Проект для детей дошкольного возраста Такой разный песок
Автор: воспитатель Светлана Афанасьевна Сухарева.
Детский сад № 167 ОАО «РЖД» город Тайга.
Проект «Такой разный песок»
Файл: проект
ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ
для детей дошкольного возраста
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Идея проекта:
Дошкольное детство – очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы. — Что такое песок? Откуда он берется? Как его добывают? Откуда песок в море? Интересно… — Почему песок? Чем смог заинтересовать детей обычный песок? Что в нём необычного?
А все очень просто. Делясь впечатлениями после летнего отдыха, воспитанник старшей группы Никита Гапонцев принес фотографии и рассказал о своей поездке с родителями на Черное море. А потом мы посмотрели видеосюжет из семейного архива. Дети были в восторге и не могли поверить своим глазам, что пляж как большая гигантская песочница. Деткам тут раздолье!
Там девочки и мальчики самого разного возраста возводят из золотистого песка настоящие города на пляже, а к этому увлекательному занятию охотно присоединяются и взрослые. Еще он рассказал, что морской песок отличается от нашего песка в песочнице, и они с папой провели целое расследование, и узнали о песке очень много нового. С этого все и началось. Ребята продолжали задавать вопросы и воспитателям, и родителям. Мама воспитанницы Жарковой Марины является активным участником интернет группы « deti doma» . Она познакомила нас с чудесным живым песком и вариантами общения с интерактивным песком. Тогда мы решили, что все желающие тоже могут начать исследования, чтобы найти ответы на все интересующие нас вопросы: -Все ли мы знаем о песке? -Для чего нам нужно изучать свойства песка? -Из чего состоит песок? -Какого цвета песок? -Можно ли из сухого/мокрого песка лепить? -Можно ли сухим/мокрым песком рисовать? -Может ли песок двигаться? -Где и как люди могут использовать песок? — Как можно играть с сухим и мокрым песком? Так возник проект « Песочная страна»
Тема проекта : « Песочная страна» Тема показалась нам необычной и очень оригинальной. В работу включились и дети, и родители, и воспитатели. Проект объединил два индивидуальных исследования: Мини- проекты «Песочная радуга» и «Песочные игры» . Песок – такой простой, и такой уникальный природный материал. Недаром говорят, что все гениальное – просто. Добрый друг и верный помощник. Песок с радостью служит человеку, помогая в самых разных делах. Песок используется для производства стекла, литейных форм и в строительстве. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка. В практике индейцев эти изображения и сейчас используются в церемониях и для предсказаний. В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Было замечено, что песок нейтрализует негативную энергетику. Песок – прекрасный материал для творчества. Так появляются на свет замки, лабиринты, картины и скульптуры, созданные из песка. Песок стали использовать в своей работе и психологи.
Вид проекта: детско-взрослый Тип: познавательно-исследовательский, творческий. Продолжительность: долгосрочный – сентябрь 2016 – сентябрь 2017 г.г. Участники проекта: дети старшей группы «Радуга», их родители, воспитатель. Эрудиция, жизненный опыт, профессионализм взрослых будет способствовать развитию детей, а практическая помощь поможет взрослым испытать чувство сопричастности и удовлетворенности за успехи «своих детей». Форма проведения – игровая. Ведущей и наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игры , направленной , в первую очередь на обеспечение психологической комфортности ребенка в ДОУ. Использование развивающих игр и упражнений, творческих заданий, тестов, путешествий. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности. Подбирая материал, мы ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и развитию речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов, творческого мышления
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель:
Создание условий для формирования у дошкольников экологических знаний и представлений о неживой природе, через поисково- познавательную деятельность, через социализацию образовательного процесса Амплификация развития познавательных способностей детей для формирования умения экспериментировать с предметами. Задачи: Образовательные: Создавать условия для формирования у детей представление о свойствах разного вида песка ( сухой, влажный, кинетический, живой, речной, морской, технический..) Формировать у детей умение целенаправленно наблюдать и экспериментировать. Развивающие: Развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность. Развивать мелкую моторику. Развивать познавательно-речевую активность детей, через проведение опытов с песком. Развивать умение совместно работать со сверстниками. Воспитательные: Воспитывать аккуратность, самостоятельность. Воспитывать эмоционально — положительное отношение к поисково – познавательной деятельности.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап подготовительный
Обозначение проблемы: Создание творческой группы Подборка и изучение методической литературы Составление перспективного плана Подготовка развивающей среды Определение уровня сформированности знаний и овладение навыками экспериментирования
II этап основной
Проведение работы с детьми в совместной деятельности с воспитателем
Практическая деятельность
Опытно – исследовательская деятельность
Проведение экскурсий ( с выходом из ДОУ, интерактивных)
Разработка методических материалов к мини- проектам : «Песочные игры», «Песочная радуга»
Консультативно-педагогическая работа с педагогами, родителями: консультации, анкетирование, беседы, собрания
Сотворчество с родителями
III этап заключительный
Оценка эффективности работы
Рефлексия Презентация Проекта
Рекомендации родителям
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна, на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.
В ходе реализации проекта каждому ребенку предоставляется право выбора деятельности – доступного для него метода познания окружающего мира. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка и общий возрастной уровень развития дошкольника.
Заказчики проекта: дети, родители, общество.
Заказчики проекта: дети, родители, общество.
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Внешняя среда.
Благоприятные факторы | Отрицательные факторы |
Политические
Подкреплённая законодательная база:
-Постановление правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения» 1994г. -Конституция РФ -Закон «Об образовании» РФ -Постановление « Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях РФ» 1994г. -Проект « Стратегия экологического образования в РФ» 2000г. -Конвенция о правах ребёнка — Приказ МинОбрРФ « Об утверждении ФГОС ДОУ» от 17.10.2013г№ 1155 |
нет |
Социальные
— Рост образовательного ценза родителей воспитанников | -Снижение воспитательного потенциала семьи: нравственно-экологическая |
Экономические
Возможность внебюджетного финансирования
-участие в конкурсах, грантах, проектах. |
Технологические
Внедрение в педагогический процесс ИКТ
Наличие педагогических технологий |
Экологические
Тайга — экологическая благоприятная зона | — Загрязнение окружающей среды (почвы, воды) отходами промышленного и с/х производства
-Недостаточная очистка питьевой воды — Ухудшение здоровья людей ( взрослых, детей) |
Внутренняя среда
Сильные стороны | Слабые стороны |
-Парциальная программа «Наш дом-природа» под рук. Н.А. Рыжовой, 1998г. — Парциальная программа экологического воспитания в детском саду « Юный эколог» С.Н. Николаева. , 2010г, г.Москва. -Экологическая тропинка -Интернет ресурсы — Специалисты ДОУ — Активные родители | -Программа не имеет диагностических инструментарий
-Недостаточный уровень знаний воспитателей по экологическому образованию — Недостаточный уровень знаний родителей о неживой природе -Нерегулярные прогулки на природу родителей с детьми в выходные дни из-за занятости первых -Работа с родителями, отсутствие педагогического опыта у большинства родителей. |
Возможности |
Угрозы и препятствия |
— Использование ИКТ- технологий при проведении ООД -Использование современных программ: «Наш дом природа» под рук. Н.А.Рыжовой -Использование кадрового потенциала -Использование новых педагогических технологий | — Отсутствие у родителей времени и потребности часто быть на природе с детьми |
Что нужно делать?
—создать коллекции песка. -привлечь родителей -изучить новую технологию исследовательской деятельности А. Савенкова |
Что мы должны получить?
— исследовательскую лабораторию «Любознайки». -повышение интереса к исследовательско- экспериментальной деятельности через использование новых технологий |
ПРОБЛЕМА
Недостаточный уровень развития познавательного интереса к предметам и явлениям неживой природы, неумение сравнивать и делать выводы, которые являются препятствием при ознакомлении детей с неживой природой: песком.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по ознакомлению детей с песком через поисково — познавательную деятельность
- Развитие познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников
3.Расширение у детей знаний о свойствах песка
4.Умение презентовать результаты своей деятельности (посильное участие в проекте)
- Повышение уровня экологического сознания и взаимодействия с семьёй
- Развитие коммуникативных навыков
- Пополнение активного и пассивного словаря
- Создание предметно — развивающей среды в группе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Песок — мирная страна!
Здесь нельзя толкаться и песком
кидаться.
Стран чужих не разорять
Игрушки здесь не отнимать,
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Сказки, горы и моря.
В добрый путь, друзья!»
Грабенко Т.М.
Среди множеств признанных явлений в нашем обществе одним из наиболее острых является сегодня кризис экологический. Об этом кризисе свидетельствует часто возникшие экологические катастрофы и бедствия в мире, первопричина которых кроется в человеке, его деятельности и отношение к окружающей среде. Острые экологические проблемы в нашей стране пробуждает разрушительная и расточительная эксплуатации природы, её ресурсов. Выход из экологического кризиса возможен только при условии коренного изменения всей политики и практики природопользования, активного включения экологических, правовых и других рычагов влияния и регулирования отношений человека и природы. Но без системы непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения людей этих проблем не решить. Обретение экологической культуры, экологического мышления, сознания, экологически оправданных отношений с природой — это единый для человеческого общества выход из создавшегося положения, ибо каков человек, какова его деятельность, такова и окружающая среда.
Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.
Приобщая ребенка к миру природы, у него формируются реалистические представления о её объектах и явлениях, появляются большие возможности для познавательной деятельности.
Поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных -игровых действий дает детям возможность понять, что всё находится в неразрывном единстве — живая природа не может обходиться без неживой и наоборот. Но у человека связь с неживой природой ещё сильнее, чем у растений и животных. Самым доступным материалом для познания окружающего мира детей дошкольного возраста является песок. Дети очень любят играть с песком. Поэтому именно в дошкольном возрасте этим играм необходимо уделять большое внимание. Ни один дидактический материал не сравниться с природным материалом по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка.
В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ
Данный проект предполагает систематическую, разнообразную работу по развитию познавательного интереса к объектам неживой природы через поисково — познавательную деятельность. Реализация цели и задач проекта предполагает поэтапную работу в трёх направлениях: с детьми, педагогами и с родителями.
Целенаправленная реализация проекта поможет создать систему по формированию знаний о песке и его свойствах, повышение у родителей экологической образованности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню. Дай попробовать и я пойму».
Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом принципе и основан наш проект.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Этапы | Цели | Методы | Сроки | Ответственный |
Подготовительный | Повышение собственной профессиональной компетентности | Изучение методической
литературы по вопросам ознакомления дошкольников с песком через поисково-познавательную деятельность |
сентябрь
2016 |
воспитатель |
Изучение передового педагогического опыта по поисково-познавательной деятельности
Разработка мини -проектов: «Песочные игры» ; «Песочная радуга». |
Сентябрь
2016 |
воспитатель | ||
Определение уровня знаний и умений о песке | Диагностика детей | Сентябрь
2016 |
воспитатель | |
Определение степени заинтересованности родителей к поисково- познавательной активности детей | Анкетирование родителей | Сентябрь
2016 |
воспитатель | |
Основной | Обеспечение условий для реализации проекта
Педагогическое просвещение родителей |
Создание предметно-развивающей среды -оформление мини- лаборатории «Любознайки»- (совочки, лупы, ведерки, фартуки, пробирки, и т.п) | Октябрь-
2016 |
воспитатель |
Подбор художественной литературы, экологических сказок, стихов, загадок примет по ознакомлению с песком | Октябрь 2016-Август 2017 | воспитатель | ||
Подбор наглядного материала: коллекция песка, подбор иллюстраций; оформление картотеки опытов. | Октябрь 2016-Август 2017 | воспитатель | ||
Составление картотеки подвижных и дидактических игр по ознакомлению с песком | Октябрь 2016 -Август 2017 | воспитатель | ||
Разработка перспективных планов: специально-организованных знаний: бесед; экскурсий, целевых прогулок; наблюдений; опытов, экспериментов. | Октябрь 2016
Август 2017 |
воспитатель | ||
Разработка методических материалов (конспектов ООД, сценариев, пособий) | Октябрь 2016-Август 2017 | воспитатель | ||
Познавательное чтение экологических сказок, рассказов, стихов | Сентябрь2016 Август 2017 | воспитатель | ||
Экскурсия в химико- технологическую лабораторию ТЧР ст. Тайга ( использование технического песка)
Экологическая акция « Живи, родник» Экологическая акция « Чистый дворик» |
Март 2017
Апрель 2017г Май 2017г |
воспитатель | ||
Творческие, развивающие, дидактические подвижные игры | Октябрь-2016 Август 2017 | воспитатель | ||
Продуктивная деятельность: — рисование — лепка — аппликация -конструирование | Октябрь 2016 Август 2017 | воспитатель | ||
Опытно — исследовательская деятельность | Сентябрь2016 Август 2017 | воспитатель | ||
Проведение мастер-класса «Песочные игры» | Ноябрь 2016 | воспитатель | ||
Проведение мастер-класса «Живой песок» | Май 2017 | воспитатель | ||
Привлечение родителей к участию в деятельности ДОУ | Привлечение родителей к оснащению предметно-развивающей среды | Октябрь 2016 | воспитатель | |
Заключительный | Оценка эффективности работы | Диагностирование детей | Сентябрь2017 | воспитатель |
Анкетирование родителей | Сентябрь2017 | воспитатель |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
«Такой разный песок»
месяц | № | Планирование работы с детьми | Планирование работы с родителями |
Сентябрь
2016 |
1.
2 3. 4. 5. 6. 7. |
Игра «Что такое песок».
Беседа о правилах поведения в песке. Игровое упражнение «Здравствуй, песок». Изготовление картотеки игр с и песком. Подборка стихов и сказок о песке. Альбом «Человек и песок». Мини – проект « Песочные игры». |
Пополнение уголка детского экспериментирования.
Консультация «Раз песчинка, два песчинка». |
Октябрь
2016 |
1.
2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Пальчиковая игра «Песок».
Игровое упражнение «Здравствуй, песок». Игры с песком: «Здороваются пальчики». «Ладошка здоровается с песочком». «Ручки радуются песочку». Экспериментальная деятельность «Отпечатки наших рук». Подборка песенок о песке. Дидактическая словесная игра: «В чем ошибся Незнайка». Пополнение мини- лаборатории «Любознайки»- (совочки, лупы, ведерки, фартуки, пробирки, и т.п) Проведение мини -проекта: «Песочные игры» |
Консультация «Игры с песком. Польза и опасности». |
Ноябрь
2016 Декабрь 2016 |
1.
2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Игры с сухим и влажным песком.
«Где ж у нас игрушки?…» «Игрушки — потеряшки». «Матрёшки». Экспериментальная деятельность «В гости к мышке». Чтение и разучивание стихотворения А. Полетаева. ООД «Осень в Песочной стране». Чтение: «Сказка про песок и солнечный свет». Игра-импровизация — «Если бы я был…». Загадывание загадок о песке. Математическая игра «Что справа, слева, сверху, снизу?» Географическая игра «Жаркие страны». Игра с песком «Песочные строители» Исследовательская деятельность «Цветной песок». Мини -.проект «Песочная радуга». |
Изготовление памяток «Песочные игры».
Изготовление альбома «Как выглядит песок под микроскопом». |
Январь
2017 |
1.
2. 3. 4. 5. 6. |
Пальчиковая гимнастика «Рыбки».
Мимическая гимнастика «В песке». Дидактическая игра Познавательная игра с песком «Город, в котором мы живем». Слушание песни «Песок». Музыка О. Насоновой. Исследовательская деятельность «Радуга в бутылке». |
Анкетирование родителей «Песочная деятельность в жизни Вашего ребенка». |
Февраль
2017 |
1.
2. 3. 4. 5. 6. |
Изготовление альбома «Человек и песок».
Игры с песком: «У бабушки в гостях». «Что не дорисовано?» «Что это может быть?» (зрительно) Просмотр мультфильма: «Когда песок взойдет» ООД «Этот удивительный песок». Чтение познавательной сказки про песок «Волшебник Кукумба в песочной стране». Елисеевой Н. А. Творческая мастерская: рисование цветным песком. |
Коллекция песка «Песочная сказка». |
Март
2017 |
1.
2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Беседа на тему: «Где используется песок?»
Упражнение «Мои ощущения». Игра-размышление «История России в играх на песке». Дидактическая игра «Общим словом назови и напомни». Сюжетно-ролевая игра «Магазин – Кондитерская». Экскурсия в химико-производственную лабораторию ТЧЭ. Акция « живой родник». |
Консультация «Игры с песком круглый год». |
Апрель
2017 |
1.
2. 3. 4. 5. 6. |
Опыт с песком ««Фильтр из песка».
Дидактическая словесная игра «Напишем письмо животным пустыни». Художественная литература для чтения: «Пустыня и люди»- Баруздин С «Про жаркую пустыню» — Ганейзер Г Географическая игра «Жаркие страны». Флэш — игра на интерактивной доске «Сыпать песок». Рисование на тему: «Обитатели пустыни». |
Консультации
«Игры с песком». |
Май
2017 |
1.
2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Игры с песком:
«Строители на сказочном острове» «Ковер-самолет для принцессы» Слушание аудиозаписи «Звуки природы и музыка». Презентация «Каким бывает песок». Опыт «Песчаный конус». Художественная литература для чтения А Сметанина «Замок из песка». ООД « Песок, его свойства и применение». Акция « Чистый дворик». Мини – проект «Чудеса на песке». |
Мастер-класс «Живой песок».
Консультация «Говорят дети» (о песке, наблюдения воспитателя). |
Июнь
2017 |
1.
2. 3. 4. 5. 6. |
Фантастическая игра «Звездные войны».
Просмотр мультфильма: «Волшебство хлои. Среди Песков». Сюжетно-ролевая игра на прогулке «Кафе». Дидактическая игра «Геометрическая мозаика». Художественная литература для чтения: «Почему вода в ручьях и реках бывает мутной»- Дж. Родари «Желтая страница» — Маршак С Опыт с песком « Своды и тоннели». |
Консультация
«Игры с песком – лучшее развлечение детей на пляже». |
Июль
2017 |
1.
2. 3. 4. 5. |
Опыт «Животные и песок».
Игры с песком: «Веселые соревнования» «Цветы на клумбе». Художественная литература для чтения: «Песчаный дом» — Люшнин Г «На песке» — Квитко Л Рассматривание картины И И Шишкина «Сосна на песке». Раскрашивание цветным песком раскраски. |
Консультации
«Игры с песком для детей на летнем отдыхе». |
Август
2017 |
1.
2. 3. 4. 5. 6. |
Опыт «Чудесные фигурки».
Сказка на песке: «Заюшкина избушка». Исследовательская деятельность: «Тоннели для поездов». Чтение экологической сказки «Песок, камни, глина». Упражнение «Ходили в огород». Итоговое развлечение «День песка». |
Фотовыставка «Пусть не сердятся родители, что измажутся строители» |
Сентябрь
2017 |
1. | ООД «Чудесный песок!» | Консультация
«Энциклопедия песочного человека». Презентация проекта на родительском собрании. |
УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ
1.Информация о проекте: объявление о проекте, беседы
2.Подбор книг, энциклопедий
3.Составление альбома «Как выглядит песок под микроскопом»
4.Создание сборника игр, сказок, стихотворений, загадок, о песке
5.Коллекционирование разного вида песка
6.Участие в выставке творческих работ «Картины из песка»
7.Оформление фотовыставки «Пусть не сердятся родители, что измажутся строители».
8.Консультации: «Раз песчинка, два песчинка», «Игры с песком. Польза и опасности», «Игры с песком – лучшее развлечение детей на пляже», «Игры с песком для детей на летнем отдыхе», «Говорят дети» (о песке, наблюдения воспитателя), «Игры с песком круглый год», «Игры с песком», «Энциклопедия песочного человека»
9.Мастер-класс «Живой песок»
В заключении следует отметить: В результате реализации данного проекта педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско — творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями, специалистами ДОУ и родителями воспитанников. Введение в практику работы детского сада элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.
Выводы: Песок — лучший тип почвы. Песок твердый и сыпучий. Движение песка похоже на течение. Песок пропускает воду. Песок не горит. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Сухой песок — сыпучий, видны формы песчинок, движется, имеет цвет, хорошо пропускает воду, не лепится, можно рисовать, не имеет форм, легче в весе. Мокрый песок — не сыпучий, не видны формы песчинок, не движется, имеет темный цвет, хорошо пропускает воду, лепится, можно рисовать, сохраняет форму (пока не высохнет), тяжелее в весе. Использование песка людьми: приятно и полезно ходить, лежать, играть, строить. Посыпают дорожки зимой, чтобы не поскользнуться. Тушат пожар. Используют в строитель.
РЕФЛЕКСИЯ
Детское экспериментирование интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства. И развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах является необходимым условием успешного становления личности дошкольника. Это подтверждают и результаты современных исследований, которые показывают, что возможности умственного развития ребенка дошкольника напрямую зависят от потребности в познании окружающего мира.
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком уровне, в сравнении с теми, кто такой школы не прошел
Считаю, что система работы, проведенная в ДОУ по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование в совместной деятельности, доказала свою состоятельность и эффективность, т. к. была достигнута цель и решены поставленные задачи.
Результаты работы свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии.
В процессе реализации проекта у наших детей повысился уровень экологической культуры, появился интерес и желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды продуктивной деятельности; они научились выявлять свойства песка, его сходства и отличия; проводить опыты, исследования объектов природы, возросла познавательная активность и любознательность.
Игры с песком развивают мышление, память, фантазию и творчество ребёнка, способствуют развитию мелкой моторики, также учат выполнять задуманное в коллективной игре или индивидуально. Помимо этого, воспитывают усидчивость и внимание. Помогают ребёнку получить положительные эмоции непосредственно во время игры и от полученных в конце результатов.
В заключение хочу сказать, что экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе дети получили возможность удовлетворить присущую им любознательность. Совместная работа помогла детям более детально узнать, интересующие его вещи, сделать правильные выводы, а также получить доказательства более доступным языком.
Фотоотчёт