Слова, которые отвечают на вопросы КТО? и ЧТО?-003668-13-02-19
Конспект урока русского языка 2 класс
Автор: учитель начальных классов Будачева Наталья Викторовна.
МБОУ «Гимназия №3» г.Брянска г.Брянск.
Слова, которые отвечают на вопросы КТО? и ЧТО?
Конспект урока русского языка, 2 класс, УМК «Школа России»
Файл: конспект
Тема урока: «Слова, которые отвечают на вопросы КТО? и ЧТО?».
Цель урока:создание условий для освоения учащимися способа определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.
Тип урока: урок закрепления пройденных знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться различать названия одушевленных и неодушевленных предметов и правильно задавать вопросы к ним.
Метапредметные: развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, на основе анализа объектов делать выводы; развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в паре.
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Методы обучения:
- Метод проблемного изложения
- Частично-поисковый метод
Организация пространства
Фронтальная, в парах.
Ход урока:
- Организационный момент
Снежною зимою
Дома не сидится,
Хочется ребятам
Многому учиться.
И бегут нарядные
В школу на урок.
Там зовет их к знаниям
Радостный звонок!
Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.
— Тихо сели
Ножки – вместе,
Спинки – ровно
И к уроку все готово!
— Какое сейчас время года? (зима)
— Закройте глазки и шёпотом произнесите это слово ЗИМА.
— Откройте глазки. Какое чувство у вас возникло?
— Холодно, морозно, метельно, бело. Спит земля под снежным одеялом. Наверное, каждый из вас представил снежную картину, как падает медленно снег.
— А как красиво в зимнем лесу!Тихо… и дышится легко. Воздух чистый, морозный. Давайте попробуем почувствовать аромат зимнего леса, глубоко вдохнём, представим и выдохнули.
— Мы с вами немного расслабились, но нужно вернуться на наш урок русского языка.
2.Актуализация знаний
— Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.
— Сейчас я предлагаю вам отгадать загадки, а отгадки вы будете записывать к себе в тетрадочку, с новой строки.
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт
Мы встречаем Новый год.
(декабрь)
А какое словарное слово встретилось в этой загадке, кто был внимательным? (месяц)
Рисует художник пейзаж на стекле,
но эта картина погибнет в тепле. О каком художнике идёт речь? (мороз)
Маленький, беленький,
По лесочку прыг, прыг,
По снежочку тык, тык.
(заяц)
Пришла из лесу птичница в рыжей шубке – кур посчитать. (лисица)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
спит в избушке снеговой. (медведь)
Есть, ребята, у меня два серебряных коня,
Еду сразу на обоих. Что за кони у меня? (коньки)
— Назовите ещё одно словарное слово, которое встретилось в загадке? (ребята)
(Декабрь, месяц, мороз, заяц, лисица, медведь, коньки, ребята.)
— Посмотрите на эти слова и ответьте на вопрос, что их объединяет?
(это словарные слова, имена существительные)
— Давайте вспомним, а какие слова мы относим к именам существительным?(слова, которые называют предметы, отвечают на вопрос кто? или что?)
— Как вы думаете, какое задание я хотела бы вам сейчас предложить с этими словами? (Распределить эти слова на 2 группы) (отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?)
— А как мы будем это делать? Как узнать, какое слово отвечает на вопрос кто? а какое на вопрос что?
(Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? а слова, которые называют все остальные предметы, отвечают на вопрос что?)
— Переписывать ещё раз мы не будем, а над словами запишите цифры 1 или 2 простым карандашом. Если слова отвечают на вопрос кто?то над ними напишите 1, а если слова отвечают на вопрос что? То цифру 2.
Проверяем.
В 1 столбик, мы бы отнести слова, … кто? назовите их…
заяц, лисица, медведь,ребята.
Во 2 столбик, слова,… что? Назовите их…
декабрь, месяц, мороз,коньки
-Кто выполнил без ошибок? Кто допустил ошибки?
— Тем, кто допустил ошибки, значит нужно быть внимательными, и хорошо разобраться с этим материалом.
- Самоопределение к деятельности
— Кто догадался, какая тема нашего урока?
— Подсказка.Вставьте пропущенные слова и назовите тему нашего урока.(Слова, которые отвечают на вопросы …? и …?)
Тема урока: Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?
Какие задачи вы поставите сегодня перед собой на уроке?
Находить… (имена существительные)
Задавать… (вопросы кто? или что?)
Различать… (различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?)
А напомните мне, пожалуйста, какие же слова отвечают на вопрос кто? а какие на вопрос что?
- Работа по теме урока
— Посмотрите на доску, перед вами записаны слова, я предлагаю вам выписать к себе в тетрадь только имена существительные.
— Напомните, какие слова мы относим к именам существительным?
Снег, лёд, белый, идёт, падает, снежинка, белка, пушистый, сорока.
— Назовите, какие слова вы выписали?
(Снег, лёд, снежинка, белка,сорока)
— Что они называют? (предмет)
— На какие вопросы они отвечают? (кто? или что?)
— Запишите простым карандашом над каждым словом вопрос, который вы ставили, к каждому из этих слов)
— Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильно ли ваш сосед по парте поставил вопросы. Если правильно поставьте ему +, если нет –
— Обменяйтесь обратно, у кого всё правильно?
— Кто допустил 1 ошибку? 2 ….
— Какой совет мы дадим тем ребятам, который допустили ошибки?
- Физкультминутка
Мы писали, мы писали, мы немножечко устали… встали…
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Если вы услышите слова, отвечающее на вопрос кто? – прыгаем на месте, если отвечающие на вопрос что? – приседаем.
Будьте внимательными.
(Слова: лампа, снежок, медведь, туман, девочка, зайчонок).
Шесть – на место тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Разминка для глаз.
- Закрепление изученного материала
— С какими словами мы работаем сегодня на уроке?
— Что они называют?
— На какие вопросы они отвечают?
— Когда мы ставим вопрос кто?
— Когда ставим вопрос что?
— Давайте вернёмся к словам, которые мы записали.
(Снег, лёд, снежинка, белка,сорока)
— А что можно составить из слов? (предложение)
— Напомните, что же такое предложение? (слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль)
— Составьте одно предложение с любым из этих слов.
— Одно записываем на доску и себе в тетради.
— Подчеркните главные члены предложения.
— Хорошо, молодцы, а сейчас мы поработаем с учебником,
откроем с. 9 упр. 234
-Прочитаем задание. (Замени букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос кто? Допиши ещё пару слов.
Это задание я предлагаю выполнить в парах, возьмите листочек, который лежит у вас на парте, обсудите и запишите слова, которые отвечали бы на вопрос кто? В ниже попробуйте придумать по аналогии свою пару слов.
Проверяем, кто успел придумать свою пару слов?
- Итог
— Наш урок подошёл к концу, с какими словами мы работали на уроке? На какие вопросы они отвечают? К каким словам мы ставим вопрос кто? что?
На вопросы: «Кто? И что?»
Знаем мы теперь ответы.
Люди, звери — это «кто?»
«Что?» — различные предметы.
Выполнили мы поставленные задачи?
- Рефлексия
Вы хорошо поработали на уроке, помогали, за работу я поставлю оценки.
А сейчас предлагаю вам оценить свои успехи на уроке.
Возьмите смайлик, положите его перед собой, дорисуйте ему носик, вот каким образом
! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справились с заданиями.
? – если не всё понятно, необходима помощь учителя, у вас есть вопросы.
А теперь дорисуем ему ротик.
— урок понравился и вы довольны своей работой )
— урок не понравился, я не очень доволен своей работой (
- Домашнее задание
По выбору: с. 8 упр. 232 или на индивидуальных карточках.
Спасибо, урок окончен.