Учимся играя
Автор: воспитатель Гритчина Татьяна Васильевна.
МАДОУ «Мальвина» г. Ноябрьск ЯНАО.
Файл: Конспект
Конспект дидактической игры «Веселая гусеница» для детей старшего дошкольного возраста
Цель игры:
• Учить детей правильно соотносить дни недели с соответствующими цифрами и цветовыми обозначениями (цвета спектра) на модели.
• Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять предыдущий и последующий день недели, его порядковый номер, опираясь на модель.
• Закреплять порядковый и обратный счет (до 7, дни недели).
• Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, анализировать, моделировать.
• Воспитывать дружеские отношения в игре, умение приходить на помощь, выслушивать ответы сверстников, не перебивать говорящего.
Материал: модель «Волшебная гусеница» демонстрационная и на каждого ребенка, 7 кругов с цифрами до семи с одной стороны и цветовое обозначение с другой стороны.
Ход игры:
В: Ребята, у нас сегодня в гостях необычные гусеницы, с которой можно поиграть в разные игры.
Вариант 1 «Дни недели»
В: Каждый день имеет свое название и последовательность. Как называются дни недели?
Д: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
В: Сколько дней в неделе?
Д: 7.
В: Представим, что наша гусеница – это Неделя. Сосчитайте, на сколько частей разделена гусеница?
Д: Считают от 1 до 7.
В: У вас на столе лежат карточки с цифрами, разложите их от 1 до 7.
Д: Раскладывают цифры от 1 до 7.
В: Давайте обозначим каждый день недели цифрой. Как вы думаете, какому дню недели будет соответствовать цифра «1»?
Д: Понедельник.
В: Положите цифру «1» на гусеницу (начинаем раскладывать слева направо).
А цифра «2»? и т.д.
В: Могут ли дни недели меняться местами?
Д: Нет.
В: Почему?
Д: Последовательность дней недели постоянна.
Вариант 2 «Назови день недели»
В: Как называется второй день недели? (вторник). А какой день перед вторником? (понедельник). Какой день идет после вторника? (среда). Какой по счету день недели четверг (воскресенье)? (четвертый, седьмой). Какие дни недели выходные в детском саду? (суббота, воскресенье).
Д: отвечают, опираясь на модель гусеницы.
Вариант 3 «Цвета радуги»
В: Дети, а как называется природное явление, которое бывает после дождя и связано с числом 7?
Д: Радуга.
В: Давайте попробуем раскрасить гусеницу в цвета радуги. А вы знаете, в какой последовательности находятся цвета радуги?
Д: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
В: Как вы думаете, какой цвет должен соответствовать понедельнику?
Д: Красный.
В: Под какой цифрой спрятан понедельник?
Д: Под цифрой один.
В: Переверните карточку с цифрой один. Что вы увидели?
Д: Карточка красного цвета.
В: Переверните остальные карточки. Получилась ли у вас радуга в правильной последовательности цветов?
Д: Перечисляют цвета радуги.
В: Будьте внимательны при ответе на следующие вопросы:
— Какой по счету желтый цвет (третий), какой день недели он обозначает? (среда)
— Какой день недели обозначен голубым цветом? (пятница). А синим? (суббота)
— Каким цветом обозначен день недели — четверг? (зеленым)
Вариант 4 «Прямо и обратно»
В: Сосчитайте круги на гусенице от 1 до 7 и от 7 до 1. Перечислите дни недели по порядку, а потом наоборот.
Д: Считают, перечисляют, опираясь на модель гусеницы.
Итог: Вам понравилось играть с волшебными гусеницами? Что с помощью гусениц вы узнали? чему научились?
Информация для педагогов:
Данная модель многофункциональна.
Для развития познавательных способностей модель можно использовать при обучении детей сложению, вычитанию, составу числа, классификации, анализу и синтезу, применяя игры «Найди и выложи музыкальные инструменты (дикие животные, посуда)» «Что лишнее?», «Чего не стало?», «Продолжи закономерность», «Какой по счету?» и др.
Для развития фонематического слуха и обучения грамоте на данной модели можно использовать игры «Отметь цветом первый звук слова», «Выложи слово», «Придумай предложение» и др.