством всех поздравлять!
Песня: Мы ходили мы искали коляду святую, по улочкам переулочкам, мы нашли коляду у вас во дворе (колядовщицы подходят к дому Ивана и Марьи)
Алиса: Пришла коляда, отворяйте ворота!
Сеем, сеем, посеваем (осыпают сверху хозяев зерном),
С Рождеством всех поздравляем!
Здравствуйте, люди добрые (кланяются)
Иван и Марья (встают) Здравствуйте, гости дорогие! (кланяются)
Маша: Позвольте здесь постоять, коляду вам рассказать!
Марья: С удовольствием послушаем!
Маша: Уж как наша коляда не велика, не мала,
Она в двери не влезает, горе – скуку разгоняет,
Через улицу идет …
Всем поклоны раздает!
Все: Приходила коляда накануне Рождества,
А за ней и мороз, через тын перерос.
Мороз невелик, да стоять не велит,
Не велит мороз стоять, велит скоро подавать
Или тепленький пирог, или маслице, творог,
Или денежку копьем, или рубль серебром.
Наташа: Тетенька добренька, дай что- то сдобненько,
Или хлеба ломоток, или сахару кусок!
Не томите, не знобите, ребятишек одарите,
Коли будете дарить…
Мы вас будем всех хвалить!
А не будете дарить
Будем вас ругать, бранить!
Марья: Кушайте на здоровье! (подает кулек с пирогами)
Таисия: Спасибо тетенька, спасибо дяденька!
Дай Бог вам хорошего года, богатого приплода!
Чтобы жито уродилось, и скотинка заводилась,
Чтобы велись ребятки, цыплятки и гусятки, козлятки, поросятки!
Мир вам да совет на долгий век!
Марья: Спасибо вам на добром слове!
Приходите на Крещение погадать!
Наташа: Спасибо, обязательно придем.
А мы пошли к другому двору
Колядовщики уходят, выходят мальчики (колядовщики)
Глеб: Парни! Наступили святки – пора петь колядки!
Пошли деда Пахома поздравлять!
Слава: Да ну его! Весь год нас гонял, житья не давал!
Глеб: А на святки, может и подобреет! Пошли!
Подходят к дому д. Пахома, останавливаются с боку
Богдан: Пришла коляда – отворяйте ворота!
Сеем, сеем, посеваем,
С Рождеством всех поздравляем!
Д. Пахом: (из домика) Это кто тут орет, мне спать не дает?
Все вместе мальчики. Это мы, колядовщики!
Все: Приходила коляда накануне Рождества,
А за ней и мороз, через тын перерос.
Мороз невелик, да стоять не велит,
Не велит мороз стоять, велит скоро подавать
Или тепленький пирог, или маслице, творог,
Или денежку копьем, или рубль серебром.
Глеб: Эй, дяденька высок, давай колбаски кусок,
Открывай банку …
Доставай баранку!
Пахом: Неохота мне вставать, вам гостинца подавать,
Утром рано я встаю, а теперь я спать хочу!
Слава: Дед Пахом, проснись!
Дед Пахом, улыбнись!
Пахом: Не до смеха мне теперь, марш скорее все за дверь!
Все мальчики (колядовщики) поют
Хозяин скупой, как крот слепой,
Подай тебе Бог тараканов и клопов!
Пахом: (грозит из окошка) А вот я вам!
Богдан: Да ну его! Пошли к другому двору!
Все вместе: Пошли!
Колядовщики и колядовщицы встречаются в центре зала
Мальчики: Здравствуйте, девоньки!
Девочки: Здравствуйте!
Мальчики: С праздником вас!
Девочки: И вас так же!
Мальчики: А что вы на нашей улице делаете?
Девочки: Колядуем!
Мальчики: И много на колядовали?
Девочки: Приходите вечером в гости, узнаете!
Мальчики: А мы ничего не на колядовали, — нас прогнали!
Алиса: Вот месяц показался! Пора погадать на Новый год. Девчата, нас же Марья в гости звала! Пошли?
Девочки: Пошли! (Подходят к избе)
Девочки: Добрый вечер, Марьюшка!
Марья: Добрый вечер, девицы – красавицы, присаживайтесь!
Маша: Зажигай лучину, хозяюшка! Лучина от сглаза спасет, всю хворь выгоняет (Марья зажигает свечу, ставит ее на стол) А вы, девицы, давайте кольца бросать, на судьбу свою гадать
Марья: Достает по очереди кольца, спрашивает чье кольцо и предсказывает будущее.
Мальчики: Встают со своих мест и притопывают.
Марья: Слышите? На крыльце топот, кто-то идет! Кто там?
Парни: Это мы, парни! Вы нас гости звали. Здравствуйте!
Марья: Здравствуйте, здравствуйте, проходите! Девчат на пляску пригласите, а то засиделись!
Наташа: Кому на месте не сидится – выходи плясать, веселиться!
Девчата и мальчишки исполняют танец «Ложкари»
Марья: Вот теперь заслужили пироги, угощайтесь!
Таисия: Спасибо хозяюшка за пироги, за ласку, а нам пора честь знать! Пошли мы к своему двору!
Под музыку все уходят в группу пить чай с гостинцами.
Приложение 3
Сценарий праздника – «Широкая Масленица»
Под народную музыку дети со всех участков собираются на площади.
Ведущие, одеты в народные костюмы.
Ведущий: Здравствуйте, ребята дорогие, маленькие и большие!
Здравствуйте, гости, милости просим!
Мы зовем к себе всех тех,
Кто любит веселье и смех.
Мы зиму провожаем, весну встречаем!
Под музыку выходит Петрушка.
Петрушка: Здравствуйте, гости дорогие!
Мое вам почтение и уважение!
А я шустрый Петрушка, колпак на макушке!
Мигом вас развеселю, бегать, прыгать научу!
Мы зовём на праздник всех, будут шутки, игры, смех!
Ведущий: Ты постой, Петрушка-проказник, а какой сегодня праздник?
Петрушка: А про это детвора знает, пусть она и отвечает!
Дети: Масленица!
Петрушка: Правильно, Широкая Масленица.
Как проводим Масленицу, так зиме – конец, весне – начало!
Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!
Песня «Про блины»
Ведущая: А сейчас по старинному обычаю нужно Зиму проводить, Весну — красную встретить.
Частушки:
- Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!
- До чего же, до чего ж
Блин на солнышко похож,
Я блиночек проглочу,
Всем, как солнце, засвечу!
- Под весенний звон капели
Мне синички песни пели,
Я их песни слушала,
Блин с вареньем кушала!
- Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!
Под музыку выходит Весна!
Весна: Здравствуйте, мои хорошие!
Здравствуйте, мои пригожие!
Я Весна — Красна!
К вам на праздник я пришла.
Маслениц за собой вела
Да что-то она отстала.
Давайте ее позовем.
Дети зовут Масленицу. Приходит баба Яга, переодетая в масленицу.
Баба Яга: Здравствуйте, детишки,
Девчонки, да мальчишки!
Слышала, меня вы звали?
Весна: Что-то не похожа ты на Масленицу.
Баба Яга: Как так не похожа? Я самая настоящая Масленица и есть!
Весна: Масленица нарядная.
Баба Яга: И я нарядилась (показывает бусы, юбку)
Весна: Масленица веселая. Приходит к нам с песнями да плясками.
Баба Яга: А уж я, какая веселая!
Петрушка: А это мы сейчас и проверим (испытание устраивают для Б.Я)
Весна: Ах, вот оно что! Ребята, узнали теперь, кто к нам пришел?
Дети: Баба Яга!
Весна: Уходи, Баба Яга обратно в лес. Сейчас настоящая Масленица приедет.
Баба Яга: Как бы ни так! Посмотрю, какие вы ловкие. Тогда и уйду.
Петрушка: А сейчас мы поиграем самых ловких мы узнаем (правила маршрута)
Ребята ходят по станциям и выполняют, задания за это им дают часть картинки.
После прохождения всех испытаний команды собираются в одном месте и клеят свои части картинок, из которых получается солнце (символ масленицы, весны)
Баба-Яга: Молодцы ребята! Здорова соревновались! Отдам я вам Масленицу!
Петрушка: Расступись, честной народ,
В гости Масленица идет
Идет Масленица дорогая!
Наша гостьюшка годовая!
Под музыку вынос Масленицы!
Группа 2 выносят чучело Масленицы. Ставят в сугроб. Поджигают.
Все вместе: Гори- гори ясно
чтобы не погасло
чтобы все невзгоды, холод — непогоды,
зимние морозы, неудачи, слезы,
пусть они сгорают
к солнцу улетают!
ЧУЧЕЛО ГОРИТ под музыку
Петрушка: Мы блинов давно не ели
мы блинчиков захотели
как на масленой неделе
Из печи блины летели
Масленица, угощай
Всем блинчиков подавай
Весна: С пылу, с жару разбирайте
Похвалить не забывайте
С пылу, с жару, из печи
Все румяны, горячи
Ведущий:
Масляная неделя в Югорск прилетела!
На пенечек села, оладушек съела
Блинчиком угостила, на гулянье пригласила!
Вносите блины, угощайте детвору!
Звучит, музыка раздают блины.
Угощение детей блинами.
Приложение 4
Сценарий концерта: «Народы России всех мам поздравляют …»
Задачи:
Образовательная:
- формировать представления детей подготовительной группы о культуре разных народов: танцы, песни, костюмы.
Развивающая:
- Развивать артистичность, выразительность исполнения в зависимости от музыкального произведения.
- Воспитательная:
- Воспитывать толерантное отношение к людям другой национальности.
Материал:
- Плакаты:
- Как вырастешь с мать, всё будешь знать.
- Нет отца, так зови по матери.
- Как кто хочет, так по своей матери и плачет.
- Презентация: «Мамам всей планеты посвящается…»
- Карты для цыганок (3 шт.).
- Бубен для шамана.
- Подушечка для султана.
- Связка сушек.
- Костюмы:
народов севера (4 девочки, 1 мальчик)
цыганочки (3девочки)
восточные красавицы ( 5 девочек, 1 мальчик)
украинский (2 девочки, 2 мальчика)
русский (3 девочка, 3 мальчик)
Ход
Ведущий №1.
Родиться стоит поздно или рано
хотя бы для того на этот свет,
Чтоб вымолвить впервые слово “МАМА”,
Которого священней в мире нет.
Ведущий №2.
Нет, наверное, ни одной страны, где бы ни отмечался День матери. В России День матери стали отмечать сравнительно недавно, с1998 года. Он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей.
- Сегодня на целом свете праздник большой и светлый.
Слушайте, мамы, слушайте – Вас поздравляют дети!
- Наша группа поздравить рада
Всех мам на всей планете.
И пусть спасибо маме говорят,
И взрослые и дети.
Звучит музыка «Мама – первое слово…». Дети входят в зал, рассаживаются на стулья.
Ведущий №1.
В языках мира последовательности звуков ma, mama и им подобных во многих, часто совершенно между собой не связанных языках соответствуют слову “мама”.
Посмотрите, как пишется слово “МАМА” на разных языках.
Ведущий 1. И не важно, к какой национальности вы принадлежите, все мы живём в России и говорим на русском языке.
Ведущий 2. В разговорном русском языке много слов обозначает слово мама. Самыми распространенными, конечно, являются мамочка, мамуля, мамуся, матушка.
1.На широких просторах России
Проживает русский народ,
Широтою души он славится,
И о жизни своей он поёт.
Инсценировка песни «Во деревне Ольховке»
- С бескрайних снежных просторов,
Где вьюги песни поют,
Примчались к вам дети севера,
Любовь привезли свою.
- Как северное сиянье,
Глаза пусть сверкают всегда.
Примите от нас поздравленье,
Мы рады встрече всегда.
Танец «Народов севера»
- На всех континентах планеты
Живет свободолюбывый народ.
И грустить в этот день вам поверьте не стоит.
Сюрприз непременно сегодня всех ждет.
- Яркие юбки до неба взлетят
Раскинутся веером карты.
Цыганки свой танец подарят сейчас
И вам погадают на счастье.
Цыганский танец (Ежедневно меняется мода…)
Ведущий 1: А наши цыганочки умеют предсказывать будущее.
(Цыганочки раздают мамам маленькие пожелания)
- Татарочки красавицы,
Их танец всем понравится.
Примите поздравления
В честь праздника осеннего.
Танец «Восточные красавицы»
- Без сна ночей прошло немало,
Забот, тревог не перечесть.
Земной поклон вам дорогие мамы
За то, что вы на свете есть!
- Разрешите вас поздравить
Радость вам в душе оставить.
Песню эту подарить,
И улыбкой озорить.
Песенка – чудесенка
- К вам из славной Украины
Добирались мы не зря.
Мы, славяне, значит братья,
Все об этом говорят.
- Если гости к нам придут,
Голодным не останутся.
Вкусный борщ, вареники
Каждому достанутся.
11.Зажигательную польку
Сегодня мы станцуем.
Дома мам своих обнимем,
Крепко поцелуем.
Украинский танец
- На свете добрых слов немало,
Но всех добрее и важней одно:
Из двух слогов простое слово: “мама”
И нету слов дороже, чем оно.
- Пусть невзгоды и печали
Обойдут вас стороной,
Чтобы каждый день недели
Был для вас как выходной!
- Мы хотим, чтоб без причины
Вам дарили бы цветы.
Улыбались бы мужчины
Все от вашей красоты.
- Сделать на свете мы многое сможем –
В глубинах морских и в космических тоже.
К тундре придем, и пустыням горячим.
Даже погоду переиначим.
- Дел и дорог будет в жизни не мало.
Спросим себя: «Ну а где их начало?»
Вот он ответ наш правильный самый:
Все: Все начинается с МАМЫ!
Песня «Мамин день»
Дети дарят подарки.