Технологии речевого развития дошкольников в контексте ФГОС
Автор: Воспитатель Антонина Валериевна Малькова.
МБДОУ №165 «Бемби» г. Ульяновск, Ульяновская область.
Доклад на тему: «Технологии речевого развития дошкольников в контексте ФГОС»
Файл: доклад
«Технологии речевого развития дошкольников»
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
В настоящее время, в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Развитие речи» предполагает:
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию, поэтому из ранее разработанных методик по данной проблеме, в практике можно применять следующие технологии:
Обучение детей созданию образных характеристик путём составления сравнений, загадок, метафор.
Игры и творческие задания для развития выразительности речи.
Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.
Обучение детей выразительности речи — одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность слова.
Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений. Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки. На заключительном этапе дети 6-7 лет вполне справляются с составлением метафор.
Технология обучения детей составлению сравнений.
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
Модель составления сравнений:
— воспитатель называет какой-либо объект;
— обозначает его признак;
— определяет значение этого признака;
— сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.
На пятом году жизни тренинги усложняются, дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.
На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку.
Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.
Технология обучения детей составлению загадок.
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.
Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одарённого ребёнка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.
Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
Воспитатель показывает модель составления загадки и предлагает составить загадку про какой-либо объект.
Таким образом, в процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества. К тому же это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка, т. к. в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания, умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.
Технология обучения детей составлению метафор.
Как известно, метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.
Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.
Не обязательно называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы Королевы Красивой Речи.
Прием создания метафор (как художественное средство выразительности речи) вызывает особую сложность в умении находить перенос свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для сопоставляемых объектов. Такая сложная мыслительная деятельность позволяет развить в детях способность создавать художественные образы, которые они употребляют в речи в качестве выразительных средств языка. Что позволяет выявить детей, несомненно, способных к творчеству, и способствовать развитию в них таланта.
Игры и творческие задания для развития выразительности речи направлены на развитие умений детей выделять признаки объектов, учат детей по описанию определять объект, выделять характерные специфические значения объекта, подбирать разные значения одному признаку, выявлять признаки объекта, составлять загадки по моделям.
Развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.
Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определённую тему. Следует всемерно поддерживать это стремление и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины.
Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.
1-ый тип: «текст реалистического характера»
2-ой тип: «текст фантастического характера»
Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня.
Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.
Информационно — коммуникативные технологии позволяют сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводят к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы обучения.
Приоритетными технологиями речевого развития дошкольника также являются
1. ТРИЗ. (Теория Решения Изобретательских Задач)
2. Логоритмика. ( Речевые упражнения с движениями)
3. Сочинительство.
4. Сказкотерапия. ( Сочинение детьми сказок)
5. Экспериментирование.
6. Пальчиковая гимнастика.
7. Артикуляционная гимнастика.
Рассмотрим некоторые словесные игры с использованием не традиционных приёмов.
«Да нет-ка »\ задумывается предмет, задаётся вопрос, отвечаем только «да» или «нет». Схема к игре: круг, разделённый на две части- живое, не живое, в зависимости от возраста детей, делений становится больше\
«Назови общие признаки»\ клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.\
«Чем похожи?»\ трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.\
«Чем отличаются?»\ осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.\
«Чем похожи и чем отличаются?»\ кит- кот; кот-крот; кот-ток и т.д.\
«Назови предмет по действию».\ ручка-писалка, пчела-жужжалка, занавеска-затемнялка и т.д.\
«Антидействие»\ карандаш-ластик, грязь-вода, дождь-зонт, голод-пища и т.д.\
«Кто кем будет?»\ мальчик-мужчиной, жёлудь-дубом, семечка-подсолнухом и т.д.\
«Кто кем был» \ лошадь-жеребёнком, стол-деревом и т.д.\
«Назови все части»\ велосипед→рама, руль,цепь, педаль, багажник, звонок и т.д.\
«Кто где работает?»\ повар-кухня, певец-сцена и т.д.\
«Чем был, чем стал»\ глина-горшок, ткань-платье и т.д.\
«Так было раньше, а теперь?»\ серп-комбайн, лучина-электричество, телега-автомобиль и т.д.\
«Что умеет делать?»\ ножницы -резать, свитер- греть и т.д.\
«Давай поменяемся»\слон→обливается→водой, кошка→лижет→языком→шёрстку и т.д.\
Сочинение сказок.
«Салат из сказок»\ смешивание разных сказок
«Что будет если?»\ сюжет задаёт воспитатель
«Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад
«Использование моделей»\ картинки- геометрические фигуры
«Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т. д.\
«Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных
«Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т. д.\
Сочинение стихотворений.\ По мотивам японской поэзии
1.Название стихотворения.
2.Первая строка повторяет название стихотворения.
3.Вторая строчка-вопрос, какой, какая?
4.Третья строчка-действие, какие чувства вызывает.
5.Четвёртая строчка повторяет название стихотворения.
Сочинение загадок.
«Страна загадок»
— город простых загадок цвет, форма, размер, вещество
— город 5 чувств \осязание, обоняние, слух, зрение, вкус
— город похожестей и непохожестей\на сравнение
— город загадочных частей развитие воображения: улицы неоконченных картин, разобранных предметов, молчаливых загадок и спорщиков
— город противоречий может быть холодным и горячим-термос\
— город загадочных дел.
Экспериментирование.
«Моделирование маленькими человечками»
— газообразование, жидкость, лёд.
— более сложные модели: борщ в тарелке, аквариум ит.д.
— высший уровень :изображение отношений между предметами \притягивается, отталкивается, бездейственен\
«Растворяется, не растворяется».
«Плавает, тонет».
«Сыпучесть песка».
Рассматривание картины и составление рассказа по ней \ должно проходить в игре
«Кто как видит картинку?»\увидеть, найти сравнения, метафоры, красивые слова, красочные описания
«Живые картинки»\ дети изображают предметы нарисованные на картине\
«День и ночь»\ картина в разном свете
«Классические картины: « Кошка с котятами»\история маленького котёнка, какой он вырастет, найдём ему друзей и т.д.\
Система упражнений по формированию звуковой культуры речи.
«Самолёт»\ т-р-р-р\
«Пила»\ с-с-с-с\
«Кошка»\ ф-ф, ф-ф\ фразовая, энергичная.
Артикуляция.
«Зевающая пантера», « Удивлённый бегемот» и т.д.\упражнения на разминку мышц шеи\
«Фыркающая лошадь», « Пятачок» и т. д.\упражнения для губ\
«Самый длинный язычок», « Иголочка», «Лопаточка» и т.д.\упражнения для языка, расслабления артикуляционного аппарата\
Дикция и интонационная выразительность.
Звукоподражание с разной силой и высотой голоса \весёлая и грустная, ласковая, нежная песенка, песенка шёпотом, громкая, песенка героя.
Скороговорки, чистоговорки, считалки в темпе, любой речевой материал.
Развитие слухового восприятия шёпотная речь
«Кто позвал?», «Принеси игрушку», «Позови», «Что шуршит?», «Что за звук?», « Повтори за мной», « Испорченный телефон».
Фонетико-фонематический слух. Речевое экспериментирование.
Пальчиковые игры со словом, игры со словом и звукоподражанием, подвижные игры с текстом, хороводные игры и хороводные игры на основе потешек для детей младшего возраста» Пузырь», «Каравай» и т.д.\
Минидраматизации, инсценировки.
Пальчиковая гимнастика.
«Растирание» или «Потягивание», « Паучки» или «Крабики»\разминка каждого пальчика «Птицы», «Бабочки», «Моторчики», «Рыбки»\большие и маленькие, «Домик», и т.д.
При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:
• ориентация технологии на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
• содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
• технология должна носить здоровьесберегающий характер;
• основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
• реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
• организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.
Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.
Список использованной литературы
1.Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. Под ред. Ушаковой О.С.-М: ТЦ Сфера, 2005.
2.Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004.
3.Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь.-М: ТЦ Сфера, 2008.
4.Акулова О.В., Сомкова О.Н., Солнцева О.В. и др. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2009
5.Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 1994
6.О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой.+ Конспекты занятий» — М., 2002
7.Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. 2004, /tmo/260025.pdf
8.Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий/ под ред. О.С. Ушаковой. – М., 2007