Методическая разработка классного часа Занимательный этикет
Автор: преподаватель Шевчук Ирина Васильевна.
Рузаевское отделение ГБПОУ РМ «Саранский политехнический техникум» г.Рузаевка.
Методическая разработка классного часа по теме «Занимательный этикет»
Файл:Классный час
Классный час по теме «Занимательный этикет»
Цели:
• Познакомить студентов с правилами этикета, нравственными ценностями и нормами поведения, правилами хорошего тона.
• Развивать нравственность, этическую культуру, стремление к самосовершенствованию.
• Воспитывать дружелюбие, вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям.
Задачи:
1. Вспомнить со студентами правила этикета, правила поведения в общественных местах, со сверстниками, со старшими и т.д.
2. На вопросах и примерах из жизни доказать необходимость воспитанности и правил хорошего тона.
3. Показать проявление интеллигентности и воспитанности не только в знаниях, но и в способности к пониманию друг друга, в умении уважительно вести беседу и спорить, вести себя скромно, уметь оказать помощь.
Вступительное слово учителя
Живя среди людей, мы постоянно общаемся с ними в различных ситуациях — на улице, в гостях, театре. Как вести себя?
Ответить на этот вопрос мы и постараемся сегодня на нашем конкурсе, который называется «Правила этикета». Этикет (от французского «ярлык», «этикетка») — это сложившийся в обществе порядок общения, принятые ритуалы и манеры поведения. Владеть ими особенно важно сегодня, когда мы остро ощущаем дефицит добросердечности, милосердия и бескорыстия. Современный этикет наследует обычаи и традиции всех времен и народов. Ведь стремление вести себя по определенным правилам уходит в глубь тысячелетий. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище Король-солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек — «этикет» и произошло слово «этикет». Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы общения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Понятие этикета менялось в разные эпохи, как менялись исторические ситуации, в которых оказывались люди. Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости или английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, ставшие нормами поведения. Каждая нация, обладающая собственной неповторимостью, вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям. У них для произнесения тостов имелись тщательно разработанные правила. За нарушение этикета назначались штрафы. Главное, что определит ваше умение вести себя в обществе — сочетание естественности и уважения к окружающим, чувство такта, вкуса, приводящие к взаимному удовлетворению сторон.
• Работа в группах.
Студенты распределяются по группам (делятся на команды). После слов учителя, команды по очереди представляются зрителям и жюри. Они показывают плакаты, которые они приготовили к проведению конкурса. Жюри выставляет баллы за подготовленные плакаты.
Вся игра состоит из трёх «игр». После жеребьёвки, определяющей очерёдность ответа команд, начинается первая игра конкурса.
Игра 1.
Здесь командам по очереди задаются по пять вопросов с тремя вариантами ответа на каждый вопрос. За верный ответ команда получает одно очко.
Вопросы игры:
1. Красивая походка, осанка, изящные жесты украшают:
А) мужчину;
Б) женщину;
В) как мужчину, так и женщину.
2. Молодёжь не знает, «что делать с руками». С точки зрения хорошего тона:
А) надо держать обе руки в карманах;
Б) размахивать ими во время ходьбы или прогулки, энергично жестикулируя;
В) держать свободно вдоль туловища;
3. Сидеть следует:
А) держа ногу на ноге, раскачивая ею или обняв колено руками;
Б) на краю стула, прямо держа спину;
В) развалясь как в кресле.
4. Зевать в обществе неприлично. Воспитанный человек:
А) прикроет рот рукой;
Б) зевнёт широко раскрыв рот;
В) отвернётся в сторону и зевнёт.
5. С кашлем, как правило, справиться невозможно. При покашливании следует:
А) громко кашлять, не обращая внимания на окружающих;
Б) повернуть голову в сторону и прикрыть рот рукой;
В) приложить ко рту платок.
6. В былые времена любили чихать. В настоящее время мы:
А) чихнём от души, «со вкусом»;
Б) отвернёмся;
В) по возможности подавим, поднеся к носу платок.
7. Икота – неприятное явление. Если это всё же началось:
А) зажимая нос левой рукой, пьём воду маленькими глотками или вздыхаем глубоко;
Б) »подпрыгиваем’’ от души;
В) запиваем лимонадом.
8. Воспитанный человек смеётся:
А) после каждой фразы;
Б) ни с того, ни с сего;
В) только по определённому поводу.
9. В отношении друзей мы нередко испытываем потребность отблагодарить за оказанную услугу. Но здесь:
А) никак не следует торопиться, судорожно искать подарок и срочно вручать;
Б) не лишним бывает сделать приятный мелкий подарок;
В) следует забыть обо всём.
10. Одалживание денег – услуга особого характера. Одалживая деньги:
А) сразу обговариваем срок их возврата (занимающий деньги сам называет срок);
Б) просто даём их и забываем;
В) записываем долг в записную книжку в присутствии человека.
По окончанию первого тура конкурса жюри подсчитывает полученные командами баллы.
Игра 2.
Начинает лидирующая по итогам первой игры команда. На доске развешиваются 15 карточек трёх цветов (по 5 на каждый цвет) с номерами на каждой (от 1 до 15). С обратной стороны карточек написаны вопросы. Все вопросы данного тура разбиты на три группы («Цветы», «Светское общение» и «Манеры поведения»). Каждой группе соответствует свой цвет карточек. Капитаны команд по очереди выбирают карточки, и команда отвечает на попавшийся вопрос. На обдумывание ответа команде даётся одна минута. Команда соперников может дополнять ответ, или давать свою версию ответа и этим получать дополнительные очки. Жюри оценивает ответы по трёх бальной шкале.
Цветы.
• Можно ли дарить один цветок?
Несомненно, да. Нобелевский лауреат Ясунари Кавабата писал: «Один цветок лучше, чем сто, передает великолепие цветка».
• Можно ли дарить цветы в горшке?
Некоторые считают это дурным тоном. Кто-то видит в этом плохую примету. «А вдруг они увянут?» Но эти опасения напрасны! Дарить цветы в горшках можно, если вам точно известно, что адресат их очень любит и не противполучить их в подарок. Потрудитесь узнать, какой сорт цветов он предпочитает, и тогда вы не ошибетесь. Вместе с цветами в горшках можно преподнести справочник по цветоводству.
• Как дарить цветы — завернутыми или нет?
Если, придя в гости на торжество, вы вручаете цветы в прихожей, можно передать их в упаковке, если же вы с цветами входите в комнату, то снимите бумагу и преподнесите букет без нее. Однако говорить об упаковке можно лишь тогда, когда она эстетична и гармонирует с самим букетом.
Не забудьте, что подают букет цветками вверх, а не наоборот.
• Если вы посылаете цветы с доставкой из цветочного салона, что нужно вложить в букет?
Вложите в корзинку или внутрь букета записку с пожеланиями.
• Какие цветы не следует приносить в больницу?
Цветы с резким запахом и осыпающиеся пыльцой.
Светское общение.
1. О чем не следует говорить в светской беседе?
Не следует «выворачивать душу наизнанку», откровенничать, злословить, критиковать общих знакомых, родственников, сослуживцев, начальство, распространяться о своих болезнях и проблемах, говорить о людях, не известных собеседнику, рассказывать фривольные анекдоты, повествовать о катастрофах, чрезвычайных происшествиях.
2.Можно ли давать советы?
Будьте осторожны! Не торопитесь давать советы, если вас не просят об этом. Сказать знакомому «Тебе не идет этот галстук!» или «Я не советую тебе встречаться с ним (с ней)!» — в то время как вас даже не спрашивали об этом — величайшая бестактность!
3. Допускается ли в беседе спор?
Вполне. Человек должен уметь защищать свою точку зрения, но важно делать это тактично, корректно, аргументировано, без лишних эмоций.
4. Часто можно услышать такой комплимент: «Вы сегодня прекрасно выглядите!». Верен ли он?
Если вы хотите сделать настоящий комплимент, никогда так не говорите. Во-первых, это банально. Что, собственно, означает «прекрасно выглядеть»? А во-вторых, слово «сегодня» как бы говорит о том, что в другие дни этот человек выглядит плохо.
5. Как принято реагировать на неуместную шутку?
Ничто в таких случаях не действует лучше, чем минута общего молчания, которая воцаряется после неудачного высказывания. Затем кому-нибудь стоит начать разговор на другую тему. Если шутник без конца рассказывает или повторяет анекдоты, которые заставляют краснеть присутствующих, следует его остановить, сказав что-то вроде: «Кажется вы сегодня не в ударе».
Манеры поведения.
1. Принято ли выражать свою благодарность за мелкую услугу хорошо знакомому человеку?
Благодарить необходимо в любом случае. Благодарность не бывает излишней. Вы можете выразить ее, преподнеся в подарок что-либо, соответствующее интересам человека: книгу, словарь, справочник, картину, музыкальный диск, «толстый» журнал и т.д. Формой благодарности также может выступать и письмо с уведомлением, что услуга была полезной и важной.
2. Кто такой брюзга?
Это человек, всегда вечно всем недовольный и сообщающий об этом окружающим. Общение с ним дело трудное и малоприятное. Но хуже всех приходится ему самому: люди избегают его, к тому же плохое настроение вредно для здоровья.
3. Реклама все назойливее пытается преподнести жвачку как «свежесть, чистое дыхание»… Когда, по-вашему, можно жевать жвачку, а когда не следует этого делать?
Воспитанный человек жует жевательную резинку, только оставшись наедине с самим собой. Во время общения, пребывания на людях лучше отказаться от жвачки, если вы не хотите, чтобы ваши партнеры по общению запомнили вас только жующим.
4. Что такое элегантность?
Существует множество взглядов на понятие элегантности. Элегантность — это манеры, их не получишь искусственным путем. Создать себе имидж элегантного человека — значит, быть безупречной во всем и всегда, даже когда отправляешься за хлебом. И дело не только в том, чтобы не навешивать на себя сразу все украшения, и даже не в тщательном подборе обуви, сумки — надо просто уметь расположить к себе окружающих. Вежливость и взаимоуважение — тоже своего рода элегантность».
5. Что называется «дежурной улыбкой»?
Обычно так говорят об улыбке неискренней, когда человек улыбается по обязанности, потому что «так надо». Однозначного решения здесь нет. Однако этикет предполагает, что лучше дежурная улыбка, чем искренние грубость и хамство.
Игра 3.
Третья игра состоит в том, что команды, по очереди, задают противникам вопросы, которые они сами придумали перед игрой. В случае неверного ответа, они сами должны давать верный ответ на свой вопрос. Как и во второй игре, оценивание ведётся по трёх бальной системе. Общее количество вопросов от каждой команды 4-5.
По окончанию третьей игры жюри подсчитывает количество очков за игру и общее количество очков каждой команды по итогам трёх туров.
4. Подведение итогов и определение победителя.
Оглашение членами жюри победителей.
Вручение диплома победителям конкурса.
Проигравшей команде даётся грамота за участие в конкурсе.
В заключение учитель делает выводы о проведённом конкурсе.
Говорит об уровне воспитанности учеников.