Консультация для родителей на тему Каприз и упрямство
Автор: Воспитатель Валентина Бововна Хандрыкина.
МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надым Надым.
Консультация для родителей на тему «Каприз и упрямство»
Файл: консультация
Консультации для родителей «Капризы и упрямство»
Многих родителей беспокоят капризы и упрямство детей. Но самое обычное предложение – помыть руки, убрать игрушки – ребенок отвечает либо молчаливым неповиновением, либо бурным протестом.
Подобные реакции проявляются так часто, что взрослые начинают относиться к этому, как к закономерным явлениям дошкольного возраста. Однако считать, что капризы и упрямство обязательно сопутствуют детству, совершенно неправильно, дети не рождаются таковыми и это не возрастная их особенность, чем это вызвано?
Склонность к капризам связана с возрастными и психофизическими особенностями детей: чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения.
Внешне капризы выражаются в возбужденном эмоциональном состоянии ребенка, беспричинной смене желаний, которые, с точки зрения взрослого, лишены смысла. Однако в капризах малышей есть своя внутренняя логика.
Причины капризов и упрямства ребенка заключены не столько в особенностях его возраста и характера, сколько в неправильном воспитательном подходе к нему.
Капризы детей часто связаны с неудовлетворением естественных потребностей (голод, усталость, сонливость), с ощущением физического дискомфорта (холодно, жарко, тесная обувь, одежда сковывающая движение, неудобная постель и другое).
Капризы могут быть предвестниками болезни. Иногда дети капризничают в период выздоровления (он еще слаб и не может много двигаться принимать участие в тех играх, в которые играют его товарищи).
Мягкость в обращении с больными детьми в сочетании с настойчивостью, разумной требовательностью (соблюдение режима дня, выполнения предписания врага) предотвратят возможные капризы.
У ребенка могут возникнуть капризы от перенасыщения впечатлениями. Детский ум и воображение нельзя перегружать множеством развлечений. Даже самые приятные впечатления, но в большом количестве, не приносят ребенку тех удовольствий, на которые ошибочно рассчитывают взрослые, желая доставить ребенку приятное.
Часто причины капризов заключаются в неправильном воспитании. Ребенок плачем постоянно добивается удовлетворения своих желаний, и взрослые незамедлительно выполняют их. Постепенно у малыша формируется привычка добиваться желаемого с помощью плача и крика. Это привычка становится чертой характера.
Капризы детей иногда сочетаются с упрямством. Упрямство – это также отрицательная реакция на требования взрослых. Часто капризы и упрямство ошибочно принимают за нервные проявления (ребенок кричит, замахивается кулаками, разбрасывает игрушки, топает ногами). Подобная сцена приводит взрослых в растерянность и смятение (ребенка поднимают с пола с пола, утешают). Надо быть с ним помягче, не травмировать его: казнят себя за допущенную требовательность, ставшую причиной нервного срыва.
Родители должны показать врачу-специалисту, чтобы исключить предположение о нервности. Убедитесь, что опасения напрасны, нужно проанализировать сложившиеся в семье отношение между взрослыми и детьми, раскрыть причину «нервных» взрывов малыша.
Как же следует реагировать на такие проявления детских капризов?
Прежде всего, научится внешне спокойно относиться к крику ребенка. Лучше в такой момент оставить его одного до тех пор, пока не пройдет это состояние. Надо иметь ввиду, что бурная сцена рассчитана на зрителей и сочувствующих. Если же малыш постоянно будет убеждаться, что вопли ничуть не трогают окружающих, то привычка имитировать истерику постепенно исчезнет.
Нередко упрямство путают с настойчивостью. Но упрямство – отрицательное проявление и его следует искоренять, а настойчивость – положительное качество, которое требует поддержки (папа и мама называют своего сына упрямцем за то, что он может часами упрашивать их почитать книгу или отвечать на волнующие вопросы.Отец пытается отделаться односложным ответом, то сын удовлетворенный ответом, снова бежит к нему с вопросом).
Это не упрямство, это настойчивость, основанная на любознательности, в упорстве, в достижении цели, такие качества надо всячески поддерживать и развивать в ребёнке.