• Главная
  • Онлайн заявка
  • Оплата
  • Реестр
  • Контакты
  • Образцы сертификатов
  • Размещение публикации
  • Конференции
  • Рецензия
  • Конкурсы
    • Конкурсы для педагогов
    • Конкурсы для детей
    • Быстроконкурсы
  • Правила участия
    • Политика конфиденциальности
    • Правила участия в конференциях
    • Положение о конкурсе
    • Положение об авторских правах
    • Договор
    • Оргкомитет

Ненормативная лексика в жизни общества

  • Педагогический опыт

Классный час на тему Ненормативная лексика в жизни общества

Автор: преподаватель Шевчук Ирина Васильевна.

ГБПОУ РМ «Саранский политехнический техникум» г. Рузаевка.

Классный час на тему «Ненормативная лексика в жизни общества»

Файл: классный час

Речь это показатель ума.

Сенека

Классный час на тему «Ненормативная лексика в жизни общества»

Цели:

— познакомить студентов с понятиями «сквернословие», «мат» и «ненормативная лексика»;

— установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;

— сформировать у студентов негативное отношение к ненормативной лексике.

Оборудование: медиапроектор, презентация, анкета.

Форма проведения: беседа.

Слайд 1. Ожегов: «Сквернословие – речь, наполненная скверными, непристойными словами».

В. Даль: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина; смрад; вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».

Брань — это оскорбительные, ругательные слова.

Ненормативная лексика — это грубейшие вульгарные выражения, табуированные слова, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную, обычно неприятную ситуацию, слова, действия.

Мат (матерщи́на, ма́терный язык) — разновидность ненормативной лексики в русском и других славянских языках.

Вступление: Нецензурная брань захлестнула Россию: она несется на нас отовсюду — с экранов телевизора, со сцен театров, со стра­ниц книг, журналов и газет. Мы слышим ее дома и в школе, на работе, в транспорте, с высоких трибун, в том числе, и из Государственной Думы. Что это? Невежество? Непонимание опасности, которую несет в себе нецензурная брань или целенаправленное раз­рушение нашей культуры? Можно много спорить по этому вопросу. Сколько людей столько и мнений. Лично я уверена, что нецензурная брань — это тоже болезнь. Она может быть страш­нее рака или СПИДа, потому что отравляет и наше физичес­кое тело и нашу душу, и все общество. Я попрошу вас поднять красную карточку тех, кто согласен со мной и синюю тех, кто не согласен.

Слайд 2. Происхождение русской ненормативной лексики

  1. Мат на земли русские занесли татаро-монгольские орды (версия маловероятна: из летописей известно, что матерились в России и до ордынского ига).
  2. Русские матерные слова когда-то имели 2 разных значения, впоследствии вытеснив одно из значений или слившись воедино и превратив значение слова в негативное.

Например, первоначально древнерусский глагол «блядити» значил «ошибаться, заблуждаться, пустословить, лгать». В славянских языках есть слово «блудити», которое означало «блуждать». Постепенно словом «блуд» стали определять и беспорядочную «блуждающую» половую жизнь. Появились слова «блудница», «блудолюбие», «блудилище» (дом разврата). Сначала оба слова существовали обособленно, но затем постепенно стали смешиваться. И уже к XVIII веку это слово употребляется только в значении «распутство», а в 1830-х оно переходит в разряд неприличных, нецензурных.

  1. Мат был и остается неотъемлемой частью оккультных и языческих обрядов, существующих у разных народностей и в разных языках.

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место — поле. У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. С помощью матерной брани земледелец-славянин отпугивал нечистую силу. Он произносил их рядом со своим полем. Это обозначало: здесь есть уже нечистая сила, отправляйся, нечистый, дальше, прочь от моего участка. Отсюда и выражение «поле брани».

Слайд3. Роль нецензурных выражений в процессе коммуникации молодежи

Цель исследования — охарактеризовать отношение подростков в возрасте 13-17 лет к нецензурным выражениям.

Результаты анкетирования просто шокирующие: из 130 опрошенных лишь

18 человек (14%) не употребляют в своей речи нецензурные слова совсем

(13 %) признались, что прибегают к нецензурной лексике довольно часто, используя ее в больших количествах

остальные участники (73%) опроса употребляют маты в умеренной степени

среди девушек 17 % не прибегают к матам вообще

среди юношей всего 9 %.

20% молодежи к нецензурным словам абсолютно терпимы и относят их к разговорному сленгу (чаще всего такие определения давались юношами)

28 % респондентов считают маты всего лишь невежливыми

сознательных школьников, которые относятся к нецензурным выражениям, как к неприличным словам оказалось 52%.

среди подростков 43% считают ненормативную лексику неприличной,

в юношеском возрасте, уже 66%, оценивая употребление нецензурных выражений как вредную привычку, от которой следует избавляться.

70 % молодежи прибегает к подобной лексике в приступе гнева. Такое может случиться и на уроке. Абсолютно все молодые люди придерживаются девиза матом на мат, поэтому наибольший пик соблазна употребить нецензурное словечко есть конфликтная ситуация.

Таким образом, социально – культурные функции, которые выполняет мат в процессе коммуникации тинэйджеров, очень многогранны. Либо это просто придание речи экспрессивности либо же самооборона от нападков внешнего мира, как в процессе трудовой жизни, так и в межличностных конфликтах. Молодежь выбирает грязный путь развития языка, так как он легок в освоении, понятен каждому и применим в любых ситуациях.

Ненормативная лексика и общество

Жёсткий запрет на публичное употребление обсценной лексики и фразеологии, связанных с запретной темой секса и сексуальной сферы, сложился у восточных славян — предков русских, украинцев, белорусов — ещё в языческую эпоху в качестве прочной традиции народной культуры, и строго поддерживался Православной церковью. Поэтому данное табу обрело для русского народа давнюю традицию, освящённую не одним тысячелетием.

Подавляющее большинство россиян (80 %) негативно относится к использованию ненормативной лексики в публичных выступлениях звёзд шоу-бизнеса, в программах и материалах, рассчитанных на массовую аудиторию, считая употребление матерных выражений недопустимым проявлением распущенности. Снятие запрета на освещение определенных тем и социальных групп привело к расширению рамок приемлемой лексики в письменной речи. Мат и жаргон вошли в моду, став одним из средств пиара.

Слайд 4. Наука о влиянии ругани на человека

  1. Матерная брань – это язык бесов. Матерящийся человек окружает себя сонмом нечистой силы, бесовщины. Поведение его зачастую может стать бесноватым.
  2. Матерщина – вредная привычка. Это грех, а «творя грех, ты раб есть греха». Бросить ругаться не легче, чем бросить курить.
  3. Матерная лексика культурно обедняет человека. Если убрать из языка сквернослова все матерные слова, сразу станет видно, насколько беден его словарный запас. При этом разговор оставляет в душе всегда тягостное впечатление, так как любое матерное выражение несёт в себе эмоциональный оттенок жестокости, пошлости, цинизма и хамства.
  4. Употребляя скверные слова, матерщинник часто подсознательно хочет заглушить голос совести, стыд, чтобы дальше уже было легче совершить постыдные поступки.
  5. Мат оскверняет человека, убивает его душу
  6. В компании матерящихся людей возникает ложный стыд сказать искреннее, доброе слово.

Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет нас, но и впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Слайд 5. Ответственность за нецензурную брань

Статья 20.1 кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации:

  1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, — влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

  1. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, — влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Заключение: Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, беседой искаженного сознания. Часто такой человек, попадая в приличное общество, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. Малые дети, слыша брань родителей, засоряют свой язык, даже не понимая смысла произносимых слов. Сегодня мат проник в литературу, кино и на телевидение

В современном обществе потеряны важные человеческие ценности: искренность, честность, доброжелательность, душевность, бескорыстие, слова и выражения не наполнены высокой духовности и культуры. Отсюда же – вспышка наркомании, алкоголизма, преступности.

Итак, у того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни.

Навигация по записям

Газопламенная сварка → ← Мой папа лучше всех

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

  • Публикации педагогов
  • Конференции
    • Современные образовательные технологии
    • Теория и практика современного образования
    • Нравственно-патриотическое образование
    • Наука и Творчество в образовании
    • Экологическое образование
  • Методическая копилка педагога
    • Педагогический опыт
    • Конспекты занятий, уроков
    • Проектная деятельность
    • Авторские, образовательные программы
    • Технологии в образовании
    • Нравственно-патриотическое воспитание
    • Музыкальное образование
    • Сценарии праздников, мероприятий
    • Презентации уроков
    • Предметно-развивающая среда
    • Работа с родителями
    • Видеоролики
    • Сайты педагогов
    • Портфолио педагога
    • Мастер — классы
    • Правила дорожного движения
    • Экологическое воспитание
    • День Защитника Отечества
    • Пасха
    • День Космонавтики
    • Весенние мотивы
    • Творчество педагога
      • Зимняя фантазия
      • Осеннее творчество
      • 9 мая
      • Летнее настроение
  • Копилка детских работ
    • Исследовательские проекты
    • Сочинения, рефераты
    • Моя будущая профессия
    • Моя Родина — Россия
    • Космос
    • Мои игрушки
    • Мой папа лучше всех
    • Мой педагог
    • ПДД дети
    • Экология для детей
    • Я — художник
    • Творчество детей
    • Осенняя фантазия
    • Новогодние поделки
    • 8 марта
    • Пасха дети
    • 9 мая дети
    • Музыкальное творчество детей
    • Летнее творчество
    • Стегазеты

Весенние конкурсы

Весенние мотивы

Весенние мотивы

Конкурсы для педагогов Весенние мотивы

подробнее
Пасха

Пасха

Конкурс для педагогов, воспитателей и детей посвященный Пасхе.

подробнее
9 мая

9 мая

Конкурс для педагогов, воспитателей и детей в честь дня победы в великой отечественной войне «9 мая»

подробнее
Космос

Космос

Конкурс для педагогов и детей «Космос»

подробнее
Рецензия

Рецензия

Рецензия на разработанный Вами педагогический материал. Бесплатная публикация при заказе рецензии.

подробнее
Яндекс.Метрика    Все права защищены - Центр талантов "ТВОРЧЕСТВО-НАУКА" © Москва • 2015 • Рег. св. ЭЛ № ФС 77 - 62083 • Гл. ред. Сергеев В. В.