Конспект занятия в средней группе по экологическому воспитанию
Автор: воспитатель Идрисова Ралина Рифовна.
МАДОУ города Нижневартовска ДС №38 «Домовёнок» город Нижневартовск.
Конспект занятия в средней группе по экологическому воспитанию «На полянке кто живёт?»
Файл: конспект
Конспект занятия в средней группе по экологическому воспитанию «На полянке кто живёт?»
Программное содержание. Систематизировать знания и расширять представления детей о многообразии мира насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Активизировать словарный запас. Формировать бережное отношение к окружающей природе; активизировать познавательный интерес. Развивать творческое воображение, мышление, память, внимание, моторику рук.
Оборудование и материалы: Разрезные картинки – насекомые, бумажные «пчелки» и «жуки» — на каждого ребенка, бумага для оригами красного цвета размером 20 на 20, черный фломастер (на каждого ребенка), макет «На солнечной полянке», мультимедийный экран, ноутбук, презентация «Насекомые».
Ход занятия.
Воспитатель: — Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Давайте поприветствуем друг друга:
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький жучок!
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
— Ну, вот и стало немножко светлее и веселее все вокруг от наших улыбок, я хочу ребята, чтобы это прекрасное настроение осталось с вами на весь день. А сейчас я хочу вам предложить отгадать загадку, но необычную, а в картинках. Посмотрите, пожалуйста, на ваши разрезные картинки и попробуйте их собрать.
— Кто у вас получился? (Ответы детей)
Воспитатель: — Скажите, а как можно назвать одним словом бабочку, пчелу, муравья, божью коровку и других?
Дети: — Насекомые.
Воспитатель: — Правильно, насекомые! Наша встреча сегодня будет посвящена насекомым. Ой, ребята, я слышу какие-то звуки, а вы? (Слышны звуки жужжания насекомых). Мне кажется, они доносятся с полянки. Подойдем поближе.
Рассматривание макета. — Какая замечательная полянка здесь у нас, а кто же на ней живет? (Предположения детей). А почему невидно никого. Куда же все спрятались? Давайте повнимательней рассмотрим её и узнаем, где же прячутся насекомые.
Воспитатель: — Да ребятки, они живут в траве, в цветах, на лугу. Вы знаете, к нам на электронную почту пришло письмо от Лесовичка. Он приглашает нас в гости на солнечную полянку (Слайд 2). Но он пишет, что для того, чтобы попасть в гости к насекомым, нам нужно немножко потрудиться и отгадать его загадки.
— Вы согласны, поиграть? Тогда, вперед! Открываем письмо.
Раньше куколкой была,
Под корой в мороз спала,
Но проснулась в теплом мае
И на крылышках летаю.
Эти крылышки легки,
Как цветные лоскутки. (Бабочка). (Слайд 3)
Вы догадались, кто это? (Ответы детей)
— Правильно, бабочка! Посмотрите, какая красивая бабочка! На что она похожа? Да, на цветок. У бабочки четыре крылышка, есть голова, грудь, брюшко, есть усики и шесть ножек. А где спит бабочка? (Ответы детей).
Воспитатель: — Послушайте следующую загадку:
Хорошо идут дела —
Я присела на цветок
И нектара набрала
В тонкий длинный хоботок.
Много у меня работы —
Нужно мне заполнить соты. (Пчела).
— Правильно, это пчела! (Слайд 4)
— Ребята, а какого цвета пчела? Туловище пчелы полосатое – с желтыми и черными полосками. А какого цвета крылья? Крылья у пчелы прозрачные, сложенные вдоль тела. В полете она расправляет крылья в стороны. А как называется домик пчел? Улей. Лесные пчелы строят себе вот такие гнезда- ульи, а домашние пчелки живут на пасеке вот в таких ульях. А знаете ли вы, что пчела за день облетает более миллиона цветов!
Воспитатель: Слушаем внимательно дальше
Кто не знает силача?
Груз он носит не ворча.
Для него везде тропинка:
И дорожка, и былинка,
Может вниз нести и вверх;
Он работник лучше всех. (Муравей) (Слайд 5)
— А чем он отличается от пчелы? Муравей бывает черного или коричневого цвета. У него нет крыльев, но он умеет очень быстро ползать. Муравьи живут большими группами. А как называется домик муравья? Да, муравейник. Муравьи работают слаженно и дружно, они строят муравейник из веточек и хвоинок. А знаете ли вы, что муравьи – одни из самых сильных насекомых. Они могут переносить тяжести намного больше своего веса, это если бы каждый из вас поднял десять человек!
Воспитатель:
Вертолётик голубой,
Очень-очень мил,
Над зеленою травой
Крылья распрямил. (Стрекоза). (Слайд 6)
— Посмотрите, какая стрекоза! У нее длинное тело, четыре больших крыла, которые смотрят в стороны. А какие интересные у нее глаза! Большие, как очки, и названия у стрекоз очень интересные – коромысло, красотка, златка и т.д. Вы знаете, что стрекозы – хищницы, они питаются мелкими насекомыми, ловят их прямо на лету.
Воспитатель: — Вы молодцы ребята! Слушайте следующую загадку:
Кто с листочка на травинку
Быстро скачет вдоль тропинки?
Кто так весело стрекочет,
Рассказать о чем-то хочет?
Этот человечек – зелененький (кузнечик). (Слайд 7)
Воспитатель: — Вы даже не представляете себе, какое интересное насекомое – кузнечик. У него самые интересные ножки – коленки вывернуты в другую сторону – так он может очень далеко прыгать!
— Ребятки, а мы с вами хотим быть сильными как муравьи, прыгучими, как кузнечики, и трудолюбивыми, как пчелы?
Дети: — Да!
Воспитатель: — Тогда давайте, сделаем зарядку! Видишь, бабочка летает.
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц… (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
(Г. Виеру)
— Насекомых, ребята, очень много. Скажите, а что общего у насекомых? (Ответы детей).
— Правильно, у них у всех есть усики, ножки, разные глаза, рот. Где – то тут они спрятались! Найдите! (Слайд 8)
— Ой, смотрите, сколько пчелок и жучков прилетело и к нам в гости! Дыхательная гимнастика «Пчёлка».
— Ребятки, сядьте прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
«Жук»
Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».
Я — жук, я — жук, я здесь живу. (Плавно размахивать руками)
Я все жужжу, жужжу, жужжу: (Ритмично переступать ногами)
Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.
А теперь, положите ваших жучков и пчелок на ручку и подуйте на них. Дуем на насекомых, они разлетаются. Повторим еще раз.
— А сейчас, будьте внимательными, мы с вами поиграем в игру «Кто лишний?» Посмотрите на экран и ответьте, кто здесь лишний и почему? (Слайд 9)
Воспитатель: — Ребята вам понравилось наше путешествие на солнечную полянку? Я предлагаю на память о нашем путешествии сделать насекомого, а какого вы сейчас отгадаете.
И жучок я, и коровка,
В черных усиках головка.
Я нарядней многих мошек.
Крылья красные, в горошек. (Божья коровка) (Слайд 10)
— Ну, догадались, кто это? (Ответы детей).
— Да ребятки – это божья коровка. А вы знаете, какую пользу она приносит? Ребята, она поедает вредную тлю и спасает урожай. Предлагаю вам сделать себе таких ярких и полезных жучков на память! (Изготовление божьих коровок из бумаги способом оригами. Показ, объяснение приема работы.)
— Посмотрите ребята, Лесовичок улыбается, ему очень понравились ваши работы. (Слайд 11) Давайте попрощаемся с ним и пообещаем ему, что мы с вами будем беречь природу и наших друзей насекомых.
— Скажите, что нового вы сегодня узнали? Что у насекомых общего? Что вам понравилось больше всего? А что для вас было трудным? До свидания, друзья!