ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
Авторы: учитель Атаманова Нина Ивановна, Балтабаева Галина Петровна.
ГКОУ СО «Карпинская школа-интернат» Свердловская обл., г. Карпинск.
Обобщение опыта работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями по предмету графика и письмо по теме «Предложение»
Файл: методическая разработка
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР НА УРОКАХ ГРАФИКИ И ПИСЬМА
Формирование коммуникативных умений обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) в образовательном учреждении, реализующим адаптированные основные общеобразовательные программы, это главная проблема для учителя, поскольку от уровня коммуникативных возможностей зависит не только результативность обучения, но и весь процесс социализации.
Л.С. Выготский писал: «Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и деятельности». Одной из причин, препятствующих включению в социум обучающихся с ТМНР, является грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. Несформированность коммуникативных умений приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствует самореализации ребенка, его личностному росту, задерживает и затрудняет процесс обучения. Данное направление осуществляется на логопедических и психокоррекционных занятиях, уроках чтения, СБО, ОБЖ, развития речи и уроках письма.
Программа для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (авторы Новоселова Н.А., Шлыкова А.А.) по графике и письму включает следующие разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение». Первоначальный этап работы по теме «Предложение» совпадает с периодом обучения грамоте.
Перед нами возник ряд вопросов: какие методы и приемы, технологии должны быть использованы для формирования коммуникативных навыков? Какие виды упражнений дают наиболее ощутимые результаты?
Среди авторов, исследовавших эту проблему, можно выделить Г.М. Дульнева, В.Г. Петрову, Н.В. Тарасенко, Г.И. Данилкина, В.В. Воронкову. Работая над предложением, обращаем внимание детей на правильность его грамматического оформления. Программный раздел является «сквозным», концентрическим и изучается с 1 по 10 класс с постепенным углублением знаний о его признаках. Обучающиеся получают теоретические и практические знания о том, что предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, в конце его ставится точка. Эта работа проводится совместно с учителем-логопедом, воспитателем.
Коррекционно-развивающие методы и приемы, помогающие усваивать данную тему:
- Графическое моделирование
Цель применения: умение использовать знаково-символические средства при моделировании речи.
- «Графические» диктанты. Чтение предложений учителем, а обучающиеся показывают выбранную схему; вариативность заданий:
1 -2 в. — алгоритм разбора предложения по «информативной» опоре;
3в. — работает с графической моделью (прием конструирования);
Выпал пушистый снег. |______________.
|____ ____ ____.
- «Зашифрованное» письмо
Составление предложений из 2 — 4 слов по графической записи, работа под руководством учителя в парах или группе (сюжетная картинка, иллюстрация к рассказу).
- «Собери» предложение из данных слов (деформированные предложения). Первое слово может быть выделено ярким шрифтом или опора на цифры.
сильный, идёт, дождь 2 1 3
Коля, школу, в, пошел 1 4 3 2
Знаковая модель способствует формированию у обучающихся следующих умений: учебно-организационных; речевых; коммуникативных.
Графическая модель помогает наглядно представить смысловую и интонационную законченность предложения, которая применяется на любом этапе уроков различного типа.
- Использование «информативных» опор
(в таблицах помимо знаковых моделей даны опорные слова)
4 – 7 классы | 8 – 10 классы |
· Наша речь состоит из |________.
· |________. состоит из |___ ___ ___ . · |___ пишется с большой буквы · В конце |________ ставится точка |
· Наша речь состоит из |________.
· |______.состоит из слов |___ ___ ___ . · |______ . выражает законченную мысль · Слова в |______ . связаны по смыслу. · |___ пишется с большой буквы · В конце |________ ставится . ? ! |
Даны два столбика слов, к каждому слову из первого столбика надо найти нужное слово из второго столбика; составить предложение и схему к нему.
Слова в предложении связаны по смыслу | |||
Предмет | Действие | Предложение | Схема |
Художник | Лечит, рисует, поёт | Художник рисует. | |___ ___ . |
Конструирование предложения на основе предметных картинок.
Предложение выражает законченную мысль |
||
Наступила (какая?) | золотая … | Предметные картинки: зима, осень, весна |
Применение «информативных» опор на уроке — это формирование умений при выполнении практических и самостоятельных работ; активизация познавательной деятельности; обобщение и систематизация знаний по теме; средство развития высших психических процессов; организация индивидуального и дифференцированного подхода при обучении.
- ИКТ — как эффективное средство обучения
Применение информационных технологий в процессе обучения в школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность обучающихся с ТМНР.
Информационные образовательные технологии: способствуют реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса; наполняют деятельность учителя принципиально новым содержанием, созданием эффективной учебно-познавательной среды, как для коллективной, так и для индивидуальной формы обучения. Они также могут применяться на любом этапе уроков различного типа.
В процессе обучения широко применяются следующие способы использования компьютерной техники:
• демонстрационные и обучающие программы;
• программные средства тестирования и контроля уровня знаний;
• информационно-справочные системы;
• подготовка печатных раздаточных материалов (дидактические карточки для индивидуальной работы);
• мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, учебные видеоролики).
Использование ИКТ на уроках графики и письма помогает решать следующие задачи:
образовательные: закрепление навыков языкового анализа и синтеза; грамматического строя речи; связной речи; орфографической зоркости; уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам;
коррекционно-развивающие: развитие психических процессов; индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности; совершенствование мелкой и общей моторики;
воспитательные: воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.
В методической копилке собраны следующее материалы:
— презентации («Предложение. Схема предложения», «Знакомство с предложением»;
— тесты по теме «Предложение»;
— практическое задание «Работа с деформированным предложением, текстом»;
Таким образом, данный опыт показывает, что использование ИКТ
- помогают сделать урок насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
- способствуют сокращению времени для контроля и проверки знаний обучающихся
- Игровые формы обучения
Цель применения: развитие устойчивого познавательного интереса у обучающихся через применение разнообразных игровых приемов обучения.
- «Волшебное предложение». Варианты заданий:
а) прочитать предложение с разной интонацией: «К нам прилетели грачи»;
б) учитель поднимает карточку с изображением знака предложения, обучающиеся читают его с нужной интонацией (? ! . ).
- «Самый внимательный» Подбери предложение к данной картинке (из текста, карточки, из упражнения или записи на доске).
- «Живая картинка»: Составление предложения по действиям ученика. Например: Вова рисует. Зина поёт песню. Маша лепит зайчика.
- «Творческий конкурс»:
а) составить предложение по теме «Времена года»; «Мой любимый праздник»; «Зимние забавы детей»; «Мой нежный и ласковый зверь», «Птицы — наши друзья» (каждая группа или пара работает по своей теме под руководством учителя, опираясь на опорные слова и сочетания слов);
б) установить «границы» предложений. Разделить текст на три предложения;
в) расположить предложения в определенном порядке, чтобы получился текст (в коллективной форме с учителем).
Например: Уха была вкусная! Мама сварила уху. Лёша поймал окуней.
Игра — это метод, форма и средство обучения. Практика показывает, что использование игровых ситуаций способствует формированию коммуникативных навыков и умений, активизации речевой деятельности; повышению мотивации к учебному процессу через урок-путешествие, урок-сказку, видео-урок.
Работа над предложением должна быть всегда в центре внимания учителя и детей на любом уроке, а особенно на уроках графики и письма с применением дополнительного материала. Благодаря использованию графического моделирования, игровых приемов, «информативных» опор, презентаций, учебных тренажеров достигнута положительная динамика развития устной речи обучающихся и уровня сформированности коммуникативных умений и навыков, повысилась мотивационная сторона деятельности на этих уроках.
А.К. Аксенова пишет, что научить школьников правильно строить предложение, точно выражать свою мысль — это значит продвинуть детей в использовании речи и помочь им подготовиться к овладению более высокой ступенью речевого развития — связной речью. Изучение данной темы имеет особое значение для подготовки детей с ТМНР к самостоятельной жизни и направлено на интеграцию их в общество.
Литература
- Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе [Текст] / А.К. Аксенова. — М.: ВЛАДОС,1999.
- Аксенова, А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания [Текст] / А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. — М.: Просвещение,2002.
- Воронкова, В.В. Обучение грамоте и правописанию. В 1-4 классах вспомогательной школы [Текст] / В.В. Воронкова. — М.: Просвещение,1988.
- Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми [Текст] / В.И. Селиверстов. — М.: ВЛАДОС,1994