Конспект занятия Изучаем звуки в-вь
Автор: учитель-логопед Черноусова Екатерина Валерьевна.
МБДОУ Детский сад № 101 город Архангельск.
Конспект занятия «Изучаем звуки в-вь»
Занятие предназначено для детей старшего возраста с ОНР.
Файл: конспект занятия
Конспект занятия с детьми старшего возраста с ОНР
«Изучаем звуки в-вь»
Цель: закрепить чёткое произношение в речи и характеристику звуков –в- и –вь-.
Задачи:
- Развивать фонематическое восприятие через упражнение в дифференциации звуков –в-вь-, звуковом анализе слогов, воспроизведении слоговых рядов.
- Упражнять в правильном употреблении существительных мн. ч. в Р. п. со словом «много», составлении предложений по образцу.
- Развивать длительный ротовой выдох.
- Развивать зрительное внимание и память.
Оборудование: бумажные фигурки гномов, камешки из картона синего, зелёного, красного цвета, изображение бус, листочки на ниточках, домики из картона с красными, синими, зелёными крышами, сундучок с предметными картинками, в названии которых есть звуки –в-вь-, флакон с витаминами.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
— Ребята, вы бы хотели отправиться в путешествие?
— Вместе с нами в путешествие отправятся гномы Ворчун и Весельчак.
Логопед выставляет на панно картинки гномов.
— Назовите первый звук в имени Ворчун? А в имени Весельчак?
II. Постановка цели занятия.
— Сегодня мы отправимся в путешествие с гномами и будем изучать звуки –в- и –вь-.
III. Основная часть занятия.
- Артикуляция и характеристика звуков –в-вь-.
— Ребята, прислушайтесь, как звучит звук –в-?
Дети произносят звук вместе с логопедом.
— Посмотрите, как нижняя губа соприкасается с верхними зубами. А звук –в- пытается прорваться сквозь эту преграду. Догадались, какой это звук?
— Почему он согласный? Твёрдый он или мягкий? Глухой он или звонкий?
— А теперь произнесём звук –вь-. Какой он?
— Правильно, согласный, мягкий, звонкий.
- Игра «Украсим бусы».
— Ребята, чтобы отправиться в путешествие, мы должны выполнить первое задание гномов. У гномиков есть бусы, которые они хотели бы украсить. Давайте сделаем их разноцветными.
— Я буду называть звуки, а вы обозначайте их соответствующими кружками:
— а-п-у-бь-в-вь-ы-пь-б-и-
Перед детьми кружки синего, зелёного и красного цвета. Дети по — очереди дают характеристику звуку, выбирают кружок и прикрепляют на панно:
— Звук –а- гласный, обозначаем красным цветом.
— Гномики с удовольствием будут носить такие красивые бусы.
- Игра «Ручеёк».
— Ребята, а вот мы с вами подошли к ручейку, около которого лежат разноцветные камешки. Давайте выполним следующее задание гномов: я буду называть слог, а вы выкладывайте схему.
Логопед называет слог ва, дети выкладывают соответствующие «кружки-камешки», выполняется звуковой анализ слога. Таким же образом разбирается слог ви.
- Упражнение «Весёлые песни».
— А через ручеёк перепрыгнет тот, кто споёт песенку гномов.
Песенка Ворчуна:
Ва – во – вы
Вы – во –ва и т.д.
Песенка Весельчака:
Ва – вя – ва и т.д.
Если кто-то из детей не справляется с заданием, ему помогает другой ребёнок и они прыгают через ручеёк, взявшись за руки.
- Упражнение «Ветерок».
— Молодцы, все перепрыгнули через ручеёк и оказались мы в лесу. А в лесу дует сильный ветер и шевелит листочки на деревьях. Гномики предлагают и нам подуть на листочки.
Присядьте на пеньки, выпрямляем спинки, плечи не поднимаем, вдох выполняем ртом, выдох – носом.
Дети выдыхают звук –в-, дуя на бумажные листочки на ниточках.
- Упражнение «Скажи со словом «много».
— Ветер сорвал несколько листочков с деревьев, поднимите по — одному.
— Посмотрите на листочки и назовите изображённые предметы со словом «много».
Дети отвечают:
— У меня много …. (васильков).
— Назовите только слова на звук –вь-.
Упражнение «Кто больше?»
— Ребята, кто назовёт все предметы, изображённые на листочках.
- ФЗМ.
— Ребята, вы отлично справились с этим заданием. И мы продолжаем наше путешествие вместе с гномами. Но, что дорога нас не утомила, мы пойдём по ней танцуя.
Звучит музыка и дети повторяют движения за логопедом, двигаясь друг за другом по кругу.
- Упражнение «Посели гномов».
— Ребята, вот мы с вами и дошли до сказочного города гномов. Давайте узнаем в каком домике живёт каждый гном. Я буду называть их имена, а вы определяйте первый звук в слове и селите в домик с красной крышей, если первый звук – гласный, с синей, если звук …. (согласный, твёрдый) и с зелёной, если -… (согласный, мягкий).
— Итак, где живёт гномик Вася (Ворчун, Вова, Андреё, Весельчак и тд.)
Дети берут по – очереди бумажных гномов и вставляют их в окна домов с соответствующими крышами:
Гномик Вова живёт в домике с синей крышей, потому что звук –в- согласный, твёрдый.
Если ребёнок затрудняется составить сложноподчинённое предложение, то логопед ему помогает.
- Упражнение «Дарим подарки».
— Вот наше путешествие и подошло к концу. Давайте подарим гномам Ворчуну и Весельчаку подарки на память.
Дети выбирают из сундучка предметы, определяют первый звук в названии каждого предмета и составляют предложения, складывая предметы в мешочки:
— В слове «валенки» первый звук – в-, я подарю их Ворчуну.
— В слове звук –вь-, я подарю его Весельчаку.
— Ребята, посмотрите, гномики так обрадовались вашим подаркам, что даже Ворчун перестал хмуриться.
Логопед незаметно от детей меняет лицо гнома.
— И гномики приготовили для вас подарок. Что это?
— Правильно, витамины. Сейчас вы пойдёте в группу и попробуете их.
Дети благодарят гномов, прощаются с ними.
IV. Итог занятия.
— Ребята, вам понравилось путешествие? Какие задания были для вас трудными? Какие задания вам понравилось выполнять? О каких звуках мы говорили сегодня? Какой звук –в-? А какой звук –вь-?
— Все сегодня хорошо поработали на занятии, спасибо.