Мастер -класс Практика групповых технологий
Автор: учитель начальных классов Гладышева Ирина Борисовна.
МОБУ СОШ № 12 город Сочи.
Мастер -класс «Практика групповых технологий»
Файл: мастер -класс
Мастер –класс «Практика групповых технологий»
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, — завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно»
Л.С. Выготский
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Меняются цели и задачи которые ставит перед нами общество. Задачей современной школы сегодня является воспитание ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая.
Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
Групповые формы работы создают наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, предлагает свое мнение, пусть оно и неверное, но в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идет взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.
Первый этап обучения работе в группах
Уже с первых дней пребывания ребенка в школе дети знакомятся с правилами общения на уроке, они только учатся общаться друг с другом. В это время закладываются навыки взаимопонимания, «клише» для выражения своего мнения, согласия или несогласия. Постепенно ученики понимают, что они могут высказывать мнение, при необходимости спорить, но только никого не перебивая и не обижая.
Второй этап – это парная работа
Целью этой работы является необходимость научить детей общаться друг с другом, не мешая другим, не перебивать, выслушивать до конца, принимать или опровергать мнение собеседника, аргументируя свою точку зрения. Важно дать детям понять, что работа в команде интереснее и продуктивнее, чем работа одного.
Способы формирования пар могут быть различными:
- Самый простой способ – образовать пару детей сидящих за одной партой.
При этом не тратиться много времени, накапливается опыт взаимодействия.
- Когда первый способ освоен, можно перейти ко второму способу – это работа в парах сменного состава.
Способ образования пар различен: пары образуются по предложенной схеме, в результате жеребьёвки ( найти вторую половинку, продолжение пословицы, взрослое животное –детёныш).Интересен приём «Эксколатор» ( ученики первого варианта пересаживаются на одну парту вперёд)
Наиболее продуктивно работают пары не сильно отличающиеся по степени обученности ( высокий –средний, средний –низкий), но неэффективна работа в паре из двух слабых учеников.
Для эффективной парной работы необходимо проводить подготовительные упражнения:
- Развитие навыка работы в условиях шума (Учитель раздает карточки со скороговорками,). Мальчики приходят в гости к девочкам, здороваются и читают свою скороговорку, а те – свою мальчикам. Затем ученики меняются карточками. В классе стоит шум, т.к. половина ребят говорит. Но после таких упражнений ученики довольно быстро адаптируются к шумовой среде и говорят так, чтобы их слышал только сосед
- Установление контакта и настроя на совместную работу
Упражнения:
- «Зеркало» — один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями.
- «Мостик» — пара строит мостик, соединяясь поднятыми руками.
Какие же могут предлагаться задания для работы в парах?
- Взаимопроверка правила. (Ученик рассказывает соседу правило, приводит примеры, затем учащиеся меняются ролями)
- Проверка домашнего задания. Форма работы: вопрос-ответ. Вопросы самые разнообразные: найти в упражнении 2 слова на безударную гласную в корне, определить тему и основную мысль, и т.д.
- В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как словарный диктант для соседа. Ребята составляют на карточке словарный диктант на изученное правило и подписывают «Составлял…». После обмена карточками и выполнения задания подписывают «Выполнял…».
- Затем дети учатся тренироваться в паре.
В 1 классе можно предложить задания:
- Раскрасить предметы так, чтобы они были одинаковые. (мяч, варежки, сюжетные картинки)
- Заштриховать предметы одинаково (совпадать должна и штриховка)
Постепенно переходим к обсуждению в парах. Обсуждать – это значит говорить по теме, ставить вопросы, раскрывать их.
Задания: Расскажите друг другу, о чем прочитали. Скажи товарищу, как ты его понял. На этом этапе важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них.
— Задайте друг другу по 2 любых вопроса к прочитанному тексту и ответьте на них.
— Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – Что? Почему? Для чего? и задайте их друг другу.
3 этап – групповая работа.
Для накопления рефлексивного потенциала группу обязательно надо проводить через конфликты, который развернется вокруг противоречия, разрешая которое дети учатся искать оптимальные пути решения, относиться к точке зрения других детей как достойным уважения и понимания, т.е. учебное сотрудничество в группах должно строиться так, чтобы провоцировать интеллектуальный конфликт, содержательное разрешение которого и дает групповой эффект.
Сначала учитель выбирает способ формирования групп. Группы могут быть образованы различными способами:
- По желанию
- Случайным образом
- По определенному признаку
- По выбору лидера
- По выбору педагога
На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.
Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.
Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному человеку, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.
Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытащить любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.
Распределение ролей в группе может быть таким:
Чтец- читает вслух;
Секретарь — записывает что-то от лица группы;
Докладчик — у доски рассказывает, что решила группа;
Хронометрист — следит за временем.
В ходе решения задачи роли могут плавно переходить друг от друга.
Некоторые виды групповой работы, которые можно использовать в начальной шоле
«Мозговой штурм»
- Используется для генерации идей.
- Соблюдается жесткий регламент.
- Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).
Окружающий мир 1 класс Тема: «Многообразие животных» Учитель предлагает обсудить в группах проблему «Почему заяц меняет шубку?» . Обучающиеся высказывают разнообразные предположения, обсуждают в группах, приходят к единому мнению, затем выслушиваются отчеты групп.
Игра «Продолжи».
Она основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».
Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо растении, животном, составление звуковых схем слов, нахождение орфограмм, решении примеров).
Математика 3 класс Нахождение значения выражения.
1 расставляет порядок действий.
2 участник группы – выполняет 1действие и т.д. Верный ответ зависит от каждого члена группы.
«Охота за сокровищами».
Учитель составляет вопросы.
Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы Интернет, дополнительную литературу, учебник.
Окружающий мир 3 класс Тема «Солнечная система»
«Снежный ком».
Литературное чтение 3 класс
Задание «Составить план рассказа «Б. Житкова «Как я ловил человечиков »
Работа в группе начинается с решения индивидуального задания.
Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно составляют план.
После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои планы, из которых выбирается лучшее.
Далее пары объединяются, и работа продолжается в группе, где снова происходит обсуждение трешений и выбирается лучшее из них.
В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Прием «Зигзаг».
Учащиеся организуются в группы по 4 человека для работы над учебным материалом, который тразбит на фрагменты.
Окружающий мир 3класс Тема «Природная зона «Тайга»
1участник группы изучает местоположение и природные условия зоны тайги.,2 участник группы – растительный мир зоны тайги,3 участник группы – животный мир зоны тайги., 4 участник группы – занятия населения зоны тайги.
Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
Прием «Ручеек».
В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы учитель заготавливает к уроку карточки по числу учеников в ряду. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики ьследующего варианта не займут свои места. Можно проводить «Ручеёк» по вариантам, между группами.
Карточки могут быть по самым разнообразным темам: «Правописание гласных и согласных в корне», «Разбор слов по составу», вычисления, и т.д.
Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен при определенной мыслительной работе. Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли. Поэтому акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе, не на ответе на задачу, даже если он правильный. Т.е. после того, как группа сделала сообщение, надо спросить: »А каким способом получен такой результат?»
Обязательным этапом групповой технологии является предъявление результата, т.е. продукта групповой работы. Это может быть презентация, плакат, баннер, видеоклип, кластер, театрализация, созданный текст, подтвержденная практикой гипотеза.
Также обязательным этапом является рефлексия, которая может быть
1) Организационной:
- что делали во время занятия (чему новому научились, как работали, каковы были ошибки в организации, не позволившие достичь желаемого результата);
- что узнали про себя и своих товарищей по игре (появилсяновый способ работы, зафиксировали свое незнание,чувства и отношения).
Демонстрация позитивных и негативных образцов взаимодействия.
2) Знаниевой (тест на усвоение).
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.
Организация рефлексии
На листочках прочитайте начало предложения, продолжите его.
Я понял, что…
Я попробую…
Я хочу отметить…
Я уверен…
Я думаю…