Введение агрокомпонента на уроках математики в начальной школе
Автор: учитель Кузьмина Наталья Дмитриевна .
МОБУ Тулагинская СОШ имени П.И.Кочнева Якутск .
Введение агрокомпонента на уроках математики в начальной школе
Файл: подборка материала
Тема: «Введение агрокомпонента на уроках математики в начальной школе».
Выполнили: творческая группа учителей начальных классов МОБУ «Тулагинская СОШ имени П.И.Кочнева» Кузьмина Н.Д., Матаннанова Н.Н., Хабарова У.Н.
Цели и задачи:
1) реализовать взаимосвязь обучения с сельскохозяйственным трудом на уроках математики;
2) использовать знания по основам агрономии и растениеводства в целях трудового воспитания и профессиональной ориентации на сельскохозяйственные профессии;
3) показать практическое значение полученных знаний;
4) изучить биологическую характеристику и особенности различных сельскохозяйственных культур;
5) изучить технологию и технологические характеристики возделывания сельскохозяйственных культур;
Актуальность
Воспитание трудолюбия — одна из важнейших задач, стоящих перед школой, учебными заведениями. Решение поставленной задачи — дело большой важности. Ведь воспитание трудолюбия — это воспитание главного качества человеческой личности, создание той основы, на которой строится и жизнь общества, и жизнь отдельного индивида. В этом и заключается актуальность данной темы. Особенно это актуально для агрошкол. Воспитание трудолюбия как нравственного качества личности тесно связано со всей системой воспитания, оно осуществляется под воздействием многих факторов.
Учебно-познавательная деятельность, общественно полезный труд учащихся выступают важнейшими факторами формирования личности в целом и воспитания трудолюбия. Успех воспитания любви к труду во многом зависит от системного подхода к реализации данного процесса, от понимания его организаторами методологических основ, координации усилий, от знаний и умений анализировать и оценивать результативность своей работы.
Определяя цели и задачи воспитания трудолюбия, надо руководствоваться содержанием этого понятия. Цели и задачи осуществляются путем возрастного, дифференцированного и индивидуального подхода. А сам процесс воспитания данного качества — через организацию системы деятельности учащихся: учебной, трудовой, общественной. В агрошколе это непрерывная деятельность. Введение и использование агрокомпонента на всех уроках даст результат – мы получим Хозяина Земли. Трудолюбие, ответственность, организованность, любовь к Земле формируется через уроки с агрокомпонентом.
Введение
В данной работе приводится опыт работы учителей начальной школы МОБУ Тулагинской СОШ имени П.И.Кочнева введения агрокомпонента на уроках математики.
Какие же требования предъявляются к современному уроку?
-Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
-Времясбережение и здоровьесбережение;
-В центре внимания урока – дети;
-Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
-Умение демонстрировать методическое искусство учителя;
-Планирование обратной связи;
-Урок должен быть добрым.
Отвечая этим требованиям, строятся уроки с агрокомпонентом.
Устная работа на уроках математики в начальной школе, имеет большое значение-это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п.
Устные упражнения важны и еще тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; развивает память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции, повышает интерес к предмету.
Под творческим заданием мы понимаем вид учебной деятельности, в которой учащиеся при непосредственном участии педагога целенаправленно усваивают знания, приобретают умения и навыки, которые в свою очередь используются в создании нового, посредством комбинации прошлого опыта.
Применение творческих заданий на уроках математики способствует формированию убеждённости учащихся в том, что они не только успешно усваивают теоретический курс математики, но и сами создают нечто новое, несущее учебную нагрузку.
В данной разработке представлены такие задания как:
1.Задачи в стихотворной форме — При проведении устного счета включаются упражнения и задачи, составленные в рифмованной форме. Это оживляет работу, вносит элемент занимательности. Задачи такого типа используются при изучении таблиц сложения, вычитания, умножения и деления
2.Математические игры — Смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений или аналогичных им.
3.Задачи в занимательной форме — Активизируют умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Примерные творческие задания с агрокомпонентом.
1.Задачи в стихотворной форме.
Ежик по лесу шёл,
На обед грибы нашёл:
Два – под берёзой,
Один — у осины.
Сколько их будет
в плетёной корзине?
Ну – ка, сколько всех ребят
На горе катается?
Трое в саночках сидят,
Один дожидается.
Три цыплёнка стоят,
На скорлупки глядят,
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей?
Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с матрёшкой –
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой –
Зайка косой.
Следом за ними –
Ёж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка?
Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал шесть окуней.
Рыбак Евсей –
Трёх карасей.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки?
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок – сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
Посадила мама в печь
Пироги с капустой печь.
Для Наташи, Коли, Вовы
Пироги уже готовы,
Да ещё один пирог
Кот под лавку уволок.
Да ещё из печки пять
Маме нужно вынимать.
Если можешь, помоги –
Сосчитай – ка пироги!
В снег упал Серёжка,
А за ним Алёшка.
А за ним Маринка,
А за ней Иринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
№2. Математические игры.
Игра «Состав числа»
Ребята играют парами, у каждого набор разрезанных цифр, один ученик кладёт на стол цифру 3, а другой 7, в результате получаем 10 и т.д.
Игра «Войти в ворота»
У ребят на столе набор разрезанных цифр. Какое число на двери? (20) Ребята могут войти только парами те, у кого в сумме получится 20. У двери стоит контролёр.
Игра «Сядь в трамвай»
Раздают карточки с цифрами, затем ведущий говорит:
— Идёт трамвай №8.
К нему могут сесть те ребята у которых в сумме получится число 8.
Игра «Подул ветерок»
На доске был составлен пример, подул ветерок и раскидал листики, помогите мне составить верное выражение.
Игра «Магазин примеров»
У ребят на столе разрезанные цифры на карточках.
Учитель вызывает к доске ученика, который покупает пример.
Например: У ученика цифра 9 и он покупает тот пример в котором результат число 9.
Игра «Магазин игрушек»
На столе лежат игрушки или геометрические фигуры. Игрушку имеет право купить тот, кто назовёт какие – то характерные признаки, не называя её или расположение её по отношению к другим игрушкам.
Игра «Собери открытку»
На парту раздаётся части открыток (открыток несколько). Затем вызывают тех, у кого получилось число 12 и эти ребята собирают открытку в целом.
Игра «Числовой ряд»
Ребята выстраиваются в 2 ряда по 10 человек, каждому прикрепляются цифра на спину. Учитель предлагает ребятам построится по порядку. Чья команда быстрее построится и правильно та выигрывает.
№3 Задачи в занимательной форме.
«Буратино»
Мальвина открыла журнал и строго сказала: «Буратино, Вы меня огорчили. Вчера в диктанте Вы сделали 10 грубых ошибок и за это будите наказаны. Атремон. отведите Буратино в тёмный чулан. А Вас. Пьеро, я лишаю сладкого на обед. У Вас на 4 ошибки меньше».
Сидя в чулане, Буратино обиженно шмыгал носом и долго ломал голову: сколько же ошибок сделал этот подлиза – Пьеро?
«Белка»
Белка спряталась в дупло.
В нём и сухо, и тепло.
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год».
Три туеска малины,
Два туеска калины,
Один туесок ежевики,
Один туесок голубики.
Вместе ж ягод и грибов –
Целых десять туесков!
А теперь решите сами,
Сколько туесков с грибами»?
«Сапожки для сороконожки»
Маме – сороконожке
Нужны для сына и дочки сапожки.
Сколько сапожек её надо купить,
Чтоб детям босым весной не ходить?
«Котята»
Полосатые котята
Ползают, пищат.
Любит, любит наша Даша
Маленьких котят».
Двух котят полосатеньких,
Трёх усатеньких,
Одного с пятнышком белым,
Одного с пятнышком серым.
И ещё одного очень грустного
И без пятнышек, и безусого.
А вот и вопрос для смышлёных ребят:
Сколько всего у Даши котят?
«Плюшки»
Малыш и Карлсон жевали плюшки на крылечке маленького домика за трубою. Карлсон, съев 3 плюшки и увидев, что на тарелке осталось ещё 7 плюшек, спросил Малыша: «Интересно, а как ты провёл каникулы у бабушки?» И пока Малыш с увлечением рассказывал о каникулах, съел ещё 5 плюшек.
Сколько плюшек съел хитрыйКарлсон, а сколько осталось Малышу?
«Подарок для Буратино»
В воскресенье, положив в карман своей старой куртки 10 злотых монет, папа Карло отправился на ярмарку, чтобы купить для Буратино азбуку и новую шапочку. Деньги он выручил за шарманку, продав ее соседу Джузеппе. По дороге хитрая лиса Алиса и коварный кот Базилио украли 5 золотых монет у папы Карло.
Вывод
Таким образом, введение агрокомпонентов на уроках математики , может повысить мотивацию к изучению предмета, воспитывает трудолюбие, формирует любовь к земле. Агрокомпонент направлен на развитие теоретических и практических умений и навыков труда, учит понимать разумное их использование для хозяйственной деятельности, сохраняя равновесное состояние развития человека и природы. Анализ результатов уроков показал, что введение агрокомпонента на уроках математики показал позитивные изменения в деятельности учащихся:
Наблюдается устойчивый мотив к обучению, интерес к окружающему миру, который характеризуется не только желание узнать новое, но и потребностью его изучения;
Проявляются активность, уверенность, самостоятельность, успешность школьников в реализации собственных потребностей. Укрепляются навыки мыслительной деятельности.