Детский исследовательский проект
Руководитель: учитель-логопед Посредник Наталья Фёдоровна.
Автор: подготовительная группа № 1.
ГБОУ Школа № 1375 г. Москва.
Детский исследовательский проект «Словечки» в подготовительной к школе группе
Файл: проект
Тип проекта:
Информационно-практико-ориентированный
Вид:
Групповой
Длительность:
Долгосрочный – 10 месяцев (сентябрь — июнь);
Участники:
- учитель-логопед;
- Дети подготовительной группы с речевыми нарушениями – 14 человек;
- Родители воспитанников;
- Воспитатели подготовительной группы № 5, № 1.
- Эксперт – заместитель заведующего по ВМР.
Актуальность проблемы:
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Кроме того одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 2014 года является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.
Согласно ФГОС дошкольного образования, условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
- взаимодействие с родителями (законными представителями)по вопросам образования ребенка;
- непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов, поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.
Количество детей с речевыми нарушениями в дошкольных учреждениях растёт с каждым годом. Дети моей группы – не исключение. Все имеют речевые диагнозы – недоразвитие речи системного характера различной степени тяжести. К сожалению:
- не все родители адекватно оценивают возможности своего ребёнка и часто не видят, или не хотят видеть, проблемы в развитии своего ребёнка;
- и многие родители просто не знают, как помочь своему ребёнку в его гармоничном развитии.
Нарушения употребления предложно-падежных конструкций являются видом ошибок грамматического строя речи, которые проявляются в случае несформированности операции грамматического структурирования (исходя из модели порождения речевого высказывания А.А. Леонтьева и Т.В. Ахутиной). У детей с тяжелыми нарушениями речи часто нарушена дифференциация грамматических форм, выбор грамматической формы из парадигматического ряда.
Следует отметить, что предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения (например: предлог В с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом — местонахождение – «кладет в стол», но «лежит в столе»). Известно, что у детей с недоразвитием речи наблюдаются трудности, связанные с ориентацией в пространстве, вследствие чего оказываются несформированными пространственные понятия. Это в свою очередь приводит к трудностям формирования навыков правильного употребления грамматических форм (существительных с предлогами), выражающих эти отношения.
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:
а) пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
б) замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).
в) неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).
г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).
Слова, не имеющие номинативного значения (предлоги, союзы, междометия) выполняют определенную функцию в речи. Без знания этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью. Так, у детей с недоразвитием речи системного характера различной степени тяжести наблюдается недостаточно полное понимание прочитанного материала, поскольку для понимания содержания нужны прежде всего определенный лексический запас слов, знание их значений, а также понимание связей между словами и между предложениями. Важна систематическая, целенаправленная, организованная работа по устранению имеющихся у детей грамматических нарушений.
Таким образом, данная тема является актуальной.
Анализируя создавшуюся обстановку, созрела необходимость создания проекта «Словечки», направленного на взаимодействие с родителями воспитанников подготовительной группы в целях осуществления полноценного речевого развития ребёнка.
Цель: Уточнить понимание детьми предлогов: «на», «под», «в», «из», «к», «от», «над», «с», «из-за», «из-под».
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Задачи:
- Развивать связную речь детей.
- Закреплять правильное употребление предлогов с существительными в разных падежах;
- Закреплять умение детей составлять предложения по схеме и картинке;
4.Закреплять навык составление предложений с заданным предлогом;
- Создавать предпосылки к обучению грамоте.
- Развивать у детей потребность в общении как первейшем условии успешной деятельности.
- Повышать педагогическую компетентность родителей дошкольников в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений.
- Обучать родителей доступным приёмам логопедического воздействия на ход речевого развития своего ребёнка.
В соответствии с ФГОС необходим учёт принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Задачи ОО в интеграции:
Социально-коммуникативное развитие включает безопасность, социализацию и труд.
Задачи:
— Способствовать формированию готовности к школьному обучению.
— Создавать атмосферу доверия, взаимопонимания и сотрудничества родителей и учителя-логопеда в вопросах гармоничного развития ребёнка.
— Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
— Развивать игровую деятельность. Знакомить с играми -имитациями (в том числе играми-этюдами), ролевыми диалогами на основе текста, драматизациями, , режиссёрскими играми с игрушками-персонажами, с играми-фантазированиями («Грамматика фантазии»), дидактическими играми по теме.
— Расширять социальные представления о мире людей, нормах взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Познавательное развитие идёт через познание, которое реализуется через развитие сенсорной культуры, кругозора и познавательно-исследовательскую деятельность в природе, конструирование.
Задачи:
— Развивать оптико–пространсвенные навыки.
— Учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем.
— Развивать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
— Развивать внимание, память, мышление.
Художественно-эстетическое развитие реализуется через музыку (развитие музыкально-художественной деятельности), чтение художественной литературы (приобщение к чтению, слушанию, импровизации, театрализации), художественное творчество (приобщение к изобразительному искусству, развитие изобразительной деятельности и детского творчества).
Задачи:
— Развивать изобразительное творчество детей в процессе иллюстрирования составленных предложений с предлогами.
— Приобщать к чтению, слушанию и анализу художественных произведений. («Под грибом» В.Сутеева, «Чудо-дерево» К.Чуковского, «Где очки?» С. Михалкова). Наблюдать за предлогами («маленькими» словами) во время прослушивания и в процессе бесед по содержанию произведений.
— Организовывать выставки творческих работ детей, выполненных совместно с родителями и самостоятельно. (план см. ниже). Также и анализа художественных произведений (Например, «Под грибом» В.Сутеева, «Чудо-дерево» К.Чуковского, «Где очки?» С. Михалкова).
Физическое развитие включает здоровье (правила здорового образа жизни) и физическую культуру (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры, элементы спортивных игровых упражнеий для развития физических качеств.
Задачи:
— Развивать мелкую, общую моторику и пространственную ориентировку.
— Разучивать физкультминутки, направленные на развитие пространственных представлений, сопровождаемые соответствующими движениями.
Например:
Воробей сидел на ветке у окна,
Ну а я- на табуретке у окна.
Посидели, посмотрели, покачались, полетели:
Воробей на крышу с ветки,
А я на пол с табуретки
Краткая аннотация проекта
Проект направлен на совершенствование у детей умения внимательно относиться к собственной и обращенной к ним речи. После завершения проекта дети научатся дифференцировать предлоги, правильно использовать предложно-падежные конструкции в своей устной речи и понимать, что предлоги пишутся раздельно со словами.
Проблемные вопросы:
- Нужны ли «словечки» в нашей речи?
- Как «словечки» меняют смысл высказывания?
Предполагаемый результат:
- Позитивные изменения в речи детей.
После завершения проекта дети научатся дифференцировать предлоги, правильно использовать предложно-падежные конструкции в своей устной речи.
- Повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого развития ребёнка.
- Разработка информационно — методического материала для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал, картотека игр и упражнений «Маленькие слова» ).
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Время реализации: Сентябрь 2019года.
Выбор темы проекта и его разработка.
Изучение научно — практических и методических источников по заявленной проблеме. Подбор методического материала по заявленной теме. Разработка перспективного годового плана занятий по данной теме. Заполнение речевых карт. Подготовка наглядного материала.
Разработка консультаций для родителей.
Создание обучающей презентации для родителей «Маленькие слова».
Обсуждение с воспитателями результатов диагностики. Обсуждение необходимости совместной работы по устранению речевых недостатков у детей. Рекомендации по созданию игровых пособий по теме «предлоги».
Родительское собрание. Тема «Цели и задачи на учебный год в старшей группе детского сада».
Основной этап (Октябрь 2019- апрель 2020)
Мероприятия
Проведение подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.(в течение всего этапа)
Фронтальные занятие по развитию Лексико-грамматических представлений.
Тема: «Лес. Грибы. Ягоды. Предлог «Под»(Повторение)».
Тема: «Перелётные птицы. Предлог «В»(повторение)».
Тема: «Фрукты. Труд взрослых в садах.
Знакомство с предлогом«С».
Пополнение картотеки игр и упражнений «Словечки»
Составление конспектов фронтальных и подгрупповых занятий.
Разработка домашних заданий по теме (в течении всего этапа)
Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений. (Игры с предлогами «Под», «В», «С»)
Индивидуальное консультирование родителей по теме. (в течении всего этапа)
Выставка «Рисуем и учимся. Маленькое слово с.» (дети с родителями)
Ноябрь
Фронтальное и подгрупповое занятие по развитию Лексико-грамматических представлений.
Тема: «Домашние животные.
Знакомство с предлогами «К», «От».
Создание обучающеей презентации для детей «Маленькие слова» (слайды пополняются в процессе изучения тем).
Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений. (Игры с предлогами «К», «От»)
Разработка консультативного материала для родителей. (в течении всего этапа)
Открытое занятие «В гостях у котёнка Тишки»
Декабрь
Фронтальное и подгрупповые занятия по развитию Лексико-грамматических представлений.
Тема: «Комнатные растения.
Предлог «Под» (повторение), Знакомство с предлогом «Из-под»
Пополнение картотеки игр и упражнений «Маленькие слова»
Составление конспектов фронтальных и подгрупповых занятий. Разработка домашних заданий по теме (в течении всего этапа)
Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений. (Игры с предлогами «Под», «Из-под»)
Выставка «Рисуем и учимся. Предлог из-под.» (дети с родителями)
Родительское собрание на тему «Новогоднее путешествие в страну Маленьких слов». Включает в себя просмотр презентации «Формирование пространственных представлений у дошкольников» и совместный практикум для детей и родителей.
Январь
Подгрупповые занятия.
Знакомство с ребусами. Обучение отгадыванию ребусов с использованием «маленьких слов» «В», «НА».
Изготовление карточек с ребусами.
Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений.
Домашнее задание: Придумать и проиллюстрировать ребус с «маленькими словами» «В», «НА». Выставка по итогам домашнего задания.
Февраль
Фронтальное и подгрупповые занятия по развитию Лексико-грамматических представлений.
Тема: «Животные Севера. Предлог «за» (повторение). Знакомство с предлогом «Из-за».
Пополнение картотеки игр и упражнений «Маленькие слова»
Составление конспектов фронтальных и подгрупповых занятий. Разработка домашних заданий по теме (в течении всего этапа)
Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений. (Игры с предлогами «За», «Из-за»)
Выставка «Рисуем и учимся. Предлог из-за.» (дети с родителями)
Открытое занятие « Волшебная прогулка по Африке»
Март
Фронтальное и подгрупповые занятия по развитию Лексико-грамматических представлений.
Тема: «Наша армия. Знакомство с предлогом «над».
Пополнение картотеки игр и упражнений «Маленькие слова»
Составление конспектов фронтальных и подгрупповых занятий. Разработка домашних заданий по теме (в течении всего этапа)
Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений. (Игры с предлогами «Над»
Выставка «Рисуем и учимся. Маленькое слово над.» (дети с родителями)
Апрель
Подгрупповые занятия.
Обучение отгадыванию ребусов с использованием «маленького слова» «Под».
Изготовление карточек с ребусами.
Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений.
Домашнее задание: Придумать и проиллюстрировать ребус с «маленьким словом» «Под» Выставка по итогам домашнего задания. Открытое занятие -викторина «Много знаем и умеем: трудности преодолеем!»
Дидактические материалы
- Схемы предлогов пространственного значения.
- Раздаточный материал для составления схем предложений.
- Демонстрационный материал для составления схем предложений.
- . Настольно-печатные игры.
- Набор картинок по теме.
- Подбор игрушек для моделирования ситуаций по использованию предлогов в речи.
- Варианты предложений с предлогами и без предлогов.
- Набор раскрасок.
- Художественная литература по теме.
Заключительный этап: (Май, 2020 года)
-Открытое занятие для родителей и воспитателей группы «Путешествие в страну Словечек».
-Родительское собрание «Чему мы научились?» (Подведение итогов за учебный год).Отчет о реализации проекта представить на общем родительском собрании.
-Создание альбомов детских рисунков «Слово живёт в моём рисунке» с комментариями детей.
Систематизация игр и упражнений по теме.
Иллюстрирование любимых детских произведений. (Иллюстрация является отражением предложения, содержащего любое из изученных предлогов). Выставка.
Предполагаемый результат:
- Позитивные изменения в речи детей.
После завершения проекта дети научатся дифференцировать предлоги, правильно использовать предложно-падежные конструкции в своей устной речи.
- Повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого развития ребёнка.
- Разработка информационно — методического материала для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал, обучающая презентация, картотека игр и упражнений «Маленькие слова» ).
Продукт: 5 альбомов детских работ.
«Маленькое слово С»,
«Маленькое слово К, От»,
«Маленькое слово За. Из-за»,
«Маленькое слово Под. Из-под», ( работы выполнены совместно с родителями)
«Маленькое слово живёт в моём рисунке (с комментариями детей)». Творческий альбом.
Специальная и методическая литература:
Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева «Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников» Екатеринбург. « Литур»,2000.
«Логопедия» под редакцией Л.С.Волковой. М. «Владос»,2002.
Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». С-П «Союз», 1990.
Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 лет». М. «Гном и Д», 2005.
- Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет». М. «Гном и Д», 2005.
Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР». С-П. «Детство-пресс», 2008.
В.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР» (1,2,3 периоды) М. «Гном и Д»,2002.