Конспект занятия по звуковой культуре речи На лесной опушке
Автор: воспитатель Горявина Любовь Леонидова.
МБДОУ детский сад №10 «Щелкунчик» МО г.Саяногорск г.Саяногорск рп. Черемушки.
Подготовка к обучению грамоте «На лесной опушке»
Дифференциация звуков З- Зь. В конспекте занятия представлен материал по обобщению знаний воспитанников подготовительной группы по подготовке обучения грамоте.
Файл: конспект
Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе «На лесной опушке»
Тема. Создание условия для социальной ситуации развития в образовательной деятельности подготовки к обучению грамоте. «Звуки [З-З’] и буква З».
Задачи:
- создать условия для закрепления правильного произношения звуков [З-З’] (изолированно, в слогах, в словах);
- создать условия для развития фонематического слуха и восприятия;
- воспитывать любовь к окружающему миру.
Материал: предметные картинки со звуками [З-З’]; ромашки с заданиями; игрушки: зайчик, козочка; мячи-фитболы; корзинка; домики с окошечками: синий, зелёный; лабиринт.
1.Организационный момент.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какая странная корзинка стояла в приёмной. Интересно, кто в ней может быть? (ответы детей) Давайте посмотрим. Ой, зайчонок, что ты тут делаешь?
Зайчонок: Мама зайчиха принесла меня в детский сад, что бы я поучился у ребят грамоте. А я не хочу учиться, это очень трудно.
Воспитатель: Подожди, Зайчонок, ты не прав, учиться это всегда интересно. Мы с как раз с детьми учим звуки и буквы. Садись в свою корзинку, смотри и слушай внимательно.
2.Основная часть.
Сообщение темы занятия. Назовите 1 звук в слове «зайчонок» (звук З). Сегодня мы играем со звуками [З-З’] и буквой З. А теперь можно отправляться на прогулку (корзинку берём с собой). — Идём по тропинке. Тропинка узкая, ступаем друг за другом. Вот мы подошли к поляне. Какие цветы растут на поляне? (Ромашки). Давайте покажем цветок с помощью пальчиков, представляя их в виде лепестков. Сначала это будет бутон, в котором находятся лепестки, но вот пригрело солнышко, и бутон раскрылся. Подул ветерок и закачались цветы, запели свои песенки (дети показывают цветы). — Дети, послушайте эту песенку: « З-з-з-з-з» — Чья это песенка? Правильно, это песенка комара (показать картинку комарика). Упражнение «Песенка комарика». Помоги комарику долететь до своего домика. Проводя пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: 3-3-3… (большой комарик). Артикуляция звука «З» Губы в улыбке, широкий язык у нижних передних зубов.
Характеристика звука. Какой это звук? (согласный) Правильно. Он твердый или мягкий? Он звонкий или глухой? И так, звук «З» — согласный, твердый, звонкий (обозначение звука синим кружочком с колокольчиком). Предложить сорвать ромашку с цифрой 1. (На обратной стороне цветка задание) Закончить слово слогами: ЗА: ва…, ро…, гла…, сле…, гро…; ЗЫ: ко…, ва…, гро…, бере…, арбу…, моро…, серви… Пока мы собирали ромашки, на полянку пришла козочка-коза, зелёные глаза. Козочка хочет поиграть с вами в игру (игрушка коза). Игра «Повтори за мной» (ромашка с цифрой 2). За-за-за, за-за-за, Здесь привязана коза.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы Мало травки у козы.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу, Отвязали мы козу.
За-за-за, за-за-за, Уходи домой, коза.
Упражнение «Эхо», «Чего не стало?» (ромашка с цифрой 3). Дети запоминают слова, и повторяют в том же порядке, выделяя звук З.( Замок – заяц – закат — забор. Завод – завиток – закат — задира. Замок – завод – завиток – задира — забор). Рассмотрите, и запомните картинки. Я закрою одну картинку волшебным экраном, а вы посмотрите, и скажите, чего не стало (2-3 раза).
Знакомство со звуком [З’]. Взрослый просит ребенка ответить на вопрос и назвать первый звук в ответе: Когда на улице мороз, идет снег, замерзают реки? (Зимой.) Упражнение «Песенка комарика». Помоги комарику долететь до своего домика. Проводя пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: 3ь-3ь-3ь… (маленький комарик). Характеристика звука [З’]. Звук [З’] — согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: (зеленый кружок с колокольчиком).
Поиграем в игру «Ловушка» (ромашка с цифрой 4). Я буду называть звуки, а вы, если услышите звук [З’], должны поймать его в ладоши. Речевой материал: к, с, м, зь, с, т зь, п, с, зь, в, ц. Поиграем в игру «Разведчики» (ромашка с цифрой 5). Мы знаем, что разведчики это люди, которые внимательно слушают и запоминают. У меня несколько донесений. Воспитатель читает донесения, а дети слушают и запоминают. ЗИ-ЗЮ-ЗЯ; ЗО-ЗЫ-ЗИ; ЗЕ-ЗЁ-ЗЮ; ЗА-ЗУ-ЗИ. Дифференциация звуков [З] — [З’]. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: (ромашка с цифрой 6) за-зя, зы-зи, зу-зю, зо-зё; зя-за, зи-зы, зю-зу, зо-зё, зе-зэ. Назвать лишнее слово в ряду: (ромашка с цифрой 7). зубы, зимний, золото, коза; зяблик, зефир, магазин, роза;
(Зарядка с фитболами.)
Раз — присядка, Два — присядка, Это – заячья зарядка. А зайчата как проснутся, Любят долго потянуться. Обязательно зевнуть, Серым хвостиком вильнуть. Лапки вверх, лапки вниз, На носочках подтянись! Лапки ставим на бочок, На носочках скок – поскок. Прыгать заинька горазд Он подпрыгнул десять раз. А кому зарядки мало начинайте всё сначала.
Продолжаем играть. Игра «Выбери домик» (ромашка с цифрой 8). Откройте конверты. Посмотрите на картинку. Картинки, в названии которых слышим звук [З] поселим в синий домик. Картинки, в названии которых слышим звук [З’] поселим в зеленый домик(дети распределяют картинки).
Звуко-буквенный анализ слов; «Выложи схему из кружков» (ромашка с цифрой 9). Дети делятся на две подгруппы. Первая подгруппа выкладывают схему слова тазик. Вторая подгруппа слова замок. Составь предложение (ромашка с цифрой 10). Вода, в, много, тазик. Изготавливать, на, замки, завод.
Выложи букву З.
З загнулась, как змея, Но ей не запугать меня.
На письме звуки [З] — [З’] записываются буквой «З». На что еще похожа буква З? Букву «З» можно не только написать. Её можно выложить из палочек, ниточек, слепить, а мы сегодня попробуем выложить её из звездочек.
3.Итог занятия.
Воспитатель: Зайчонок, тебе понравилось на нашем занятии? Зайчонок. Как у вас интересно. Я тоже согласен учиться грамоте. Воспитатель: Давайте напомним Зайчонку, в какие игры мы играли. («Разведчики», «Скажи наоборот, «Выбери домик», «Эхо», «Ловушка»)