Рисование на воде — Эбру
Руководитель: Воспитатель Кирова Екатерина Валерьяновна.
Автор: Гриценюк Егор Богданович.
МАДОУ «Детский сад «Гусельки» г. Югорск .
«Рисование на воде — Эбру»
Естественнонаучное исследование направлено на изучение мира неживой природы для создания рисунков на воде.
Файл: проект
Исследовательская работа «Рисование на воде – «Эбру»
Аннотация
Естественнонаучное исследование направлено на изучение мира неживой природы для создания рисунков на воде.
Цель работы: Выполнение рисунков на воде в условиях детского сада и дома.
Методы исследования:
• поиск необходимой теоретической информации в литературе;
• поиск в интернет-ресурсах;
• просмотр видеофильмов;
• эксперименты по способности разных красок держаться на поверхности воды и по способности жидкости удерживать краски на своей поверхности.
• обработка и анализ исследовательских данных
• моделирование
• презентация проекта в детском саду.
Полученные данные, выводы: краски для рисования должны быть жидкими, тогда они смогут растекаться, и не будут тонуть, а вода – густой, чтобы удерживать краски на поверхности и давать им возможность растекаться по поверхности. Наиболее удачной краской для рисования на воде можно считать гуашь при условии добавления в воду загустителя. Наши исследования помогли узнать, что в качестве загустителя для воды лучше всего использовать обойный клей. Используя данные таблиц наших экспериментов и разработанный алгоритм рисования на воде, можно выполнить рисунки самостоятельно. В нашей работе поучаствовали все ребята группы, их родители. Нам было очень интересно создавать причудливые узоры на основе наших открытий. В альбом вошли лучшие работы наших мастеров.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность:
Все дети любят рисовать. Но очень часто из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству. Рисунки на воде – это не просто забавные картинки и причудливые узоры, это настоящий праздник для всех детей. В эбру прекрасно то, что даже человек, совершенно не умеющий рисовать, с первого раза создает что-то красивое. Это так интересно.
Проблема, которую хотят решить участники:
Мы захотели узнать, какими красками и какой водой пользуются художники для рисования на воде. Решили сами изготовить жидкость, которую можно использовать для получения эффекта растекания, как в эбру. Мы не знаем, что лучше использовать, ведь краски и жидкость для рисования бывают разные, а нам так хочется создать шедевр своими руками.
Гипотеза: Предположим, что мы самостоятельно в условиях детского сада и дома сможем выполнить рисунок на воде, как у настоящих художников-Эбру.
Цель работы участников:
Выполнение рисунков на воде в условиях детского сада и дома.
Задачи:
1.Узнать, что такое «Эбру».
2.Провести эксперименты по способности разных красок держаться на поверхности воды и по способности жидкости удерживать краски на своей поверхности;
3.Составить алгоритм рисования на воде;
4.Презентовать результаты проекта детям.
5.Создать альбом рисунков на воде
Проблема, которую хотят решить руководители:
Современные дети получают довольно много информации, дошкольники знают, что существует такое искусство, рисование, знают, что оно многогранно и разнообразно, а совсем недавно познакомились с таким видом рисования, как «Эбру» но не знают историю этого вида искусства, какими красками можно рисовать на воде и можно ли самим выполнить рисунок на воде, как у настоящих художников-Эбру.
Цель работы руководителей: создание условий по формированию естественно — научного мировоззрения у дошкольников, для развития творческих способностей детей с помощью экспериментальной деятельности.
Для того чтобы достичь цели, руководителям необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать литературу, интернет-ресурсы по теме «Эбру»;
2.Создать необходимые условия для проведения экспериментов;
3.Привлечь родителей воспитанников к участию в исследовательской деятельности;
4.Проанализировать и обобщить полученные данные.
Новизна нашей работы: заключается в том, что дети самостоятельно подберут загуститель для воды и краски для рисования на воде и научат других детей по разработанному алгоритму рисовать в технологии «Эбру».
Объект исследования: рисование на воде.
Предмет исследования: процесс выполнения рисунков на воде.
Полученный результат, перспектива:
Альбом рисунков, выполненных воспитанниками подготовительной к школе группы самостоятельно в технике «Эбру».
Дети теперь решили узнать об интересной технике рисования цветными мыльными пузырями на бумаге.
Практическое значение проекта: С помощью исследовательской деятельности дети расширили свои знания об искусстве рисовании на воде — эбру, уточнили состав красок эбру, самостоятельно подобрали краски и жидкость для рисования, по рецептам из интернета и своим собственным. Приобрели умения в исследовательской деятельности: поиск и сбор информации, анализ, систематизация, обобщение и формулирование умозаключений.
Методы исследования:
• поиск необходимой теоретической информации в литературе;
• поиск в интернет-ресурсах;
• просмотр видеофильмов;
• эксперименты по способности разных красок держаться на поверхности воды и по способности жидкости удерживать краски на своей поверхности;
• обработка и анализ исследовательских данных;
• моделирование;
• презентация проекта в детском саду.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1 этап
История происхождения искусства «Эбру»
На I этапе нашего исследования мы собирали информацию и изучали литературу по данной теме. Нашли в интернете историю возникновения и технологию эбру и какие материалы нужны для создания рисунка. Посмотрели видеоролики.
Вот что мы узнали:
Эбру — древнее турецкое искусство рисования на воде.
Родиной Эбру принято считать Турцию. Слова Эбру в переводе с арабского языка означает «вода для лица», ведь процесс изготовления эбру имеет непосредственное соприкосновение с водой. А в переводе с турецкого означает «облако».
Действительно, причудливый фон эбру имеет схожесть с облаками, которые, словно опустившись с небес, оставили свой неповторимый отпечаток на бумаге.
Искусство Эбру передавалось мастерами их ученикам из поколения в поколение. В Эбру используются только натуральные материалы. Вязкость воды увеличена путём добавления нектара растения, растущего в Турции. Краски для эбру особенные – жидкие из бычьей желчи и цветного порошка, не тонут в воде.
Вывод по 1 этапу: Теперь я знаю, секрет эбру: краски для рисования должны быть жидкими, тогда они смогут растекаться и не будут тонуть, а вода – густой, чтобы удерживать краски на поверхности и давать им возможность растекаться по поверхности.
2 этап
Экспериментирование
На втором этапе нашего исследовательского проекта мы провели несколько экспериментов по подбору красок для рисования на воде и по подбору загустителя для воды.
1 эксперимент по подбору красок для рисования на воде
Посмотрим, как взаимодействует жидко разведённая гуашь с водой: разбрызгаем её по поверхности воды. Большая часть гуаши утонула, оставшаяся часть расплылась на поверхности воды, отпечаток получился бледный.
Акварельные краски вообще не стали держаться на воде.
Используемые нами лаки для ногтей не тонули, но не растекались и быстро сохли, оставляя едкий запах в воздухе.
Вывод по 1 эксперименту: Наиболее удачной краской для рисования на воде можно считать гуашь при условии добавления в воду загустителя.
Приступаем ко второму эксперименту по подбору загустителя.
2 эксперимент по подбору загустителя для воды
Для проведения эксперимента в качестве загустителя использовали молоко. Опыт показал, что оно не удерживает гуашь.
Попробовали силикатный клей добавить в воду. В силикатной воде краски тонули и не растекались.
Я вспомнил, что недавнос родителями клеил обои дома и предложил использовать обойный клей в качестве загустителя.
Эксперимент показал, что краски в этой воде не тонули, а оставались на поверхности. Можно было рисовать и соединять краски между собой.
Вывод по 2 эксперименту: Наши исследования помогли узнать, что в качестве загустителя для воды лучше всего использовать обойный клей.
3 этап
Практический
На третьем этапе мы решили составить алгоритм рисования на воде для ребят, которым они могут воспользоваться и дома вместе с родителями, создавая шедевры.
Алгоритм:
1.Возьмите емкость.
2.Вода и клей.
3.Гуашь
4.Палочки, кисточки (чем рисовать)
5.Фото (капает красками на воду)
6.Фото (Рисует)
7.Фото (кладет бумагу на поверхность)
8.Фото (вытягивает бумагу за кончики)
9.Фото (показывает рисунок)
Вывод: используя данные таблиц наших экспериментов и разработанный алгоритм рисования на воде, можно выполнить рисунки самостоятельно.
4 этап
Заключительный
На четвертом этапе данной работы мы представили проект ребятам нашей группы, познакомили их с нашими экспериментами, алгоритмом выполнения рисунка на воде. Ребятам очень понравилась эта техника рисования. Они захотели попробовать так рисовать сами. Алла Олеговна предложила порисовать на воде дома, следуя алгоритму, а полученные рисунки принести для создания альбома.
Вывод: в нашей работе поучаствовали все ребята группы, их родители. Нам было очень интересно создавать причудливые узоры на основе наших открытий. В альбом вошли лучшие работы наших мастеров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша гипотеза о том, что мы самостоятельно в условиях детского сада и дома сможем выполнить рисунок на воде, как у настоящих художников-Эбру, подтвердилась. У нас получился альбом с рисунками, выполненными в данной технике. И пусть наши работы пока отличаются от работ настоящих художников, но мы очень любим рисовать, и нам нравится изучать новые техники рисования. В дальнейшем мы хотели бы познакомиться с техникой рисования цветными мыльными пузырями на бумаге.
ЛИТЕРАТУРА
1.Интернет-ресурсы.
2.Книга по Эбру «Мечты по воде». Эбру — живая традиция