Сценарий урока 9 класс
Автор: учитель Волокитина Светлана Александровна.
МБОУ «Парабельская средняя школа имени Николая Андреевича Образцова» п. Кирзавод.
Декабристы. Герои или заговорщики?
Тип урока — урок исследование, 9 класс
Файл: сценарий
Сценарий урока.
Тема урока: «Декабристы. Герои или заговорщики?»
Тип урока: урок — исследование
Класс: 9
Цели:
- выяснение причин участия дворян в деятельности тайных организаций.
- формирование собственного мнения у обучающихся о целях декабристов на основании программных документов «Северного» и «Южного» обществ.
Задачи урока:
Образовательные:
- выяснить причины, побудившие дворян к активной тайной деятельности;
- создать образ декабриста;
- показать какие цели преследовали члены тайных обществ.
Воспитательные:
- формировать умение высказывать свою точку зрения;
- развивать умение работать в парах, уважительно относится к одноклассникам;
Развивающие:
- научить работать с историческими источниками;
- уметь находить нужную информацию и классифицировать её.
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
Получение новых знаний,
Развитие навыков и умения в работе с текстом, уважительное отношение квыступающим. Развитие монологической речи, умение вести дискуссию. |
Понимание причин, которые способствовали появлению тайных обществ,
Выяснение целей движения декабристов. Изучение программных документов тайных обществ. Формирование собственной точки зрения на события 1825 г. |
Познавательные УУД:
· выделять необходимую информацию, структурировать её; · выдвигать гипотезы, обосновывать их; · формулировать проблему; Коммуникативные УУД: · высказывать своё мнение, умение слушать другие точки зрения; · договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение; · владеть диалогической формой речи, уважительно относится к собеседнику. · самостоятельно контролировать время при выполнении задания. Регулятивные УУД: · планировать свою деятельность на уроке; · самостоятельно формулировать цели и задачи урока; · сознательно организовывать свою учебную деятельность; · оценивать свои учебные достижения, осуществлять самоконтроль |
Оборудование: презентация, проектор, раздаточный материал.
Этапы и ход урока. (Урок 40 минут)
Название этапа урока | Деятельность учителя | Действия учащихся | время |
1.Организационный
Мотивация |
Приветствие классу. Позитивный настрой на работу. Мотивация к активной учебной деятельности. Слайд 1 | Приветствие учителю. | 1минута |
2. Актуализация знаний | Диалог учителя — ученика на основе домашних письменных работ по темам
« Влияние Отечественной войны на развитие общественного сознания», «Либерализм Александра I. Цели и итоги». Слайд 2 Вопрос: Какие изменения произошли в российском обществе после Отечественной войны и заграничного похода русской армии? Какие слои населения были заинтересованы в переменах и почему? Оправдались ли ожидания перемен, какие последовали действия? Слайд 3 |
В результате анализа полученных знаний из письменных работ обучащиеся приходят к выводу, что дворяне в большей степени были недовольны нерешительностью царя, отставанием страны от европейского уровня развития.
Прогрессивно настроенное дворяне создают тайные общества, преследую самые радикальные цели (убийство членов царской семьи, изменение политического устройства) Обучающиеся формулируют тему урока, определяют цели и задачи (возможны наводящие вопросы учителем для конкретизации изучаемого материала) Слайд 4 Тема урока записывается в тетрадь. |
7 минут |
3 Операционно-исполнительный этап. | Задание. Применяя полученные знания, создать портрет декабриста.
Слайд 5-6 Шпаргалка — Царскосельский лицей, А.С. Пушкин, друзья Пушкина, высказывание «Мы дети 1812 года». Слайд7 Участники тайных обществ, которые объединяли недовольных существующим порядком. Проблема: «Декабристы. Герои или заговорщики »? Слайд 8 Задание. Обозначить отношение декабристов по вопросам: о власти, отношение к крепостному праву, гражданские права и свободы. Слайд 9 |
Работа в парах. Заслушиваются устные ответы. Составление кластера на доске.
«Хорошо образованные, богатые, имеющие чины и звания, владеющие крепостные крестьянами и большим имуществом. Участники Отечественной войны и заграничного похода русской армии. Представляли цвет русского дворянства, это были друзья Пушкина – Кюхельбекер, Пущин, которым поэт посвятил стихи и многочисленные зарисовки в своем блокноте». Работа в паре с программными документами тайных обществ и Манифест русского народа.. (Документы раздаются по рядам) См. Приложение №1 Обсуждение спорных вопросов, поиск ответа по проблеме урока. |
20 минут |
3 этап Оценочно-рефлексивный | Какие цели преследовали члены тайных организаций? Какие ответы дают нам программные документы?
Анализируя выдержки из документов, что можно сказать о решение земельного вопроса? Слайд 10 Высказывание А.И. Герцена «Как далеки они были от народа» Что имел в виду русский революционер, говоря о декабристах? . Почему декабристы не решали земельного вопроса? Вопрос. Декабристы кто они? Герои или заговорщики? Слайд 11 Мнение историков по этому вопросу неоднозначно. Каждый из вас вынесет свое решение. |
Ответы: отмена крепостного права, введение гражданских прав и свобод, изменение политического устройства.
Ответ Крестьяне земли не получали или получали очень мало по 2 десятины. Ответ. Для крестьян главным был земельный вопрос, а не власть и крепостное состояние. Ответ. Они сами были владельцами крепостных и помещиками, они не готовы были к ликвидации помещичьего землевладения. На основании полученных знаний ученики делают свои выводы. Дискуссия. Решение проблемы. Мнения разделились, одни утверждают, что они герои, так как выступили против самодержавия. Другая группа утверждает, что они не готовы были улучшать положение народа, им нужна была только власть, если бы декабристы пришли к власти, осуществив переворот, положение крестьян существенно не изменилось, получив свободу без земли, они снова оказывались в зависимости от помещиков. Личную свободу крестьяне не ценили, так как не знали что это такое. |
10 минут |
4. Итоги диагностики | Заполнение анкет обратной связи. См. Приложение №2
Слайд 12 домашнее задание записывается в дневник Учитель благодарит детей за активную работу. Оценки выставляются с учетом результатов анкеты. Слайд 13 |
Заполнение анкеты.
Домашнее задание: параграф 7 пункт 1-2, заполнить таблицу стр. 69,устно вопрос №4. |
2 минуты |