Научно-исследовательский проект Простые опыты с бумагой
Руководитель: учитель начальных классов Шамсудинова Динара Раильевна.
Автор: Фетисова Дарья Андреевна.
ОГБОУ «Школа-интернат № 18» г. Рязань.
Научно-исследовательский проект «Простые опыты с бумагой»
Данный проект представляет собой знакомство с различными свойствами бумаги, посредством проведения ряда опытов.
Файл: проект
Научно-исследовательский проект
«Простые опыты с бумагой»
Актуальность проблемы: проведя опыты с бумагой, изучая её особенности и свойства можно узнать много нового и интересного.
Цель исследования: узнать различные свойства бумаги.
Задачи: выяснить, как изготавливают бумагу. Познакомиться с различными свойствами бумаги.
Гипотеза исследования: считаю, что зная особенности бумаги и её свойства, можно узнать, чем она интересна.
Методы исследования:
• Расспрашивание учителя
• Чтение познавательной литературы
• Проведение опытов, исследования
На бумаге пишут, печатают, в нее заворачивают и упаковывают. Мне стало интересно, как изготавливают бумагу. И я попросила Динару Раильевну рассказать о том, как изготавливают, и как получают бумагу.
Впервые, прародитель бумаги, папирус, появился около 3500 года до нашей эры в Древнем Египте. Египтяне делали из узких полосок стебля папируса.Они смачивали эти полоски водой, складывали крест-накрест и спрессовывали в листы.Однако настоящую бумагу изобрели в Китае в 105 году.
В настоящее время бумагу производят из древесины быстрорастущих деревьев, таких как пихта, ель и сосна. Бумага состоит из миллионов тоненьких волокон. Эти волокна называются целлюлозой, которую делаютиз древесины.Берут бревно, очищают от коры, потом сильно измельчают в муку. Потом эту массу просеивают и промывают, очищая от грязи и отбеливают.Смешивают с водой, помещают в специальную машину, там выкладывается ровным слоем, проходит под круглым валиком, который прессует её в гладкий лист. Этот валик выдавливает всю лишнюю воду, потом это сушат, сматывают в рулоны, срезают края, чтобы бумага была ровная.Свойства бумаги.Бумага имеет определённые свойства, их нужно знать. Из опыта с листом бумаги ты можешь понять, какие свойства имеет бумага.Бумага легко рвётся, она не прочная.Бумага легко мнётся и сгибается.Влажная бумага становится непрочной.
А сейчас проведем несколько опытов.
Опыт №1. Первый опыт называется бумажная гармошка. Возьмем два стакана, поставим на стол. Положим на них полоску бумаги. Если сейчас положить на полоску коробок со спичками, то полоска прогнётся и коробок упадёт.
А теперь возьмём и сложим бумажку в гармошку. Положим эту гармошку на стаканы, а сверху положим коробок со спичками. Видите! Коробок не падает.
Сложенная в гармошку бумага становится прочнее и может выдержать большую нагрузку. Она становится как будто толще.То есть, изменяя форму бумаги, можно использовать ее по-разному.
Опыт №2. Проведем еще один опыт на прочность бумаги.Возьмём три полоски бумаги одинакового размера.С первой полоской не будем ничего делать.
Вторую надрежем немного. А третью смочим капелькой воды.А теперь попробуем разорвать все эти полоски по очереди.Целая полоска рвётся трудно. Надрезанная полоска порвалась полегче, а мокрую порвать оказалось легче всего.Этот опыт подтверждает, что бумага состоит из волокон, которые переплетены между собой. Мы нарушили волокна, и бумага рвётся легко.
Опыт № 3. А как вы думаете: что падает быстрее?Листок бумаги или монетка, гладкий лист бумаги или смятый? Возьмём в одну руку лист бумаги, а в другую монетку.Выпустим из рук их одновременно. Монета сразу быстро упала, а бумага падает медленно, крутится.Как вы думаете почему? Думаете потому, что монета тяжелее?Тогда давайте возьмём два одинаковых листа бумаги, один скомкаем, а другой оставим ровным.Мятый упал быстрее. Почему?А потому, что ровному листочку мешал падать воздух. А монетке и смятому листу мешал меньше потому, что поверхность уменьшилась, и уменьшилось сопротивление воздуха.Так придумали парашют.
Опыт №4. И давайте проведем еще один опыт. Проверим, сколько места занимает бумага в пространстве. Для этого необходимо взять коробку из-под обуви, стопку газет, ножницы. Сначала заполняем коробку газетами. В коробку поместилось много газет. Затем достанем газеты из коробки, скомкаем и попытаемся снова положить в коробку. В коробку входит гораздо меньше газет. После этого нарезаем газету на мелкие кусочки и кладем в коробку. В коробку помещается гораздо меньше газет. Между мятыми газетными листами и кусочками газет находится воздух, а в аккуратно лежащих друг на друге газетах его нет.
Проведение этих опытов принесло мне удовольствие, я узнала много нового и полезного.
Литература:
А. Шапиро Бумага или секреты знакомых предметов, 2007г.
Энциклопедия «Вопросы и ответы. Книга для любознательных» Издательство «Махаон», 1999г.
М. Султанова «Простые опыты с бумагой».
365 научных экспериментов