Дополнительная программа по подготовке детей к школе
Автор: воспитатель Михайлова Нелли Петровна.
МАДОУ «Детский сад «Светлячок» д.Русское Пестово» Новгородская область, Пестовский район.
Дополнительная общеразвивающая программа по подготовке детей 5,5-7 лет к школе «Букварёнок»
Файл: программа
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5,5 – 7 ЛЕТ К ШКОЛЕ
«БУКВАРЁНОК»
Программа разработана воспитателем Михайловой Н.П.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа по подготовке детей 5,5 – 7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и УМК «Планета знаний» «В мире звуков и букв», «В мире чисел и цифр» авторов Т.М.Анриановой, И.Л.Андриановой.
Программа имеет социально-педагогическую направленность и предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Цель программы: формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов; подготовка к умению читать и писать, развитие речи и произвольности психических процессов; развитие интереса детей к математике в процессе ознакомления с количеством и счетом, изменением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Задачи программы:
- обеспечение преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;
- формирование и развитие у ребенка необходимого уровня двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности, познавательных способностей, образного мышления и воображения, словесно-логического мышления;
- формирование умений общаться со сверстниками и взрослыми, необходимого уровня монологической и диалогической речи;
- формирование целостных представлений о мире;
- создание условия для развития детей старшего дошкольного возраста, позволяющие им в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- единство развития, обучения и воспитания;
- уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью
- комплексный подход при разработке занятий
- вариативность содержания и форм проведения занятий
- систематичность и последовательность занятий;
- сознательность и творческая активность;
- наглядность;
- доступность и достаточность.
Порядок организации работы по программе:
- продолжительность обучения 8 месяцев (октябрь – май);
- наполняемость групп детей дошкольного возраста до 15 человек;
- временная структура – 1 занятие в день, 2 раза в неделю;
- продолжительность занятия 25 минут.
Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
- физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
- знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
- владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
Результаты освоения программы
По окончанию изучения программы ребенок научится:
- правильно произносить все звуки;
- выделять из слов звуки;
- отчетливо и ясно произносить слова;
- выделять слова и предложения из речи;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- раскрывать смысл несложных слов;
- давать описание знакомого предмета;
- пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
- составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
- различать геометрические фигуры по форме, по цвету, по размеру;
- называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
- устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
- присчитывать и отсчитывать по одному, по два;
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
- правильно использовать кисть при рисовании;
- выполнять элементарный орнамент в полосе;
- использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).
Система отслеживания и оценивания результатов развивающей работы
Цель диагностики: выявление уровня речевого развития и уровня развития математических представлений ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия), изучение личностно-социального поведения.
Для диагностики используются материалы Л.Паньковой «Проверяем готовность ребенка к школе» и О.Н.Земцовой «Тесты для детей 5-6 лет».
Содержание программы
Раздел «В мире звуков и букв»
Содержание данного раздела позволяет организовать работу по направлениям: подготовка к обучению чтению и развитие связной речи.
При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение, ее особенности.
Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения. В программе предусмотрено развитие активного словарного запаса путем работы над лексическим значением слов.
Развитие речи – неотъемлемая часть подготовки детей к чтению. Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребенка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова.
Раздел «Занимательная математика»
Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, ориентироваться в пространстве. Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
- формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
- логическая подготовка, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
- символическая подготовка – подготовка к оперированию знаками.
Учебно-тематический план
«В мире звуков и букв»(1 занятие в неделю)
№ | Содержание раздела | Количество занятий |
1 | Речь. Слово. Звук. Слоги. | 1 |
2 | Буква Аа. | 1 |
3 | Буква Яя. | 1 |
4 | Буква Оо. | 1 |
5 | Буква Ёё. | 1 |
6 | Буква Уу. | 1 |
7 | Буква Юю. | 1 |
8 | Буква Ээ. | 1 |
9 | Буква Ее. | 1 |
10 | Буква Ии. | 1 |
11 | Буква Ыы. | 1 |
12 | Гласные звуки и буквы гласных. Повторение. | 1 |
13 | Звуки [м], [м’]. Буква Мм. | 1 |
14 | Звуки [н], [н’]. Буква Нн. | 1 |
15 | Звуки [р], [р’]. Буква Рр. | 1 |
16 | Звуки [л], [л’]. Буква Лл. | 1 |
17 | Звуки [г], [г’]. Буква Гг. | 1 |
18 | Звуки [к], [к’]. Буква Кк. | 1 |
19 | Звуки [з], [з’]. Буква Зз. | 1 |
20 | Звуки [с], [с’]. Буква Сс. | 1 |
21 | Звуки [д], [д’]. Буква Дд. | 1 |
22 | Звуки [т], [т’]. Буква Тт. | 1 |
23 | Звуки [б], [б’]. Буква Бб. | 1 |
24 | Звуки [п], [п’]. Буква Пп. | 1 |
25 | Звуки [в], [в’]. Буква Вв. | 1 |
26 | Звуки [ф], [ф’]. Буква Фф. | 1 |
27 | Звук [ж]. Буква Жж. | 1 |
28 | Звук [ш]. Буква Шш. | 1 |
29 | Звук [ц]. Буква Цц. | 1 |
30 | Звук [ч’]. Буква Чч. | 1 |
31 | Звук [щ’]. Буква Щщ. | 1 |
32 | Звуки [х], [х’]. Буква Хх. | 1 |
33 | Звук [й’]. Буква Йй. | 1 |
34 | Буквы Ьь, Ъъ. | 1 |
35 | Закрепление пройденного. | 1 |
Всего | 35 |
«Занимательная математика» (1 занятие в неделю)
№ | Содержание раздела | Количество занятий |
1 | Отношение часть-целое. | 1 |
2 | Пространственные отношения: на, над, под. | 1 |
3 | Пространственные отношения: справа, слева. | 1 |
4 | Пространственные отношения: между, посередине. | 1 |
5 | Закрепление пройденного. | 1 |
6 | Представление о действие «сложение». | 1 |
7 | Представление о действие «вычитание». | 1 |
8 | Представление «один-много». | 1 |
9 | Закрепление пройденного. | 1 |
10 | Число и цифра 1. | 1 |
11 | Пространственные отношения: внутри, снаружи. | 1 |
12 | Число и цифра 2. Пара. | 1 |
13 | Представление о точке и линии. | 1 |
14 | Число и цифра 3. | 1 |
15 | Число и цифра 4. | 1 |
16 | Число и цифра 5. | 1 |
17 | Закрепление пройденного. | 1 |
18 | Пространственные отношения: спереди, сзади. | 1 |
19 | Сравнение групп предметов по количеству. | 1 |
20 | Обозначение отношений: больше-меньше. | 1 |
21 | Временные отношения: раньше, позже. | 1 |
22 | Число и цифра 6. | 1 |
23 | Пространственные отношения: длиннее, короче. | 1 |
24 | Сравнение длины. | 1 |
25 | Число и цифра 7. | 1 |
26 | Закрепление пройденного. | 1 |
27 | Отношения: тяжелее, легче. | 1 |
28 | Сравнение массы. | 1 |
29 | Число и цифра 8. | 1 |
30 | Представление об объеме. | 1 |
31 | Число и цифра 9. | 1 |
32 | Число и цифра 0. | 1 |
33 | Число 10. Представление о сложении и вычитании в пределах 10. | 2 |
34 | Закрепление пройденного. | 1 |
Всего | 35 |
Методическое обеспечение к программе.
· фишки-карточки;
· демонстрационный и раздаточный материал;
· наглядно-методический материал;
· индивидуальные тетради в линейку;
· цветные карандаши;
· простой карандаш, ручка;
· индивидуальные рабочие тетради.
· геометрическое лото;
· индивидуальные тетради в клетку;
· линейка;
· демонстрационный и раздаточный материал;
· наглядно-методический материал;
· цветные карандаши;
· простой карандаш, ручка;
· индивидуальные рабочие тетради.
Литература:
- Бадулина О.И. Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму: Тетради №1, №2.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н Л, Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Учимся читать. Серия «Школа для дошколят». – Издательство «Росмэн-Пресс», 2002
- Герасимова А.С., Жукова О С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольников. – Изд. Олма Медиа Групп. – М., 2007
- Ильин М.А. Готовим ребёнка к школе. – Издательский дом «Литера», 2004
- Истомина Н.Б., Муртазина Н.А. Готовимся к школе. Тетради по математике №1, №2.
- Казинцева Е.А., Померанцева И.В. Формирование математических представлений. –В.: Учитель, 2009
- Программа обучения и развития детей 5 -7 лет «Предшкольная пора» / авт.-сост. Т.М. Андрианова
- Программа «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
- Соколова Ю.А. Игры и задания на готовность к школе. – М.: Эксмо, 2010
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. — М.: 2001
- Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2013