Мир русской волшебной сказки и мир фэнтези Джона Толкиена
Руководитель: учитель Наталья Дмитриевна Кравченко.
Автор: Тишкина Полина Дмитриевна.
МБОУ «СОШ№1» пгт Уренгой Пуровский район пгт Уренгой Пуровского района ЯНАО.
«Мир русской волшебной сказки и мир фэнтези Джона Толкиена».
Файл: проект
Творческий проект по литературе на тему: «Мир русской волшебной сказки и мир фэнтези Джона Толкиена».
Устное народное творчество родилось в глубине веков и передается из уст в уста, от одного поколения к другому, выражает мечту народа о радостном и творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости и неиссякаемую силу народных героев — защитников родной земли, надежду народа на лучшее и справедливое устройство мира.
При всей фантастичности многих сюжетов фольклор глубоко реалистичен (типические черты воина, крестьянина, характера и пр.)Многие волшебные сказки прославляют героические подвиги, радостный, творческий труд, идеальное сочетание внутренней и внешней красоты героев.
Но еще существует авторская, или литературная, сказка, которая подражает фольклорной. Сегодня авторская сказка очень популярна. Весь мир зачитывается произведениями популярного английского писателя Джона Рональда РоулаТолкиена. Его сказки – замечательные, страшные, добрые и волшебные «миры» фантазий. В них нельзя обойтись без заклинаний, превращений, всяких волшебных существ.Эти сказки пользуются большой популярностью, поэтому они никогда не исчезнут. Что заставляет читателей на протяжении многих лет не отрывать глаз от страниц знаменитой книги «Властелин колец»? Что является источником его фантазий?
АКТУАЛЬНОСТЬ
Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. Чтение вершинных произведений русской литературы и знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо осознается как насущная потребность художественного воспитания.
Сказка — это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка — это ещё и начало культурного воспитания.
ЦЕЛЬ:
Выявление особенностей литературной сказки и фэнтези, как следствие единого источника – фольклорная сказка.
ЗАДАЧИ:
— изучить характеристики русских волшебных сказок и фэнтези, на примере произведений Д.Толкиена, как литературных жанров;
— показать возможность единого источника (фольклорная сказка),выявив сходства или различия русской литературной сказки и фэнтези;
— создать презентацию «Мир русской волшебной сказки и мир фэнтези Джона Толкиена».
Практическая значимость моей творческой работы заключается в привлечении подростков к знакомству и чтению сказок и фэнтези, поскольку именно фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности с тех дней, когда родители начинают читать сказки. Способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи. Презентацию «Мир русской волшебной сказки и мир фэнтези Джона Толкиена» можно использовать на уроках русской литературы, лекториях и других мероприятиях, посвященных русской культуре.
ВВЕДЕНИЕ
Царство волшебной сказки
поистине беспредельно… верно,
любой, кому довелось там
постранствовать,
считает себя счастливцем.
Джон Рональд РоулТолкиен
Автор создает мир волшебной сказки, где нет ничего непонятного, а то, что не понятно автор просто не хочет нам рассказывать или оставляет, чтобы об этом рассказал кто-нибудь ещё. Сказки- где есть всё чего так нехватает в нашем мире: чудо, вера в победу над злом, и способность поверить или сотворить чудо.
- Мир русской волшебной сказки.
Волшебные сказки – это один из интереснейших и удивительнейших жанров литературного творчества. Это, можно сказать, наше наследие, которое досталось нам от предков. Как и раньше, сейчас сказки играют большую роль в развитии ребенка, его формировании восприятия человеческих ценностей.
Появление сказок в народе было обусловлено тем, что люди пытались найти объяснение определенным явлениям природы, происхождение которых им было неясно, а также так рассказывали о своем быте и обрядах. Конечно, к этому подключалась и фантазия. Таким образом, народные сказки имеют некоторое отражение исторического развития народности.
Как же появилось волшебство в сказках? Очевидно, это было отражением желаний о счастливом разрешении ситуации, о победе добра над злом. Каждый образ в сказке глубоко символичен.
Кто же мог сочинить волшебную сказку? В далеком прошлом это были те люди, которые много путешествовали, а потому немало повидали и услышали. Они сказывали о том, что нового узнали. Затем эти рассказы постепенно видоизменялись, привносился дух фантастичности. Со временем их повествования становились сказками для детей. То, что прадеды считали былью, превращалось в легенду. Но в конечном итоге они оказывали положительное воздействие на правильное понимание мира ребенком.
Русские волшебные сказки повествуют как о положительных персонажах, так и об отрицательных, и про мужчин, и про женщин. Про хороших героев можно сказать, что они благородны, смелы и честны. Это, к примеру, Иван-царевич или Иван-дурак, который обязательно победит врага и поможет в беде. Также особое отношение в сказках к женщинам. Они чаще сильны духом, поддерживают своих мужчин, придавая им сил для сражения своей безграничной верой. Также многие из них наделены недюжинным умом и смекалкой, у них может быть тяжелая доля, но они никогда не теряют надежды.В именах женщин часто есть определение, которое о многом может рассказать. К примеру, Елена Прекрасная или Василиса Премудрая.
Также волшебные сказки – это мир верных помощников-животных, которые зачастую помогают главному герою и обладают некой силой. Этот может быть и верный конь, хитрый кот или другие. Все они умеют говорить, быстро передвигаться.
Волшебный мир изобилует отрицательными персонажами. Это может быть известная всем Баба Яга, либо Змей Горыныч, либо Кощей Бессмертный. Каждый из них имеет свою силу и с ее помощью вредит людям. Змей Горыныч, например, похищает прекрасных девиц и запирает их в темнице, Баба Яга кушает маленьких деток.
Помимо этого, есть и другие отрицательные персонажи, которые вредят окружению в меру своих сил. Это водяные, лешие, кикиморы, русалки. Некоторые могут наводить морок, затягивать в воду. Отдельными персонажами являются богатыри. Они чаще всего фигурируют в змееборческих волшебных сказках. Богатыри освобождают зачарованных и украденных принцесс и девиц.
Таким образом, можно выделить некоторые особенности, которые определяют русскую волшебную сказку:
— отражение исторического развития народности;
— каждый образ в сказке глубоко символичен;
— повествование, как о положительных персонажах, так и об отрицательных;
— присутствие верных помощников-животных, которые зачастую помогают главному герою и обладают некой силой;
— исход сказки, как правило, положительный, добро побеждает зло;
- Характеристика фэнтези как литературного жанра.
ФЭНТЕЗИ (от англ.) — вид фантастической литературы, основанной на необычайном и порой непонятном сюжетном допущении. Это допущение не имеет, как правило, житейских мотиваций в тексте, основываясь на существовании фактов и явлений, не поддающихся рациональному объяснению. В отличие от научной фантастики, в фэнтэзи может быть сколько угодно фантастических допущений (боги, демоны, волшебники, умеющие разговаривать животные и предметы, мифологические и реальные существа, приведения, вампиры и т.п.). События в фэнтези происходят в условной реальности, в своеобразном «параллельном» мире, похожем на наш.
Фантастика как прием была известна искусству с незапамятных времен. Собственно, в той или иной мере она присуща любому виду искусства. В литературе же она прошла очень долгий путь: от первобытного мифа к волшебной сказке, от сказки и легенды — к литературе Средневековья, а затем и романтизма. Наконец, пришла очередь научной фантастики и фэнтези.
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.
Фэнтези — это также жанр кинематографа, живописи, компьютерных и настольных игр.
Жанровые признаки фэнтези:
— мир несуществующий, обладающий свойствами, невозможными в нашей реальности;
— магия и фольклорные персонажи как необходимый элемент;
— авантюрный сюжет (как правило — поиск, странствие, война и т. п.).
— средневековый антураж, древний мир или будущее;
— скрытое противопоставление технологии и волшебства в пользу последнего;
— на первый план выдвигаются герои, их поступки и переживания, волшебное и сказочное играет вспомогательную, но далеко не второстепенную роль;
— противостояние добра и зла как основной сюжетообразующий стержень, «для фэнтези обязательна борьба добра и зла — ибо она, как и сказка, структурирована этически» Конечно, фэнтези отличается от сказки. Зло и добро в ней равнозначны, а в сказке добро побеждает без потерь.
— наличие потустороннего мира и его проявлений;
— полная свобода автора: он может повернуть сюжет самым неожиданным образом, поскольку волшебный мир фэнтези предполагает, что в нем возможно все.. Этот последний признак — один из наиболее важных, определяющих. Он четко отграничивает фэнтези и научную фантастику, потому что научная фантастика описывает вероятное, и автор стеснен определенными рамками. Он вынужден дать объяснение невероятному, обосновать научно или псевдонаучно (что чаще всего и происходит).
Я постараюсь показать жанровые признаки фэнтези на творчестве Джона Толкиена.
Первое определение жанра фэнтези потребовалось после появления в середине XX века произведений двух английских писателей Дж. Р.Р. Толкина и К.С. Льюиса, поскольку их по-настоящему глубокие, наполненные философией книги нельзя было отнести к вариациям на тему волшебной сказки в массовой литературе.
Английский писатель Джон Рональд РоулТолкиен (JohnRonaldReuelTolkien) (1892 — 1973), филолог, преподаватель Оксфордского университета, за свою творческую жизнь придумал и создал удивительный мир. Ему удалось чудесным образом сочетать народное творчество и фэнтези, что породило собственный авторский стиль со своими сказочными народами, своей географией, с удивительными незнакомыми наречиями и письменами — гномьим, эльфийским, орочьим, — с умным магомГэндальфом и злыми Черными Всадниками, с робкими хоббитамиБильбо и Фродо, с прекрасными эльфами, трудолюбивыми гномами. Получился необыкновенно добрый, уютный мир. В тихую норку маленького, смешного человечка приходит весть о беде, а причина тому — колечко, найденное много лет тому назад в темной, сырой, страшной пещере гоблинов. И далеко не отважный, не сильный, не смелый, а наоборот, трусливый, слабенький хоббитФродоСумникс отправляется за тридевять земель, в страшные, неведомые края, чтобы избавиться от кольца и возвратить покой своей земле.
Создавая «Властелина Колец», Толкиен опирался на его любимую скандинавскую мифологию, которую он прекрасно знал с детства. В шестнадцать лет он начал изучать древненорвежский язык и вскоре смог прочитать в подлиннике Старшую и Младшую Эдды и скандинавские народные баллады и сказки. В самом названии трилогии — «Властелин Колец» — содержится напоминание о волшебных кольцах Нибелунгов, или нифлунгов, как они называются в эддических сказаниях.
Работу Толкиена над своим миром можно рассматривать как попытку создать свой миф. У него присутствует и этнографическая конкретность — ведь создан мир со своими народами, и у каждого народа — своя история, свои предания, свои герои из своей «древности». Каждый народ разговаривает на своем языке.
Что касается времени и временного пространства Среднеземья, то оно вовсе не заменяется на неопределенно-сказочное. Это «Хоббит» начтнается фразой «Жил-был хоббит». В мире «Властелина Колец» — совершенно свое времяисчисление, свой собственный календарь и даже свое название эпох. Не наших, а эпох Среднеземья.
У Толкиена мы явно видим не фольклорный образ, а плод художественного вымысла, или точнее, фольклорный образ, дополненный и подробно обработанный художественным автором. К тому ярко угадывается в этом народце простой рядовой обыватель — в домашних тапочках, раскуривающий трубку, у себя на крылечке в кресле-качалке и любующийся закатом. Все народы у него — это будто определенный тип нас, людей. Хоббиты — это добродушные домоседы, эльфы — творческие натуры, богема, интеллигенция, гномы — ремесленники, искусные народные умельцы, трудолюбивые. Есть у Толкиена и люди, — люди как народ Среднеземья, и они — наверное, такие, какими хотел бы видеть нас сам автор.
Таким образом, можно сделать вывод – Д.Толкиен соблюдая определенные жанровые признаки и вкладывая в основу своих произведений скандинавскую мифологию, стал одним из основоположников авторов-фэнтези. И определение фэнтези можно сформулировать так: это произведение, действие которого происходит в отличном от реального мире с непременным присутствием в нем волшебных, божественных или иных не поддающихся рациональному истолкованию явлений.
- Заключение.
Подводя итоги проделанной работы, я прихожу к выводу, чтофэнтези, несомненно, выросла из сказки и мифов. Так или иначе, и сказке и фэнтези свойственен счастливый конец. Добро всегда побеждает зло, а все положительные герои, воплощая мечту своего народа, стремятся к справедливости.
Сказки — это самый старый и бессмертный жанр литературы, их рассказывают детям — самым благодарным слушателям. Сказки подарили миру фэнтези некую завуалированную назидательность. Кроме того, фэнтези сделала шаг вперёд, отрешившись от деления героев на хороших и плохих. От мифа фэнтези унаследовало эпичность повествования и некоторую исходную трагичность.
Герой должен выполнить свою миссию, чего бы это ему не стоило и как персонажу мифологических сказаний и ему предоставляется право выбора. Вот и Толкиен, заканчивая свое произведение, не оставил хоббитаФродо, спасшего мир, тихо радоваться победе над тьмой в одиночку. Как и в древних балладах, вместе со своими друзьями, автор отправляет его на корабле в желанную, пленительную и соблазнительную страну-мечту — Бессмертие, куда грезит попасть каждый читатель народных сказок или знаменитых произведений Джона Рональда РоулаТолкиена, чтобы обрести вечное счастье!