Основная образовательная программа для детей
Автор: воспитатель Примаченко Евдокия Алексеевна.
МДОУ ЦРР д/с «Классика» г.Нерюнгри , Республика Саха (Якутия), ул.Карла Маркса .
«Основная образовательная программа для детей старшего возраста»
Файл: программа
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально- коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.
Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:
– игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),
– познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
– восприятие художественной литературы и фольклора,
– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
– изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
– двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Организационный раздел Программы также описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:
– психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,
– особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды.
Реализуемые образовательные программы:
Обязательная часть: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
- Программа «Математика в детском саду» (автор — В.П. Новикова), используется со второй младшей группы
Образовательная работа по данной парциальной программе проводится в занимательной игровой форме, способствующей легкому запоминанию математических категорий. В ходе образовательной деятельности дошкольники овладеют устойчивыми навыками счета, знакомятся с процессами прибавления и вычитания, учатся решать простейшие математические задачи.
2.Программа «Юный эколог» (автор — С. Н. Николаева) поможет привить основы экологическойкультуры: осознанное отношение дошкольников к явлениям окружающего мира, желание хранить и приумножать красоту природы, используется для интеграции на НОД по ознакомлению с окружающим, в ходе совместной деятельности во время режимных моментов.
Речевое развитие дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: в организованной образовательной деятельности по речевому развитию и в интеграции со всеми образовательными областями, а также в игровой совместной и самостоятельной деятельности и в повседневной жизни.
Речевое развитие в дошкольном возрасте осуществляется через активацию коммуникативных навыков, знакомство с художественными текстами.
Программа О.С. Ушаковой «Программа развития речи дошкольников» дополняет основную образовательную программу МДОУ в разделах по совершенствованию коммуникативных способностей у детей через формирование грамматического строя речи и развития образной речи дошкольников.
Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного развития детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающих яркость и выразительность речи через различные виды детской деятельности. Достижение цели обеспечивается в ходе решения следующих задач:
- обеспечить познавательно – речевое развитие воспитанников МДОУ;
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
- развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
- организовать предметно – развивающую среду, стимулирующую развитие речи детей в разных видах детской деятельности
- взаимодействовать с семьями воспитанников.
Программа «Азбука общения» (авторы — Л.М. Щипицина, О.В. Защеринская, А.П. Воронова и др.). используется в ходе совместной деятельности во время режимных моментов.
Парциальные программы по социально-личностному развитиюобеспечивают условия, необходимых для адаптации детей дошкольного возраста в детском коллективе и обществе, реализуется посредством:
- привития навыков самостоятельности, самообслуживания;
- разъяснения основ безопасного поведения;
- обеспечение условий, необходимых для
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеев помогает в формирование культуры безопасного поведения дома, на улице, общественных местах, в городском транспорте, при общении с посторонними людьми используется в ходе совместной деятельности во время режимных моментов.
В области художественно – эстетической воспитание чувства прекрасного в дошкольном возрасте осуществляется через конструктивно – модельную деятельность.
Конструктивно – модельная деятельность в обязательной части предусмотрена как интеграция в другие образовательные области и в ходе режимных моментов, поэтому в средних, старших и подготовительных группах, части формируемой участниками образовательных отношений область художественно – эстетическая проводится как проектная: в средних группах — «Умелые ручки», Проекты составлены по парциальным программам:«Конструирование и ручной труд в детском саду», автор Л.В. Куцакова. Программа развивает творческие способности, конструкторские умения, которые осуществляются через ознакомление дошкольников с приемами моделирования и конструирования.
Парциальная программа «Мы живем в России!», авторыН.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова, цель: Формирование нравственно-патриотических чувств через осуществление познавательной и игровой деятельности. «Я — человек», автор С.А. Козлова, цель:
Формирование у дошкольников представления о себе, других людях, народах, расах, чувствах, обязанностях, разнообразных видах деятельности.
Для формирования основ музыкальной культуры, развития творческих навыков в различных видах музыкальной деятельности дополнительно используются программы: Формирование основ музыкальной культуры, развития творческих навыков в различных видах музыкальной деятельности О.П. Радыновой.
В области физического развития, в условиях необходимости сохранить здоровье детей дошкольного возраста, приобщить воспитанников к здоровому образу жизни. Востребованными являются парциальные программы ДОУ по ФГОС, направленные на ведение оздоровительной деятельности в детском саду, выполнение нестандартных физических упражнений для развития и поддержания физического здоровья малышей, поэтому дополнительно востребованы парциальные программы оздоровительного профиля: «Играйте на здоровье» (авторы — Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова), «Здоровье» (автор — В. Г. Алямовская).