Конспект занятия Урок вежливости и доброты
Автор: педагог-психолог Павлова Марианна Федоровна.
ГКУ РС (Я) «Республиканский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Саха Якутия г. Нерюнгри.
Конспект занятия «Урок вежливости и доброты»
Файл: конспект
Сценарий праздника «Подарок любимым мамам», посвященный дню Матери
Вед. Здравствуйте, здравствуйте, мамы!
Сегодня ребята не будут упрямы,
А будут послушны и с вами в ладу,
Ведь день наступает особый в году.
День Матери — день теплоты и любви,
Которую щедро им дарите вы!
Дорогие наши мамы. Мы не случайно собрались сегодня в этот ноябрьский день, в нашем уютном зале. Ведь именно в ноябре отмечаем такой праздник, как День Матери.
Вед. А в праздники принято дарить подарки. Мы решили не отступать от этой замечательной традиции и в самом начале подарить мамам то, что с одной стороны будет таким же, как у всех, а с другой стороны будет восприниматься каждой из вас, как что-то очень индивидуальное.
Вед. Встречайте! Лучший подарок — это ваши дети!
Вход детей, встают на точки
Реб. День Матери — праздник особый,
Отмечаем его в ноябре:
Зимы ожидает природа,
И слякоть ещё на дворе.
Но мы дорогим нашим мамам
Подарим весёлый концерт!Конспект занятия на тему
«Урок вежливости и доброты»
(совместное занятие педагога-психолога и воспитателя)
Категория детей: воспитанники подросткового возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Технологии: технология взаимодействия; здоровьесберегающая, игровая, личностно-ориентированного обучения; информационно-коммуникационные технологии.
Часть I
Цель: развитие этических норм поведения в обществе, подготовка воспитанников к социализации.
Задачи:
— закрепление представлений о правилах культуры поведения и общения;
— развитие нравственных понятий: вежливость, отзывчивость, доброта;
— развитие адекватной оценочной деятельности воспитанников, направленной на собственное поведение и поступки окружающих людей;
— воспитание чувства взаимопонимания, взаимопомощи, положительной мотивации к деятельности;
— развитие связной речи, обогащение запаса активного словаря, побуждение к активному использованию в речи вежливых слов.
Оборудование: игрушки, магнитная доска, солнышко с лучиками; полоски черной бумаги, черный мешок для мусора; проектор, ситуационные картинки.
Ход занятия:
Орг. Момент
Звенит школьный звонок, дети с криком: «Ура! Перемена!» вбегают в зал и начинают играть. Во время игр дети толкаются, отнимают игрушки, обращаются друг к другу «Зинка, Настька, Сонька, Димка». В это время в зал входит мальчик с папкой в руках и происходит следующий диалог:
— Ребята, вы что? Как вы разговариваете друг с другом, разве можно так?
— А че? Как хотим, так и разговариваем! Тебе какое дело! Уходи отсюда, не мешай нам! (толкают мальчика). Мальчик в недоумении с обидой отходит в сторону. В это время в зал входят взрослые и спрашивают:
-Ребята, что здесь происходит? (дети начинают рассказывать о произошедшем, каждый со своей правдой).
Психолог: Ребята, давайте мы вместе разберемся в этой ситуации. Встаньте в круг, и мы поприветствуем друг друга.
Ритуал начала занятия: дети стоят в кругу.
Игра «Приветствие»
Цель: установка доброжелательной обстановки общения, налаживание дружеских отношений между детьми.
Психолог: Добрый день, ребята!
Скорее встанем в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Основной этап
Психологическая техника «Забудь плохие слова»
— Ребята, сегодня вы говорили друг другу плохие обидные слова. Вслух мы их повторять не будем. Возьмите эти чёрные листы бумаги, представьте себе, что это плохие слова. А теперь порвите их и выбросите в чёрный мешок.
— Всё, ребята, все неприятные, грубые слова забыты. Я думаю, что вы о них больше вспоминать не будете. Сейчас я завяжу этот мешок, и когда вы пойдете гулять на улицу, выбросите его.
Психолог: — Ребята, мы с вами будем учиться быть вежливыми, внимательными друг к другу, жить дружно, без ссор.
Воспитатель: — Скажите, пожалуйста, кто такой вежливый человек? Что нужно делать для того, чтобы стать вежливым? (ответы детей, например: чтобы стать вежливым человеком, надо всегда помогать друг другу и говорить вежливые слова).
Воспитатель: Ребята, а что такое вежливые слова? (это добрые, хорошие слова, которые люди говорят друг другу).
Воспитатель: А для чего они нужны? (для общения друг с другом).
Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в Царство вежливости и доброты.
(На мольберте появляется желтый круг — солнышко без лучиков).
Психолог: Ребята, как вы думаете, что это такое?
Дети: Это солнышко.
Психолог: Только наше солнышко какое-то грустное. Чего не хватает солнышку?
Дети: Лучиков.
Психолог: А чтобы они появились, давайте с вами вспомним стихи о вежливых словах. С каждым произнесенным вежливым словом у солнышка появятся лучики. Я начну, а вы закончите…
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!» (1 лучик)
Мне говорить совсем не лень
Своим знакомым: «Добрый день!» (2 лучик)
А вечером при встрече
Скажу я: «Добрый вечер!» (3 лучик)
Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко
Сразу говори: «Простите» (4 лучик)
Или лучше – «Извините» (5 лучик)
Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «Спасибо» (6 лучик)
Станет бабушка счастливой!
Блюдо первое налито.
Скажем: «Приятного аппетита!» (7 лучик)
Супчик скушали мы с вами,
Скажем все: «Спасибо!» няне.(8 лучик)
Когда вас ругают за шалости,
Вы говорите: «Простите, пожалуйста!» (9 лучик)
— Молодцы, ребята! Оказывается, как много вежливых слов вы знаете! Посмотрите, как радостно засияло наше солнышко!
Психолог:
Слова чудеснейшие эти,
Услышать каждый очень рад.
Добреют взрослые и дети,
И улыбнуться всем спешат.
На проекторе появляется обобщающая картинка
Физкультминутка
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем. Я буду говорить вам задания, а выполнять вы будете только те, в которых есть вежливые слова. Будьте внимательны.
— поднимите руки,
— подпрыгните, пожалуйста,
— будьте добры, похлопайте в ладоши,
— потопайте,
— будьте так любезны, потопайте ногами,
— присядьте,
— присядьте, пожалуйста;
— встаньте,
— встаньте, пожалуйста.
Молодцы!
Анализ различных ситуаций на картинках, отображенных на проекторе
Беседа о доброте
Психолог: А еще сегодня мы с вами поговорим о доброте. Внимательно вслушайтесь в это слово… ДОБРОТА — это волшебное слово. В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко — «доброта». Добро тебе от меня, добро мне от тебя, как это верно!!!
Давайте все вместе произнесём мягко слово «ДОБРОТА». Какое прекрасное, удивительное слово. — А как вы понимаете, что такое доброта? (все положительное, хорошее, полезное и т.д.)
— А где мы можем её увидеть?
— Ребята, доброту мы можем увидеть в поступках.
— Какого человека мы можем назвать добрым? (внимательного, заботливого, отзывчивого, ласкового, щедрого).
— А если человек недобрый, он какой? Как о нем можно сказать? (злой, жадный, грубый, равнодушный).
— А что надо делать человеку, чтобы стать добрым? (помогать людям и животным, говорить добрые слова, иметь доброе сердце).
Вы знаете, ребята, в народе говорят: «Человек без добрых дел, что дерево без листьев».
На проекторе появляется изображение дерева
Психолог: — Ребята, послушайте внимательно, вы что-нибудь слышите? (писк птенцов). Действительно, кто-то пищит. Давайте подойдем поближе и узнаем, что случилось. Кажется, ветром сдуло гнездо с дерева, птенцы вывалились из гнезда и замерзают. Как мы можем им помочь? (мы можем их отогреть).
— Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец, сложите ладони, спрячьте в них птенца и подышите на него, согревая своим ровным спокойным дыханием; а теперь раскройте ладони, и выпустите птенца в небо. Почему же птенцы не могут взлететь? Наверное, у них крылья слабые. Давайте поможем им расправить крылья – проходите к столам и приступайте к работе, думаю, что у вас все получится.
Часть II
Практическая деятельность
Тема: Поделка из бумаги «Японский журавлик» (техника оригами)
Цель: овладение техникой оригами.
Задачи:
— продолжить знакомство с техникой оригами;
— развитие культуры труда;
— развитие конструктивной деятельности способом оригами;
— развитие зрительно-слухового внимания и памяти, творческих способностей, воображения;
— воспитание положительной мотивации к деятельности;
— развитие мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование: материал для оригами, музыка для сопровождения.
Ход деятельности:
Воспитатель:
Вот журавлик на моей ладони (оригами «журавлик»)
И, кажется, сейчас он оживёт…
Со мною прилетел он из Японии —
Из той страны, где солнышко встаёт.
Здесь не нужны волшебники и маги,
Здесь нечего особенно мудрить,
А нужно просто взять листок бумаги
И постараться что-нибудь сложить.
Воспитатель:
Сегодня на занятии мы вместе изготовим таких японских журавликов, и можем подарить тому, кому нужны наша любовь и поддержка. Будем работать одновременно. Я показываю. Вы повторяете. Будьте внимательны. Не спешите — в оригами важно качество.
На предыдущем занятии мы сделали заготовки. Давайте закончим начатое. Но сначала подготовим наши пальчики (пальчиковая гимнастика « Журавушка»).
«Журавушка»
— Улетают журавли, (помахать ладошками, с соединёнными большими пальцами обеих рук),
К югу улетают (приставить «козырьком» ладонь к глазам)
Тают, тают там, вдали, серые их стаи (загибать по очереди все пальчики.)
Изготовление фигуры журавлика
Звучит японская музыка «Звуки природы»
Воспитатель: — Дети, пожалуйста, внимательно слушайте инструкции, и у вас все получится.
— положите базовую форму «птица» «ножками» вниз;
— спереди и сзади согните нижние боковые стороны к центральной вертикали;
— обе «ножки» согните наверх и немного в стороны;
— проверьте их положение и опустите вниз;
— вогните внутрь обе «ножки» по намеченным линиям;
— получились шея и хвост;
— на шее вогните внутрь головку;
— опустите крылья вниз до упора и немного расплющите «горбик» спины между ними. Журавлик готов!
Заключительный этап
Воспитатель: Существует древняя легенда, согласно которой человек, сложивший 1000 журавликов из бумаги, может загадать желание, которое обязательно исполнится. Секрет легенды состоит в том, чтобы складывать фигурки не себе, а подарить их окружающим и получить в ответ тысячу улыбок. Тогда появятся новые друзья, а с их помощью желания часто исполняются.
Психолог: Предлагаю подарить журавликов нашим гостям. Я уверена, что все загаданное и желаемое обязательно исполнится. Для этого нужно только очень сильно захотеть, и делать как можно больше добрых дел.
Дети дарят журавликов гостям под песню «Японский журавлик»
Психолог: Мы хотим, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались.
Чтобы солнце ярким было,
Чтобы дети не грустили,
Чтобы не было войны!
Воспитатель: Всем спасибо за вниманье, говорим мы (дети): «До свидания!»
Тепла и улыбок желаем,
Огромный вам детский… привет!
Реб. Есть в нашем мире слово вечное,
Короткое, но самое сердечное.
Оно прекрасное и доброе,
Оно простое и удобное,
Оно душевное, любимое,
Ни с чем на свете не сравнимое:
МА — МА!
Реб. Лучшую маму на свете
С днем Матери я поздравляю!
Пусть солнце тебе ярко светит,
Вокруг тебя счастье летает!
Пусть сбудутся все твои планы,
Желанья, надежды, мечты,
Я очень люблю тебя, мама,
Будь самой счастливою ты!
Реб. День Матери по всей стране
Сегодня отмечают,
Одно на свете ясно мне —
Я маму обожаю!
Она любимая моя,
Роднее нет на свете!
На ней — уют, на ней — семья,
Люблю ее за это я!
Реб. Даже если подрастем,
Выше мамы станем,
Быть любимыми детьми
Мы не перестанем.
Разницы для мамы нет,
Возраст не преграда,
Наше счастье и любовь
Для нее награда.
Мама, милая моя,
Будь теплом согрета,
Чтоб на сердце и в душе
Бушевало лето.
Песня «О маме»
Вед. Мамы все заулыбались,
Значит, мы не зря старались.
Чтоб совсем развеселить,
Хотим на конкурс пригласить.
Ребята, как вы считаете, ваши мамы — смелые мамы? Ну, конечно же, они самые смелые мамы. Они ради своих детей готовы на все. Даже готовы выйти в зал и принять участие в нашем празднике.
Вед. Я думаю, всем в зале будет интересно, насколько хорошо мамы знают своих детей. (обращается к мамам) Вы хорошо знаете своих детей? И вы никогда не перепутаете своего ребенка с чужим? Да? Сейчас проверим. Игра называется «Узнай своего ребенка по… ладошке». (Несколько детей и одна мама в центр круга с завязанными глазами. Мама должна с закрытыми глазами найти своего ребенка, потрогав ладошки детей) 3 раза
Реб. Я мамина дочка, любимый ребенок,
И мамочка рядом со мною с пеленок.
И слезки утрет и со мной посмеется,
Нам здорово с мамочкой милой живется!
Я очень хочу быть похожей на маму!
И пусть я порою бываю упряма,
Все шалости мамочка сразу простит
И «солнышко» ласково мне говорит.
Вед. Мама — это огромное окно в мир. Она помогает малышу понять красоту леса и неба, луны и солнца, облаков и звезд… Мамины уроки — на всю жизнь. Жизнь каждого из нас в детстве складывается из маленьких, порой незаметных крупинок маминой нежности и заботы.
Сценка «Обязательно буду я мамой»
Реб. Обязательно буду я мамой
Как бы дочку свою мне назвать?
Знаю, трудностей будет немало:
Нужно соску, коляску, кровать.
Реб. Нужно выстирать дочке штанишки,
Покачать, убаюкать, попеть,
Целовать ее царапины, шишки.
Сколько мамочке нужно успеть
Реб. Почитать дочке вечером сказку
Накормить и посуду помыть,
А зимой покатать на салазках,
Терпеливой и доброю быть
Реб. Неужели все это сумею?
Реб. Как устану, наверное, я!
Реб. Кто меня пожалеет, согреет?
Вместе. Да, конечно же, мама моя!
Вед. Чтобы мамам не скучать
Будем вместе мы играть
Всем мы мамам предлагаем
Цветка названье отгадать!
Этот цветок называют сестрой милосердия. Его народные названия: Поповник, Белоголовник, Иванов цвет. Этот цветок считают символом российского праздника Дня семьи (Ромашка).
Под музыку песни «Ромашки цветы» в исп. Н Бабкиной мамам предлагается игра «Задание на ромашке» (мамы отрывают лепестки ромашки и читают на обратной стороне задания — танцы)
Вед. Пока артисты готовятся к выступлению, мы проверим, умеют ли наши мамы варить кашу!
Игра «Варим кашу»
«Сорока – белобока» задумала кашу варить, чтоб деток накормить.
На рынок пошла и вот, что взяла:
Парное молоко – да!
Куриное яйцо – нет!
Манная крупа – да!
Капусты качан – нет!
Соленый огурец – нет!
Мясной холодец – нет!
Сахар да соль – да!
Белая фасоль – нет!
Масло топленое – да!
Рыбка соленная – нет!
Лавровый лист – нет!
Китайский рис – да!
Чернослив да изюм – да!
Шоколадный лукум – нет!
Перец болгарский – нет!
Соус татарский – нет!
Клубничное варенье – да!
Бисквитное печенье – нет!
Танец мам
Вед. Супермамы здесь плясали,
Вам, детишки, фору дали,
Вы от мам не отставайте,
На них глядя, зажигайте.
Танец «Барбарики»
Вед. Сегодня мы вас пригласили,
Чтоб громко и дружно сказать:
«Любимые мамы, мы вас поздравляем
И счастья хотим пожелать!
А чтобы улыбка с лица не сходила.
Мы будем наш праздник еще продолжать!»
Презентация «Узнай маму»
Реб. В одном лице два звания у бабушки всегда.
Мамуля – это первое, бабуля – это два!
Я бабушке желаю всегда здоровой быть,
И звание прабабушки однажды получить!
Нет бабушки чудеснее, нет бабушки добрей,
Пусть дарит жизнь лишь радости бабуленьке моей!
Сценка «Бабушки-старушки» (под песню группы «Сябры» «Печки-лавочки» выходят мальчики переодетые бабушками, садятся на стульчики и шепчутся. Мимо проходит парочка в обнимку – бабушки, осуждая, качаю головами. Песня прерывается)
Вед. На скамейке во дворе бабушки сидят,
Целый день до вечера о чем-то говорят.
1-я бабушка. Молодежь-то какова?
А поступки, а слова?
Поглядите на их моды
Разоделись обормоты!
Раньше танцы, да кадрили,
Юбки пышные носили.
А тепереча – не то,
Брюки — во, а юбки — во! (показывают)
2-я бабушка. Стали все как иностранцы
Как ударятся плясать
Ногу об ногу чесать!
Их трясет как в лихорадке,
Поглядеть, так стыд и срам!
Мы так с вами не плясали,
Мы фигуры соблюдали и ходили по балам!
3-я бабушка. Хватит, бабушки, ворчать,
Молодежь все обсуждать.
Были тоже мы такими
Молодыми, озорными.
Сбросим лет по пятьдесят,
Потанцуем для ребят!
Танцуют, затем уходят.
Вед. С кем первым мы встречаемся,
Придя на белый свет, –
Так это наша мамочка,
Ее милее нет.
Песня «Я целую твои руки»
Вед. На праздники принято дарить подарки, мы очень долго думали, что же вам подарить, а было у нас несколько идей, о которых мы вам расскажем.
Реб. А какой подарок маме
Мы подарим в мамин день?
Есть для этого немало
Фантастических идей…
Ведь сюрприз готовить маме —
Это очень интересно!
Реб. Мы замесим тесто в ванне
Или выстираем кресло.
А еще в подарок маме
Разрисую шкаф цветами…
Хорошо б и потолок…
Жаль, что ростом невысок…
Реб. Что придумать бы такое?
Чем бы маму удивить?
Может, старые обои снять,
А стены побелить?
Лучше выкрашу портьеру,
А на дверце шифоньера
Масляною краскою
Нарисую сказку я,
Реб. А потом на удивленье
Испеку пирог с вареньем.
Трудных дел на свете нет!
Мне недаром уж 5 лет.
Мама вечером придет
Сразу в обморок упадет.
Реб. В красных пятнах вся портьера,
А на дверце шифоньера –
Поросёнок или ёж,
Сразу даже не поймёшь;
Сверху надпись в рамочке:
«Посвящаю мамочке».
В кухне коврик из муки,
На подносе – угольки,
А на лампочке – варенье!
То-то будет удивленье!
Реб. Я подаpок разноцветный
Подарить решила маме.
Я старалась, рисовала
Четырьмя карандашами.
Hо сначала я на красный
Слишком сильно нажимала,
А потом, за красным сpазy
Фиолетовый сломала,
А потом сломался синий,
И оранжевый сломала…
Все равно поpтpет красивый,
Потому что это – мама!
Реб. Я вырасту большим,
Куплю я лотерею.
На много миллионов
Я разбогатею.
Приобрету в киоске
Сто тысяч алых роз
И подарю их маме,
Обрадую до слез!
Вручение подарков мамам
Вед. Вот и подошел к концу наш праздник! Но я хочу пожелать вам, дорогие мамы, что праздник никогда не заканчивался в вашей жизни и в вашей душе! Пусть ваши лица устают только от улыбок, а руки — от букетов цветов. Пусть ваши дети будут послушны, а мужья внимательны! Пусть ваш домашний очаг всегда украшают уют, достаток, любовь, счастье!
Вед. Будьте веселы, здоровы.
Всем дарите добрый свет!
Приходите в гости снова,
И живите до ста лет!
Совместный танец мам и детей