Исследовательская деятельность дошкольников
Руководитель: воспитатель Романова Светлана Юрьевна.
Авторы: Тазалов Алексей, Ханжина Арина.
ЧДОУ НЕРПЦ(МП) «Православный детский сад им. Преподобного Сергия Радонежского» город Арзамас.
Исследовательская деятельность дошкольников
Проектная работа о важности человеческих органов (зрение, дыхание, слух); вред и польза кока- колы
Файл: Тазалов Алексей
Файл: Ханжина Арина
Экспериментальная деятельность.
Тазалов Алексей
Органы чувств.
Цель: обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов, сформировать представление о том, что каждый орган имеет большое значение для него.
Задачи:
• уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы
• развивать способность приобретать знания путём наблюдения и экспериментирования
• учить проводить эксперименты, объектом которых является человек.
Материалы и оборудование:
У каждого ребёнка: блюдце, 3 стаканчика с кислым, сладким, солёным раствором, небольшой кусочек хлеба, кружечка с чистой водой, пипетка, 4 ватные палочки.
Два комочка ваты, один – пропитан духами, другой – соком лука. Оба завёрнуты в полоски полиэтиленовой плёнки, чтобы запах не улетучивался. Плотный матерчатый мешочек с ароматным наполнителем.
Кубик льда и стакан с тёплой водой (выдаются непосредственно в момент соответствующего эксперимента).
У педагога: ширма и за ней предметы, с помощью которых он демонстрирует бытовые звуки (стакан пустой, стакан с водой, бумага, ключи, 2 ложки либо любые другие предметы, с помощью которых можно извлекать звуки), шарф для завязывания глаз.
Проведение эксперимента.
Изучение кожи.
Дети сидят по двое за столами.
В.: Сидящие слева, закройте глаза. Сидящие справа, приложите к коже товарища предметы, которые я вам дам (кубик льда). Поменяйтесь ролями(педагог даёт стаканчики с тёплой водой). Что почувствовали?
Ответы детей.
В.: Закройте глаза. (Педагог прикасается к разным участкам кожи детей). Что почувствовали?
Ответы детей.
В.: Каждый легонько ущипните кожу ногтями. Что почувствовали?
Ответы детей.
Вывод: Что может чувствовать кожа? (тепло, холод, прикосновение, боль).
Глаза.
В.: Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте. (педагог показывает поочередно несколько предметов).
Ответы детей (молчание или «не знаем»).
В.: Откройте глаза. Вот что я делала (педагог повторяет действия).
Зачем нужны глаза?
Ответы детей.
В.: Посмотрите друг на друга. По очереди помашите рукой перед глазами своего товарища. Что он сделал? Зачем нужны веки и ресницы?
Ответы детей.
В.: Рассмотрим, зачем нужны брови. Те, кто находится слева, сидите прямо. Те, кто находится справа, возьмите пипетку, осторожно капните капельку воды над бровью товарища и наблюдайте, куда потечёт вода. Поменяйтесь ролями.
Зачем нужны брови?
Ответы детей.
Вывод: Зачем нужны глаза и его помощники?
Нос.
В.: Давайте проверим, для чего нужен нос. Зажмите нос одной рукой, а губы — другой и сидите. (Педагог наблюдает за попытками детей не вдохнуть. Вскоре все делают вдох.) Зачем нужен нос?
Ответы детей.
В.: Те, кто сидит слева, закройте глаза. Сидящие справа, разверните один комочек с ватой и поднесите вату к носу испытуемого. Поменяйтесь ролями. Зачем нам нос?
Ответы детей.
В.: Не трогая мешочка, догадайтесь по запаху, что находится внутри. Что вы сделали, чтобы почувствовать запах?
Ответы детей (несколько глубоких вдохов).
Вывод: для чего нужен нос? Как мы чувствуем запах?
Уши.
В.: Проверим, зачем нужны уши. Плотно закройте себе уши ладонями. (Педагог произносит 2-4 слова). Откройте уши. Что я делала?
Ответы детей.
В.: Что я сказала? (не слышали).
Ещё один опыт. (Педагог производит за ширмой несколько действий: шуршит бумагой, переливает воду, мешает ложкой в стакане). Что я делаю?
Ответы детей.
Вывод: Для чего нужны уши?
Рот.
В.: Сожмите губы пальцами и скажите: мама, папа, меня зовут… (Дети не могут). Для чего нужен рот?
Ответы детей.
В.: Возьмите кусочек хлеба. Съешьте его. Для чего нужен рот?
Ответы детей.
В.: Те, кто сидят слева, высуньте язык. Те, кто сидят справа, возьмите палочку, обмакните в один из растворов и прикоснитесь к кончику языка товарища. Поменяйтесь ролями. Что почувствовали?
Ответы детей.
Вывод: Для чего нужен рот?
Органы чувств.
Цель: обобщить имеющиеся у детей знания о функциях органов. Показать значение органов в повседневной жизни, в опасных ситуациях.
Задачи:
• уточнить с помощью опытов, как нам помогают те или иные органы;
• развивать способность приобретать знания путём наблюдения и экспериментирования;
• формировать у детей представление о необходимости всех органов чувств у человека в некоторых опасных ситуациях.
Материал и оборудование: у педагога – спички. У детей – два кусочка ваты с резким запахом – приятным и неприятным, завёрнутые в полиэтилен.
Проведение эксперимента.
В.: Закройте глаза и зажмите нос, что я делаю? (педагог зажигает спичку)
Ответы детей (не знаю).
В.: Теперь закройте только глаза. Что я делаю? (ещё раз зажигает спичку), как узнали?
Ответы детей (зажгли что-то, узнали по запаху).
В.: Теперь зажмите нос, что я делаю? (педагог повторяет действие ), как узнали?
Ответы детей.
В.: Какие органы чувств помогли нам?
Ответы детей.
Вывод: В какой опасной ситуации бывает огонь? Как мы можем узнать об огне? Какие органы помогают нам ориентироваться в окружающем мире?
Дыхательная система.
Цель: обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы.
Задачи:
• дать детям первичные представления об органах дыхания
• подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания
• расширить кругозор детей.
Материал и оборудование:
У детей: зеркало;
У педагога: полиэтиленовый мешочек без дна, плакат с изображением дыхательной системы.
Проведение эксперимента.
В.: Сегодня мы поговорим о дыхании. Сделайте глубокий вдох через нос и почувствуйте, как и куда движется воздух выдох. Ещё вдох. Куда сначала попадает воздух? Может ли воздух попасть в рот? Сделайте вдох через нос, а выдохните через рот. Может?
Ответы детей.
В.: Воздух попал в рот и нос, а дальше идёт в дыхательную трубку. Пощупайте на себе, погладьте её. Какая она? На что она похожа?
Ответы детей.
В.: Посмотрите, что было бы, если бы дыхательная трубка была мягкой. (Педагог дует в полиэтиленовый мешочек без дна. Его стенки слипаются.) Могли бы мы дышать?
Ответы детей.
В.: По дыхательной трубке воздух бежит в лёгкие, которые защищены грудной клеткой. Пощупайте пальчиками, как устроена грудная клетка. Положите руки на рёбра и сделайте глубокий вдох. Что вы почувствовали? Теперь выдохните. Что вы почувствовали?
Ответы детей.
В.: Вдохните и лёгким нажатием на рёбра попробуйте «выгнать» воздух из лёгких. Получилось? А теперь начните медленно выдыхать. Что происходит?
Ответы детей.
В.:В выдыхаемом воздухе помимо кислорода и углекислого газа есть вода. Выдохните на стёклышко, оно запотело. Теперь проведите по нему пальцем. Каким он стал?
Ответы детей.
Вывод: .: Мы познакомились с дыхательной системой. Давайте повторим и покажем на рисунке, какие органы в неё входят. Зачем нужна дыхательная система? Как мы дышим?
Ответы и показ детьми.
Эксперименты по изучению работы дыхательной системы.
• Определение объёма выдоха.
• Определение частоты дыхания.
• Определение силы дыхательных мышц.
Исследовательский проект «Вред и польза кока- колы»
Ханжина Арина
2.1. Эксперименты.
Опыт 1.
Цель: посмотреть, как взаимодействует «Кока-кола» и колбаса.
Мы взяли два кусочка колбасы и положили первый в стакан с водой, а второй – в стакан с «Кока-колой».
Уже на следующий день «Кока-кола» начала менять свой первоначальный вид. В то время, как с водой ничего не происходило. А на третий день «Кока-кола» разделилась на две части: 1-ая (наверху) была светло-мутная, а 2-ая (внизу) – темная. В темной части образовались не приятные на вид хлопья, которые покрыли кусочек колбасы, будто взяв его в плен.
Опыт 2.
Цель: попробовать отчистить монетку от потемнения с помощью «Кока-колы».
Для опыта я поместила потемневшую монетку в стакан с «Кока-колой».
Через два дня я вытащила монетку и была удивлена: монетка очистилась от налета и стала, как новая!
Опыт 3.
Цель: проверить, действительно ли «Кока-кола» влияет на эмаль зубов.
Я взяла куриное яйцо и поместила его в стакан с «Кока-колой».
Через два дня яйцо почернело. На третий день на скорлупе появилась трещина, а на четвертый день оно и вовсе разделилось на две части.
Опыт 4.
А вот, посмотрите, что происходит в наших желудках, когда мы пьем газировку вместе со сладкими конфетами. Я взяла свои любимые- «Ментос», положила в бутылку с «Кока-колой» и получилось извержение.