Конспект занятия НОД Технологическая карта Свойства воды
Автор: воспитатель Тимина Надежда Леонидовна.
МДОУ «Детский сад «Журавлёнок г.Надыма» ЯНАО, г.Надым.
Технологическая карта «Свойства воды» (экспериментирование)
Конспект занятия НОД (технологическая карта) экспериментирование
Файл: технологическая карта
Технологическая карта по образовательной деятельности
Образовательная деятельность | «Познавательное развитие»,экспериментирование | ||||
Возраст детей | 4-5 лет | ||||
Тема НОД: | «Свойства воды» | ||||
Цель: | познакомить детей со свойствами воды (жидкость, не имеет запаха, прозрачная) | ||||
Задачи: | Образовательные:
· ознакомить детей со свойствами воды: прозрачность; · вода – это жидкость, не имеет запаха. · уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни. Развивающие: · развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; · развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; · активизировать и обогащать словарь детей, умение рассуждать, делать выводы; Воспитательные: · воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра; |
||||
Материал | ведёрко;карточки в виде капельки воды с загадкой; фотографии, рисунки на тему «Вода»;
прозрачные и не прозрачные пластиковые стаканы,; соломинки для коктейля, стакан с молоком; аудиозапись произведения «Золотые рыбки» – Р. Щедрин;.Магнитная доска, ноутбук, SMART -доска. |
||||
Предполагаемый результат | Дети достигли детской цели, проделав опыты познакомилиь со свойствами воды (жидкость, не имеет запаха, прозрачная). | ||||
Этапы технологии «Ситуация» | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
I. Введение
в игровую ситуацию |
Эмоциональный, доброжелательный настрой на предстоящую деятельность. | В: обращает внимание детей на ёмкость в руках. (чаша, ярко-жёлтого цвета)
Воспитатель просит детей вспомнить, что занесли в группу утром в чаше? Что было? (ответы) снег. Но прежде я вам загадаю загадку: В: загадывает загадку: В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять. (Вода) Интересуется: ребята, а вы желаете заглянуть, что произошло? (дети отвечают на вопрос воспитателя) В: предлагает дотронутся до поверхности. (дети по очереди дотрагиваются руками до поверхности воды.) Откуда вы предположили, что это вода? (ответы детей) |
Включаются в игровую ситуацию. Отгадывание загадки. | Настрой на предстоящую деятельность. | Включены в игровую ситуацию |
II. Актуализация знаний | Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность. | В: О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Д:О воде! В: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду? Где мы её используем? (Матвей,…,Надя…,Аюка….,Карина…) (ответы ) |
Включаются в игровую ситуацию; Актуализируют знаний о воде | Умение слушать и понимать, удерживать учебную задачу. | Планирование сотрудничества со сверстниками, наличие устойчивых познавательных интересов. |
III. Затруднение в ситуации | Фиксация затруднения, понимание его причины. | В: (привлекает детей к речевой работе:
Ребята! Говорят, что вода волшебница! Вы хотите узнать почему? А давайте с вами перейдём в лабораторию. Превратимся в лаборантов и будем проводить опыты. Вы сможете? У вас получится? (ответы детей) |
Активизируют мыслительные процессы. | Умение фиксировать затруднение, выявлять причину затруднения. | Ответы детей. |
IV. Открытие нового знания | Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин. | Практическое экспериментирование
В: ребята, вы хотите узнать в чём же волшебство воды? (ответ) Выберите себе место в нашей лаборатории. Занимайте любое, свободное место. Внимание! В лаборатории мы работаем по инструкции (правилу): ничего без инструкции (разъяснения воспитателя) руками не трогать! Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. (пустые стаканчики стоят на столах) Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Вода льётся? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы на доске условными обозначениями. Свойство 1:вода – это жидкость (на магнитную доску прикрепляется свой знак ответа) Опыт 2. Предложить детям понюхать воду. Дети нюхают воду. Какой запах вы чувствуете? (ответы-совсем не пахнет). Поменяйтесь стаканчиками друг с другом, понюхайте ещё раз. Ни у кого не пахнет. В: какой мы можем сделать вывод? (ответы). Молодцы! Свойство 2: вода не имеет запаха (на магнитную доску прикрепляется свой знак ответа) В: напоминаю, что мы в лаборатории и действуем по инструкции (правилу)! Опыт 3. В: На столе стоит стакан с водой, другой с молоком. (Стаканчики с молоком воспитатель на подносе раздаёт детям, а с водой остаётся). Предлагаю опустить ложку в стакан с водой. Что произошло с ложечкой? (она видна) А сейчас давайте опустим ложечку в стакан с молоком. Что заметили? (её не видно). Хорошо! Молодцы! Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна. Свойство 2: вода прозрачна. Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел, вода не имеет цвета. (на магнитную доску прикрепляется свой знак ответа) Часть III. Физкультминутка «Капельки и тучки» На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. Игра проводится 2-3 раза. А вы хотите? Сможете? |
Включаются в активную познавательно-речевую деятельность – рассуждают, отвечают на вопросы, делятся мнениями, выстраивают логическую цепочку эксперимента | Умение выбирать способы преодоления затруднения. | Ответы детей. |
V. Введение новых знаний в систему знаний | Использование ранее полученных знаний в деятельности | Часть IV
В: Почти всё живое на земле не может обойтись без воды. Звериные тропы в лесу ведут к водопою. Птицы летят к рекам, озёрам. Люди издавна выбирали себе место у воды, селились по берегам рек, озёр, там где питья вдоволь. Человек тоже на половину состоит из воды. |
Самостоятельно подбирают необходимый материал, учатся работать парами. | Самоконтроль | Конструктивная деятельность детей. |
VI. Осмысление (итог) | Фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание условий, которые позволили достигнуть этой цели. | В: ребята, где мы сегодня с вами были?
(в лаборатории) (ответы: Карина…,Аделя…) Кем? (лаборантами) Что мы делали? (опыты) (Матвей К….,Ленар…) Что мы хотели узнать? (вода- это жидкость) Мы смогли узнать, что вода- волшебница? Какая она? (жидкая, без запаха, прозрачная) (Аюка….,Надя,…Матвей…,Ваня) Вам интересно было узнать о свойствах воды? Что узнали нового? (Надя…Матвей…Ваня…,Аюка) Спасибо всем! В: посмотрите,что вам ребята «Волшебница вода» приготовила! (эмблема каждому) Маленькие «Капельки» за работу в лаборатории. |
Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях | Умение оценивать свои действия | Обыгрывание получившейся поделки |
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – ВОДА!
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)