Рабочая программа по краеведению во 2 классе
Автор: Учитель начальных классов Елена Ушакова Николаевна.
МКОУ «Ярская школа — интернат» Удмуртская Республика, Ярский район, пос. Яр.
Рабочая программа по краеведению во 2 классе
Реализации программы: формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.
Файл:Рабочая программа
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету краеведение для 2 класса составлена на основе:
— Приказа Министерства образования и науки Российской Федераций от 19 декабря 2014г. № 1599 СФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
— Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
— Годового календарного учебного графика на 2017 – 2018 уч. г.
— Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе в МКОУ «Ярская школа – интернат» на 2017-2018 учебный год.
Предмет краеведение входят в образовательную область формируемую участниками образовательных отношений. В соответствии с учебным планом количество часов на изучение данного курса отводиться 1 часа в неделю, 34 часа в год.
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.
У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Данная программа актуальна в современное время. Российский академик Д. С. Лихачёв верно отметил, что только “любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Цель реализации программы: формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.
Содержание предполагает решение следующих задач:
• формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего посёлка; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие посёлка, республики;
• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:
• способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
• расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям;
• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
Данная рабочая программа сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное участие самих школьников в процессе её приобретения.
В соответствии с программой изучаются следующие разделы:
Введение – 1 час.
Знакомство с предметом краеведение, что оно изучает
Я и моя семья – 8 часов.
Знакомство с членами семьи, их взаимоотношениями. Профессиями родителей. Семейным архивом. Знакомство с родословной семьи. Именем, фамилией и отчеством детей. Защита проекта «Моя семья»
Я и мой посёлок – 7 часов.
Знакомство с названием посёлка, его расположением, улицами и домами. Экскурсия по улицам посёлка. Защита проекта «Мои посёлок».
Моя малая Родина – 10 часов.
Знакомство с расположением Удмуртии на карте России. Государственной символикой Удмуртии. Столицей Удмуртии, её прошлым и современностью, легендами о городе и её символами. Знаменитыми людьми и защита проекта «Столица Удмуртии – город Ижевск».
Природа Удмуртии – 8 часов.
Знакомство с водоёмами, растительным и животным миром Удмуртии. Красной книгой Удмуртии, выполнение творческой работы. Заповедники Удмуртии. Экскурсия в парк. Защита проекта «Природа Удмуртии».
Для реализаций программы используются формы работы: комбинированные урок, урок изучение нового материала, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа, экскурсии.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
С целью развития интерес к предмету используются дидактические игры, игровые приемы, занимательные упражнения, создание жизненных увлекательных для детей ситуаций.
Приемы обучения: демонстрация; наблюдение, беседа, самостоятельные работы, презентации.
Для эффективного обучения проводится систематическое изучение динамики развития базовых универсальных действий: индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; итоговых проектных работ в конце четверти.
Базовые учебные действия:
Личностные учебные действия:
— осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
— способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
— положительное отношение к окружающей действительно¬сти, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
Коммуника¬тивные учебные действия:
— вступать в контакт и работать в коллективе (учитель — уче¬ник, ученик — ученик, ученик — класс, учитель-класс);
— использовать принятые риту¬алы социального взаимодей¬ствия с одноклассниками и учителем;
— слушать и понимать инст¬рукцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
Регулятивные учебные действия:
— принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Познавательные учебные действия:
— выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
— читать;
— писать;
— выполнять арифметические действия;
— делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
— пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.
Предметные учебные действия:
Знать:
— членов своей семьи;
— знаменитых людей Удмуртии
Уметь:
— находят на карте России Удмуртию,
— находить на карте Удмуртии посёлок Яр.
— показать 1-2 растения и животных Удмуртии
Нормы оценок по краеведению:
Оценка «5» – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков или показом иллюстрации.
Оценка «4» -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка «3» – пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка «2» – не может передать содержание прочитанного, выполненного самим какого – либо материала.
Оценка «1» не ставится.
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Борлукова Н.В., Волкова Г.С. Краеведение. 2 – 4 классы: Образовательная программа учебного предмета для образовательных учреждений Удмуртской Республики. – Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2011. – 36 с.
2.А. Владыкин «История земли Ярской» (Люди, события, факты), Глазов, 2008г.
3.А. Владыкин «История земли Ярской» (Книга II), Глазов, 2010г.
4.П. Ф. Куляшов, А. Г. Шкляев «Край родниковый», «Современник», Москва, 1984г.
5.Козлова Н. Т., Украинцева А. Ю. «Наш край» Приложение к учебнику «География Государства Евразия» для 9 класса. Ижевск: Удмуртия, 2006г, 152с.