Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей
Автор: воспитатель Якушева Елена Андреевна.
МБДОУ №20 «Сказка» Бор, Нижегородская область..
Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина — Россия»
Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия.
Файл: Дидактическое пособие
Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина – Россия»
Дидактическое пособие “Россия – Родина моя” способствует возникновению интереса детей старшего дошкольного возраста к истории страны, родного города, государственной символике, культуре, обычаях и традициях российского общества.
Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о Родине – России.
Задачи:
Образовательные:
Расширять представления о пространственных понятиях: город находится внутри области, область находится внутри страны.
Расширять и углублять представление о России как родной стране – как о месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.
Расширять у детей представление о таком понятии, как «малая Родина»
Развивающие:
Развивать познавательный интерес старших дошкольников к истории и культуре своей страны, области и своего города.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине – России, «малой Родины».
Воспитывать бережное отношение к её культурным ценностям;
Воспитывать понимание масштабов нашей Родины, многообразие ее природы, многонациональность.
Описание игры:
Игра состоит из трех коробок. Каждая коробка может использоваться как самостоятельная игра или в сочетании с другими коробками. Весь игровой материал расположен по внутренним стенкам коробок.
Вопросы для составления описательных рассказов. (малая коробка – г.Бор)
1.Как называется город, в котором ты живешь?
2.Расскажи, что ты знаешь о своем городе.
3.Какой у него герб?
4.Расскажи о достопримечательностях города. (фабрики, заводы, памятники, культурные заведения) (Рассматривание иллюстраций)
Вопросы для составления описательных рассказов (средняя коробка – Нижегородская область)
1.Область, в которой находится наш город. Что ты о ней знаешь?
2.Какой у нее герб?
3.Какие города кроме нашего еще находятся в нашей области? (рассматривание иллюстраций).
4.Что ты знаешь о главной достопримечательности главного горда области?
5.Какие промыслы существуют в нашей области?
Вопросы для составления описательных рассказов. (большая коробка _ Россия)
1.Наша страна. Как она называется? Что ты о ней знаешь?
2.Какие города есть в нашей стране? Какой у нее герб и флаг?
3.Расскажи о природе разных регионов России.
4.Расскажи о знаменитых людях России.
5.Что ты знаешь о быте на Руси? Традициях страны? Праздниках?
КОРОБКА №1 «Россия»
1.Дидактическая игра «Во что одевались на Руси?»
Цель: закрепить названия старинных предметов одежды и обуви; закрепить знания об особенностях национального костюма и его элементах; способствовать развитию интереса в изучении истории культуры русского народа, расширять кругозор, развивать любознательность. Воспитывать чувство любви к Родине, гордости за свой народ, за ее культуру.
2.Дидактическая игра «Разгадай ребус»
Цель: закреплять умение выделять первый из слова, составлять слова из слогов. Для детей 6-7 лет; развивать познавательную активность, логическое мышление, учить располагать слова по предложенной схеме, воспитывать умение сосредотачиваться и повышать интерес к игре.
4.Дидактическая игра «Знаменитости России»
Цель: Расширять представления о знаменитых людях, прославившие Россию в различных сферах деятельности (космонавтика, искусство, военное дело). Развивать логическое мышление, связную речь, расширять словарный запас.
5.Дидактическая игра «Угадай город России» (загадки)
Цель: расширять представления о городах России; формировать речевые навыки.
6. Дидактическая игра «Армия России»
Цель: расширять представления детей о Российской армии, о видах, родах войск, их назначение, предназначением; расширять представления о профессиях людей, служащих в Вооруженных силах России, а также предметами, которые им нужны при выполнении их работы. Формировать патриотические чувства к своей Родине, Российской армии, интереса к истории нашего государства.
Углублять знания о Российской армии.
7. Дидактическая игра «Природные зоны России, места обитания животных и птиц»
Цель: расширять представления детей о природных зонах России. Закреплять умение детей систематизировать животных, птиц, рыб по приспособленности к природной зоне. Учить по внешнему виду животного, птицы, рыбы определять его место обитания. Способствовать развитию любознательности, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.
8. Дидактическая игра «Праздники России»
Цель: Расширять знания о государственных праздниках.
9. Пословицы о Родине
Цель: знакомить с устным народным творчеством.
КОРОБКА №2 «Нижегородская область»
1.Дидактическая игра «Народные промыслы» (Найди лишнее)
Цель: расширять представления о народных промыслах Нижегородской области (Хохломская роспись, Городецкая роспись, Полхов-Майдан); закреплять умения находить роспись и отличать от других видов росписей по узорам. Закреплять умение находить лишний узор и объяснить, почему он лишний. Развивать логическое мышление.
2.Дидактическая игра «Собери пазл»
Цель: расширять представления о плане Кремля; расположение его башен; закрепить умение собирать картинку (пазл) из нескольких частей (с изображением достопримечательности города – Нижегородского Кремля); развивать мышление; внимание; память.
3. Дидактическая игра «Башни Нижегородского Кремля»
Цель: расширять представления детей об истории Нижегородского Кремля, знакомить с «легендами» строительства башен Кремля; рассказать о названиях его башен, их назначении; воспитывать чувство любви и уважения к историческому наследию. Побуждать восхищаться красотой архитектурных сооружений, ансамблей, достопримечательностями.
4.Стихотворения о Нижегородском крае
Цель: знакомить с устным народным творчеством.
5.Дидактическая игра «Города Нижегородской области»
Цель: Расширять представления о городах Нижегородской области, их названии и о том, что прославило это город. Развивать диалогическую речь детей, обогащать их словарный запас.
КОРОБКА №3 «Город Бор»
1.Дидактическая игра «Достопримечательности города Бор»
Цель: расширять представления детей у детей о достопримечательностях города; развивать внимание, память, связную речь, учить ориентироваться в родном городе
2.Дидактическая игра «Вчера и сегодня». Найди отличия
Цель. Воспитывать интерес к истории своего города.
Знакомить детей с прошлым и настоящим некоторых улиц, зданий. Учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе; воспитывать интерес к его настоящему и прошлому. Развивать познавательную активность.
Развивать внимание, любознательность, наблюдательность.
3.Дидактическая игра «Что где производится?»
Цель: расширять представления детей о предприятиях города и их назначении. Развивать умение соотносить предприятие с производимой продукцией. Развивать познавательную активность. Развивать внимание, любознательность, наблюдательность.
5.«Вот моя улица, вот мой дом».
Цель. Учить детей называть улицы ближайшего окружения; знать, в честь кого они названы.
Предполагаемые результаты
Благодаря принципу матрешки дети лучше понимают абстрактные пространственные понятия. Поэтому значительно уменьшается процент ошибок в вопросе: «Что больше город или страна?». Упрощается понимание понятия «область». Игра позволяет дать детям разнообразные знания о городе, области и стране. Практика показала, что использование коробки дает ребенку осознать целостность каждого понятия. Это пособие позволяет поддерживать интерес ребенка к игре довольно длительное время, что способствует лучшему усвоению знаний.