Современные технологии в работе с учащимися детских музыкальных школ
Автор: преподаватель Лобанова Елена Витальевна .
МАУДО «Детская музыкальная школа №6 имени Салиха Сайдашева» г. Набережные Челны.
Современные технологии в работе с учащимися детских музыкальных школ
Использование новых форм и направлений в работе с учащимися младших классов ДМШ
Файл: статья
Современные технологии в работе с учащимися детских музыкальных школ.
Ансамблевое музицирование обладает огромными развивающими возможностями. Все мы знаем, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение чтения с листа, помогает ученику выработать технические навыки игры на инструменте, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость. Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, уметь вовремя вступать в игру и вовремя завершать её, то есть учит музыкальному мышлению. Если это искусство в процессе обучения постигается ребёнком, то можно надеяться, что он успешно освоит специфику игры на своём инструменте.
Начальный этап в работе с ансамблями младших классов – это, как правило донотный период. В этот период начинают формироваться элементарные игровые навыки — свободные движения рук, простейшие аппликатурные приёмы, слуховые представления и образное воображение и мышление. Продолжительность этого этапа зависит от ряда факторов и прежде всего от индивидуальных особенностей ученика.
Основные составляющие в работе с ансамблями- ритм, мелодия и аккомпанемент.Метроритм — один из главных компонентов, объединяющих учеников в единый ансамбль. Он должен состоять из несложных ритмических рисунков. Мелодии на начальном этапе должны быть простыми, короткими и быстро запоминающими, желательно с текстом. Это могут быть детские песенки и народные мелодии. Аккомпанемент должен быть с главными гармоническими функциями, в простом ритме и размере.
Навыки ансамблевого музицирования ребенок приобретает уже на первых уроках. В процессе данной работы ученик развивает слух, концентрирует внимание на ритмической точности, осваивает элементарную динамику, первоначальные игровые навыки. Развиваются ритм, слух, и самое главное — чувство ансамбля, чувство ответственности за общее дело. Такое исполнение вызовет у учащегося интерес к новому для него звучанию музыки.
Работа с ансамблем начинается с подбора участников коллектива, которые по своему возрасту, музыкальным способностям, уровню развития и по степени овладения своим инструментом стоят близко друг к другу. И здесь важна не принадлежность к определённому классу, а принцип соединения индивидуальных качеств каждого участника в единое целое.
Главной задачей педагога является грамотное распределение партий среди участников ансамбля. Отдельные партии должны назначаться тому или иному ученику с учётом его технических и творческих возможностей. Недопустимы как завышение, так и занижение трудностей партии.
В процессе коллективных занятий обучающиеся приобретают следующие знания, умения, и навыки:
— интенсивное развитие всех видов музыкального слуха ;
— элементарные основы ритма, а так же овладение более сложными метроритмическими категориями;
— развитие памяти и образного мышления учащихся;
— развитие и закрепление игровых навыков;
— умение грамотно работать над музыкальным произведением в ансамбле;
— умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
— умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании партий музыкального произведения;
— навыки подбора мелодии по слуху;
— навыки публичных выступлений.
Благодаря ансамблевому музицированию создаются условия для успешного обучения ребёнка в музыкальной школе:
— они с радостью посещают музыкальную школу, так как играть в ансамбле всем детям очень нравится.
— расширяется музыкальный кругозор, что вызывает у ребенка устойчивый интерес к занятиям;
— у них формируется активная жизненная позиция, они ответственны и целеустремлённы;
— закладывается основа творческого начала — они сочиняют музыку и стихи, подбираютзнакомые мелодии;
— у детей появляется возможность чаще бывать на сцене;
— появляется сценическая и эмоциональная свобода;
Ценным в работе с ансамблями является то, что учащиеся видят результаты общего труда, чувствуют взаимную поддержку, испытывают положительные эмоции иполучают удовлетворение от совместно выполненной работы.
Литература:
1.Акимов Ю.Т. «Баян и баянисты. Сборник методических материалов» Москва: Советский композитор, 1970. 148 с.
2.Баренбойм Л. А. Путь к музыке.- Ленинград: Советский композитор, 1988. 168 с.
3.Горошко Н.Н. Музыкальная азбука для самых маленьких. Москва: Феникс, 2007. 178 с.
4.Готлиб А.Д. Первые уроки фортепианного ансамбля. Москва: Музыка, 1971. 96 с.
5.Пуриц И.Г. Методические статьи по обучению игре на баяне. Москва: Издательский Дом Композитор, 2001. 222 с.
6.Семёнов В.А. Современная школа игры на баяне. Москва: Музыка, 2003. 216 с.
7.Сорокина Е.Г. Фортепианный дуэт. Москва: Музыка, 2005. 79 с.
8.Цыпин Г.М.Обучение игре на фортепиано. Москва: Просвещение, 1984. 176 с.