Педагогический проект 125 задач к юбилею города Новосибирск
Руководитель: учитель математики Чухарева Татьяна Валерьевна.
Автор: Автор: учитель биологии и географии Вострокнутова Ирина Владимировна.учитель математики и информатики Безуспарец Елена Николаевна.
МКОУ В(С)Ш №8 г. Новосибирск.
125 задач к юбилею города
Проект «125 задач к юбилею города» выполнен группой учителей МКОУ В(С)Ш №8, находящейся на территории ФКУ ИК-9 (женская исправительная колония), руководитель Чухарева Татьяна Валерьевна.Необходимость в выполнении проекта возникла на основе отсутствия теоретических знаний у учащихся по геометрии и низкой сформированности знаний о достопримечательностях, культуре и традициях родного города. В этом году Новосибирску исполняется 125 лет.Цель проекта – формирование гражданско-патриотической позиции, уважительного отношения к традициям и истории города Новосибирска через решение задач краеведческой направленности на уроках геометрии. Реализация проекта позволит повысить уровень мотивации к обучению математики, развить уровень памяти, внимания, мышления, что будет способствовать повышению уровня обученности по данному предмету.
Файл: проект
X городской конкурс проектов «Инновации в образовании»
Номинация конкурса
«Мой Новосибирск родной: новосибирсковедение»
Проект «125 задач к юбилею города»
Авторы проекта:
Чухарева Татьяна Валерьевна,
учитель математики высшей категории,
руководитель творческой группы,
Вострокнутова Ирина Владимировна,
учитель биологии и географии высшей категории,
Безуспарец Елена Николаевна,
учитель математики и информатики.
Новосибирск 2018
Содержание
- Краткая аннотация проекта. 3
- Описание общеобразовательного учреждения. 4
- Постановка проблемы.. 5
- Цель и задачи проекта. 7
- Обоснование актуальности проекта. 8
- Готовность к реализации проекта. 11
- Этапы, содержание и методы реализации проекта. 13
- Прогнозируемые конечные результаты деятельности. 17
- Практическая значимость результатов. 18
- Критерии и показатели эффективности реализации проекта. 18
- Ресурсы (бюджет проекта) 19
- Функционал участников проекта. 19
- Перечень источников. 20
- Приложения. 22
Приложение № 1. 22
Приложение №2. 62
Приложение № 3. 63
Приложение № 4. 66
Приложение № 5. 67
Приложение № 6. 72
Приложение №7. 75
1. Краткая аннотация проекта
Проект «125 задач к юбилею города» выполнен группой учителей МКОУ В(С)Ш №8, находящейся на территории ФКУ ИК-9 (женская исправительная колония), руководитель Чухарева Татьяна Валерьевна.
Необходимость в выполнении проекта возникла на основе отсутствия теоретических знаний у учащихся по геометрии и низкой сформированности знаний о достопримечательностях, культуре и традициях родного города.
Главная задача воспитательной работы исправительных учреждений – это ресоциализация осужденных, включение их в жизнь социума после освобождения. В условиях реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», в нашей образовательной организации осуществляется опрос вновь поступивших осуждённых на знание истории родного края.
Организация культурно-массовых мероприятий, в том числе участие в инновационныхпроектах является одним из условий успешно пройти процесс ресоциализации и вернуться в общество, человеком с сформированной гражданско-патриотической позицией, с уважительным отношением к традициям своего региона и страны.
Цель проекта–формирование гражданско-патриотической позиции, уважительного отношения к традициям и истории города Новосибирска через решение задач краеведческой направленности на уроках геометрии.
Реализация проекта позволит повысить уровень мотивации к обучению математики, развить уровень памяти, внимания, мышления, что будет способствовать повышению уровня обученности по данному предмету.
Проект является значимым для развития муниципальной системы образования, так как направлен на повышение качества математического образования и развитие интереса к изучению истории и традиций своего региона.
Проект«125 задач к юбилею города»может применяться на уроках геометрии в любом образовательном учреждении различного статуса (приложение № 1).
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
- Развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, личностных, регулятивных, познавательных).
- Достижение предметных результатов: глубокое и прочное усвоение математической теории по геометрии.
2. Описание общеобразовательного учреждения
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Вечерняя (сменная) школа №8» МКОУ В(С)Ш №8, находящееся на территории ФКУ ИК-9 (женская исправительная колония) впервые приняла своих учеников в 1964 году. Исправительная колония (ИК-9), на территории которой находится школа, расположена в Октябрьском районе.
Школа имеет свою давнюю историю, устоявшиеся традиции. Коллектив педагоговактивный участник смотров – конкурсов, проводимых в рамках района, города; организатор круглых столов, встреч, семинаров по обмену опытом работы с коллегами школ г. Новосибирска и Новосибирской области.
Основная деятельность школы направлена на
- создание привлекательного имиджа школы в глазах всех субъектов образовательного процесса;
- увеличение численности компетентных педагогических кадров, повышающих свою профессиональную квалификацию и использующих современные образовательные технологии;
- создание условий для адаптации и процесса ресоциализации осужденных;
- обеспечение возможностей для достижения обучающимися вариативности успешности, которая позволит самостоятельно решать социально и личностно значимые проблемы в различных сферах деятельности;
- качественное обновление содержания образования: изменение методов, технологий обучения, интенсификация использования ИКТ; формирование исследовательских умений и навыков у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности;
- увеличение численности выпускников школы при поступлении в высшие учебные заведения;
- совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни;
- формирование духовно-нравственного воспитания, направленного на реализацию модели выпускника школы.
Перспективы школы на ближайшие 2 года.
Организовывать участие обучающихся и учителей в конкурсах различного уровня: дистанционные олимпиады по предметам, конкурс профессионального мастерства («Учитель года», «Воспитатель года», «Педдебют»),всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок»,городской конкурс»Инновации в образовании», выставка УчСиб.
3. Постановка проблемы
Необходимость в выполнении проекта возникла на основе отсутствия теоретических знаний у учащихся по геометрии (приложение № 2).
Данные социальной характеристики показывают особенности учащихся-осужденных. На основе результатов увидели, что многие учащиеся имеют продолжительный перерыв в учении. Отсюда их нежелание учиться. И нежелание это обусловлено низким уровнем общего развития, отсутствием интереса к знаниям, неимением привычек заниматься умственным трудом, потерей жизненных перспектив, ослаблением волевых усилий, боязнью трудностей, психической и физической усталостью (приложение №3).
Одновременно был проведен опрос учащихся с целью выявления уровня знаний и представлений об истории и культуре родного города.
Проведение опроса по формированию представлений о родном краепоказала отсутствие сформированных представлений об истории своего региона (приложение № 4).
Главная задача воспитательной работы исправительных учреждений – это ресоциализация осужденных, включение их в жизнь социума после освобождения. Таким образом, участие осужденных в проектах районного и городского уровня является инновационным. Участие в инновационной деятельности является еще одним шансом успешно пройти процесс ресоциализации и вернуться в общество, человеком с сформированной гражданско-патриотической позицией, с уважительным отношением к традициям своего региона и страны.
Именно инновации определяют направления творческого поиска и профессионального роста педагога, а инновационная деятельность является необходимым условием для достижения качества образования в условиях гуманизации общества.
Важнейшим условием гуманизации обучения является создание ситуации успехана всех этапах учебной деятельности. Очевидно, что обучающиеся имеют различную самооценку, то или иное отношение к себе: уверенность в собственных силах, убежденность в правильности своих действий или, наоборот, боязнь предъявить выполненную работу, страх неудачи, ожидание критики и осуждения своих действий.
Задача учителя: найти индивидуальный подход к каждому, заставить поверить в свои силы, изменить взгляд на свои действия.
Реализация проекта позволит повысить уровень мотивации к обучению математики, развить уровень памяти, внимания, мышления, что будет способствовать повышению уровня обученности по данному предмету.
Проект является значимым для развития муниципальной системы образования, так как направлен на повышение качества математического образования. Проект может использоваться педагогами образовательных организаций РФ.
Можно использовать:
- на разных этапах урока геометрии;
- в качестве домашнего задания;
- на разных уровнях образования;
- при разных формах получения образования (ст. 17 п. 1 ФЗ «Об образовании в РФ»);
- при разных формах обучения;(ст. 17 п. 2 ФЗ «Об образовании в РФ»);
- в образовательных организациях разных типов и организационно- правовых форм (ст. 23 ФЗ «Об образовании в РФ»)
4. Цель и задачи проекта
Цель:формирование гражданско-патриотической позиции, уважительного отношения к традициям и истории города Новосибирска через решение задач краеведческой направленности на уроках геометрии.
Задачи:
- проанализировать уровень знаний теоретического материала по геометрии;
- провести анализ сформированности представлений о родном крае;
- рассмотреть современные подходы повышения уровня мотивации к обучению;
- составить задания, отражающие основные понятия теоретической части по геометрии с использованием ИКТ-компетенции;
- способствовать развитию интереса к изучению истории и традиций города Новосибирска;
- оформить наработки, дидактические материалы по геометрии «Решение задач краеведческой направленности»;
- спроектировать условия для развития интереса обучающихся к самостоятельному составлению заданий;
- создать предпосылки для формирования навыков сотрудничества;
- организовать рабочие группы учащихся для составления задач краеведческой направленности своего региона;
- провести конференцию среди осужденных ФКУ ИК-9 по защите проектов учащимися;
- представить опыт работы учителей МКОУ В(С)Ш № 8 на методических объединениях Октябрьского района;
- опубликовать дидактические материалы на официальном сайте МКОУ В(С)Ш № 8 и сайте учителей математики.
5. Обоснование актуальности проекта
Российская Федерация – многонациональное государство, и культурное наследие каждого региона представляет особую историческую ценность. И одним из способов осмысления культуры России в целом становится обращение к изучению ее отдельных регионов, которое возможно только на уровне междисциплинарного исследования.
Новосибирск – крупнейший региональный центр, занимающий ведущие позиции в пределах Российской Федерации. В 2018 году городу Новосибирску исполняется 125 лет со дня основания.
Изучение региональной истории способствует формированию гражданско-патриотической позиции, культурно – нравственных ценностей, о чем неоднократно говорилось в посланиях президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию. Нормативно-правовые аспекты патриотического воспитания определяются в государственных документах Российской Федерации – Конституции РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, федеральных программах различного уровня.
На федеральном уровне:
- КонституцияРоссийскойФедерации;
- НациональнаядоктринаобразованияРоссийскойФедерациидо2025года (утвержденаПостановлениемПравительстваРФот04.10.2000N751);
- Концепциядолгосрочногосоциально-экономическогоразвитияРоссийской Федерациинапериоддо2020(утвержденаПостановлениемПравительства РФ от 17.02.2008 №1662-р);
- Национальнаястратегиядействийвинтересахдетейна2012–2017годы (утверждена Указом Президента РФ 01.06.2012 № 761);
- ЗаконРФ«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»от29.12.2012№273-ФЗ;
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р);
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497);
- ГосударственнаяпрограммаРоссийскойФедерации«Развитиеобразования» на2013–2020годы(утвержденаРаспоряжениемПравительстваРФот 22.11.2012№ 2148-р, от 15.05.2013№792-р).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493).
На региональном уровне:
- Планмероприятий(«дорожнаякарта»)измененийвсистемеобразования Новосибирскойобласти,направленныхнаповышениеэффективностии качества(утвержденРаспоряжениемПравительстваНСОот23.04.2013№ 192-рп);
- СтратегиядействийвинтересахдетейгородаНовосибирскана2013–2017 годы.
- Государственная программа Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства НСО от 31.12.2014 № 576-п, изменениями на 28 декабря 2015 года);
- Муниципальная программа «Развитие муниципальной системы образования города Новосибирска» на 2015-2017 годы (утверждена Постановлением мэрии города Новосибирска от 20.11.2017 № 10148, с изменениями).
На школьном уровне:
- Приказ МКОУ В(С)Ш № 8 от 29 августа 2016 г. № 38 «О создании творческой группы по реализации проекта»;
- Приказ МКОУ В(С)Ш № 16 от 15 апреля 2017 года «О проведении школьной олимпиады по геометрии»;
- Положение МКОУ В(С)Ш №8 «О проектной деятельности», утвержденное 31 августа 2015 года приказ № 5;
- «Программа развития МКОУ В(С)Ш № 8 на 2017-2022 гг.», утвержденная 30 августа 2017 года приказ № 3.
Школа должна неуклонно повышать эффективность, качествовоспитательной и учебной работы, создать такие условия, которые учитывали бы общие задачи патриотического воспитания граждан РФ, специфику общественно-воспитательной среды, индивидуальные особенности учащихся (интересы, опыт, жизненные ориентации, способность и готовность к коллективной работе). Добиваться развития познавательных интересов учащихся на каждом уроке, приобретения навыков самостоятельного пополнения знаний.
Одним из возможных путей решения этих серьёзных задач является прикладная ориентация школьного курса математики, которая позволяет вооружить ученика теми знаниями, которые, с одной стороны, разовьют его математическую культуру, а с другой стороны, помогут применять эти знания на практике.
При изучении школьного курса геометрии главное внимание должно быть обращено на глубокое и прочное усвоение учащимися математической теории, прочного овладения основными математическими методами и умениями применять их при решении различных задач.
Добиться успешного овладения учащимися курса геометрии со всеми нюансами его логики и идей можно лишь при условии, когда учащийся практически на каждом шагу убеждается, что знание свойств геометрических понятий с успехом применимо к разрешению многочисленных и разнообразных задач, возникающих в повседневной жизни.
В работе приводятся примеры и задачи по геометрии с практическим содержанием, составленныена основе Дубль-ГИСг. Новосибирска. Каждая задача содержит небольшую историческую справку об объекте, расположенном на фрагменте карты Дубль-ГИС. Эта небольшая информация заинтересовывает учащихся в поиске более подробной информации. Тем самым пробуждает интерес к изучению истории родного города.
6. Готовность к реализации проекта
Степень готовности школы к реализации темы инновационного проекта обусловлена следующими предпосылками: школа при исправительной колонии ориентирована на обучение, воспитание учащихся и осуждённых женщин, что дает возможность для организации образовательного процесса, основанного на принципе индивидуализации. Учебно-воспитательный процесс ориентирован на учет возрастных, психологических, физиологических, интеллектуальных способностей обучающихся(приложение № 3); образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей учащихся путем создания здесь комфортной, адаптированной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного и эмоционального развития каждого учащегося. Преимуществом являются: возможность организовывать активную познавательную деятельность как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Для успешной реализации проекта в образовательном учреждении школа располагает:
- 9 кабинетами для занятий. Все классы приспособлены для полноценной реализации учебных программ. Каждый класс оборудован партами.Каждый учитель имеет возможность проводить уроки в соответствии с современными требованиями информатизации школы, используя видео- и аудио технику.
- Кабинетом информатики, который предназначен для проведения уроков в соответствии с учебным планом.
- Библиотекой, оснащенной учебниками, книгами, журналами, энциклопедиями, газетами, позволяющими расширять кругозор учащихся и способствующими обучению с выходом за рамки изучения традиционных тем школьной программы.
- Актовым залом в учреждении клуба, где проходит большое количество мероприятий и праздников.
- Музеем истории школы и учреждения ФКУ ИК-9.
Основной состав педагогов – 9 человек. Все педагоги имеют высшее педагогическое образование. Высшую квалификационную категорию имеют 3 учителя, первую – 4. Все учителя владеют и применяют в своей деятельности современные образовательные технологии.
В рамках реализации проекта и совместного плана культурно-массовых мероприятий МКОУ В(С)Ш № 8 и ФКУ ИК-9 проведены следующие мероприятия:
- Классный час «Новосибирск – город рекордсмен»;
- Классный час «Геральдика Новосибирской области»;
- Фотовыставка «Из истории улиц города Новосибирска»;
- Конкурс прикладного искусства, посвященный истории геральдики города Новосибирска;
- Конкурс снежных фигур «Новосибирск театральный», посвященный 125-летнему юбилею города;
- Школьный этап олимпиады по геометрии с использованием задач краеведческой направленности, разработанных участниками проекта (приложение №);
- Конференция «Мой город в задачах».
В ходе работы над проектом разработан дидактический материал – задачи по геометрии краеведческой направленности. Данный дидактический материал размещен на официальном сайте МКОУ В(С)Ш № 8 и на сайте учителя математики и информатики Безуспарец Е.Н.
7. Этапы, содержание и методы реализации проекта
Работа над проектом начата в августе 2016 года.
ЭТАПЫ работы над проектом:
I этап – ознакомительный (подготовительный).
II этап – основной.
III этап – итоговый (заключительный).
Вид деятельности | Срок | Ответственный | Результаты |
I этап – ознакомительный (подготовительный) | |||
1.Подборка диагностического инструментария. | сентябрь
2016 |
учитель математики Безуспарец Е.Н. | Анкеты |
2. Проведение диагностики, изучение психолого-педагогических особенностей учащихся, сформированности представлений о родном крае. | октябрь
2016 |
учитель математики Безуспарец Е.Н., учитель биологии и географии Вострокнутова И.В. | Результаты анкет |
3.Анализ состояния образовательного процесса, выявление затруднений, определение проблем. | ноябрь
2016 |
учитель математики
Чухарева Т.В. |
Изображение результатов в виде диаграмм
Постановка проблемы |
4.Изучение специальной литературы и нормативно-правовой базы. | сентябрь- ноябрь 2016 | учитель математики
Чухарева Т.В., учитель математики и информатики Безуспарец Е.Н. учитель биологии и географии Вострокнутова И.В. |
Составление плана работы по проекту |
II этап – основной | |||
1. 1. Изучение карты Дубль-ГИС Новосибирск. | декабрь 2016 | учитель биологии и географии
Вострокнутова И.В. |
Подборка фрагментов карты |
2. Подбор информации об истории улиц Новосибирска. | январь 2017 | учитель биологии и географии
Вострокнутова И.В. |
Написание исторической справки к задачам |
3. Составление задач, основанных на теоретическом материале | февраль-март 2017 | учитель математики
Чухарева Т.В. |
Задачи по геометрии краеведческой направленности |
4. Оформление дидактического материала по геометрии | март 2017 | учитель математики
Чухарева Т.В., учитель математики и информатики Безуспарец Е.Н. учитель биологии и географии Вострокнутова И.В. |
Карточки с задачами по геометрии краеведческой направленности |
5. Внедрение проекта в учебный процесс. | апрель 2017 | учитель математики
Чухарева Т.В., учитель математики и информатики Безуспарец Е.Н. |
Решение задач на уроках, школьный этап олимпиады по геометрии |
6. Привлечение учащихся к составлению подобных задач | май- ноябрь
2017 |
учитель математики
Чухарева Т.В., учитель математики и информатики Безуспарец Е.Н. |
Составление задач учащимися по геометрии краеведческойнаправленностисвоего региона |
7. Проведениеконференции «Мой город в задачах» | декабрь 2017 | учитель математики
Чухарева Т.В., учитель математики и информатики Безуспарец Е.Н. учитель биологии и географии Вострокнутова И.В. |
Защита проектов учащихся |
8. Представление опыта работы над проектом | январь- июнь 2018 | учитель математики
Чухарева Т.В., учитель математики и информатики Безуспарец Е.Н. учитель биологии и географии Вострокнутова И.В. |
Выступление учителей МКОУ В(С)Ш № 8 на методических объединениях Октябрьского района |
9. Распространение опыта | январь- июнь 2018 | учитель математики
Чухарева Т.В., учитель математики и информатики Безуспарец Е.Н. учитель биологии и географии Вострокнутова И.В. |
Публикация на сайте МКОУ В(С)Ш № 8 и на сайтах учителей |
III этап – итоговый (заключительный). | |||
1. Подборка диагностического инструментария. | ноябрь 2018 | учитель математики
Чухарева Т.В. учитель математики и информатики Безуспарец Е.Н. учитель биологии и географии Вострокнутова И.В. |
Анкета
Подготовка срезовых контрольных работ по геометрии |
2. Проведение диагностики | декабрь 2018 | учитель математики
Чухарева Т.В. учитель математики и информатики Безуспарец Е.Н. |
Результаты срезовых работ, анкеты |
3. Количество осужденных, заинтересованных в участии в проекте | январь 2018 | учитель математики
Чухарева Т.В. |
Диаграмма |
8. Прогнозируемые конечные результаты деятельности
Развитие УУД:
- коммуникативных (учет позиции других людей,умение слушать и вступать в диалог; выстраивать совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, высказывать и обосновывать свою точку зрения);
- личностных (формирование личностной рефлексии, направленной на осознание своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний, и оценивание уровня сформированности, становление гражданско-патриотической позиции участников проекта);
- регулятивных (предвосхищение результата и уровня усвоения, коррекция, оценка, саморегуляция);
- познавательных(самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы).
Предметные результаты: глубокое и прочное усвоение учащимися математической теории по геометрии.
9. Практическая значимость результатов
Авторыпроекта, учителя математики Чухарева Т.В. и Безуспарец Е.Н., успешно применяет его на уроках в нашей школе. Имеющийся опыт показал, что учащиеся школ при ИК с увлечениемрешают подобного рода задачи и с интересом составляют подобные, используя Дубль-ГИС и знания о традициях и истории своего города (Новокузнецк, Томск, Омск, Тюмень) (приложение № 5
Осужденные активно участвовали в создании и реализации проекта, делились составленными задачами со своими детьми, результаты своей деятельности представили на конференции, которая состоялась 7 декабря 2017 года в клубе ФКУ ИК-9 (приложение № 7).
Проект «125 задач к юбилею города» оказался универсальным инструментом для повышения мотивации к обучению.
10. Критерии и показатели эффективности реализации проекта
Диагностика показывает положительную динамику: наблюдается, хотя и незначительное, улучшение памяти, внимания, мышления (приложение № 2).
В ходе проведения мониторинга происходит отслеживание результативности работы данного проекта при помощи следующих методик: проведение срезовых работ по геометрии, анкетирование, интервьюирование, метод наблюдения(приложение № 6).
Метод наблюдения дает возможность педагогам изучить увидеть повышенный интерес обучающихся при решении данных задач.
11. Ресурсы (бюджет проекта)
Наименование | Всего
количество (шт.) |
Требуемые средства, (руб.) | Имеющиеся средства, (руб.) |
Оборудование | |||
Доска | 1 | б/у бесплатно | б/у бесплатно |
Мел | 1 | 1 рубль | 1 рубль |
Редакционно-издательская деятельность | |||
Бумага | От 5 до 7 листов | 25 рублей | 25 рублей |
Шариковая ручка | 1 | 10 рублей | 10 рублей |
Итого | 36 рублей | 36 рублей |
12. Функционал участников проекта
Мероприятия | Кто выполняет |
Подборка диагностического инструментария. Проведение диагностики. | Безуспарец Е.Н., Вострокнутова И.В. |
Анализ состояния образовательного процесса, выявление затруднений, определение проблем. | Чухарева Т.В. |
Изучение специальной литературы и нормативно-правовой базы. | Чухарева Т.В., Безуспарец Е.Н., Вострокнутова И.В. |
Подбор фрагментов карты Дубль-ГИС и информационного материала для составления задач | Вострокнутова И.В. |
Составление задач, основанных на теоретическом материале | Чухарева Т.В. |
Внедрение проекта в учебный процесс. | Чухарева Т.В.
Безуспарец Е.Н. |
Привлечение учащихся к составлению подобных задач | Чухарева Т.В.
Безуспарец Е.Н. |
13. Перечень источников
- Атанасян Л.С. Геометрия. 7—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. — 20-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 384 с.
- Вяземский Е.Е. Концепция гражданского образования и воспитания в общеобразовательные учреждения / Е.Е. Вяземский, И.В. Следзевский А.Д. Саватеев — 2010. № 4.
- Гаврилова, Н.Ф. Универсальные поурочные разработки по геометрии/ Н.Ф.Гаврилова – 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ВАКО,2006 – 304с. – (в помощь школьному учителю).
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010- 2015 годы». – М., 2010.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 годы». – М., 2016.
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273-ФЗ;
- История Новосибирской области (История России через историю регионов). Учебное пособие/науч. ред. В.И. Молодин. — М.: ООО «Интеграция: Образование и Наука», 2017. — 382с.: илл., карты
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – М.: Эксмо; 2014.
- Леванова Е.А. Основные направления деятельности государственных институтов по патриотическому воспитанию граждан: теория и практика. Методическое пособие. Е.А. Леванова, С.Б. Серякова, Т.В.Пушкарева, Е.В.Лисецкая – М.,2011.
- Новосибирский арсенал 1941-1945гг., гл. редактор В.Н. Шумилов – Новосибирское книжное издательство, 2005 -400с.
Интернет-ресурсы:
- Адрес Победы: эвакуированный завод с женским именем[Электронный ресурс]
- История названий улиц Новосибирска[Электронный ресурс]
- Топономия улиц Новосибирска — [Электронный ресурс]
- Новосибирск самый самый — [Электронный ресурс]
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025
года» от 04 октября 2000 года № 751. — [Электронный ресурс]- Заглавие с экрана.
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (утверждена Указом Президента РФ 01.06.2012 № 761. — [Электронный ресурс]
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р);
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-р, от 15.05.2013 №792-р).
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493).[Электронный ресурс]
14. Приложения
Приложение № 1
НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Прямая и отрезок
Историческая справка
На карте Дубль-ГИС НСК изображена одна из центральных улиц Новосибирска (Вокзальная магистраль). Это самая широкая улица города (ширина – 24,5 метра). Пролегает от железнодорожного вокзала Новосибирск-главный до пересечения улицы Советской. Цифрами на карте обозначены объекты: 1- бизнес-центр, 2- ЦУМ, 3 – остановка «ЦУМ», 4 – точка пересечения Вокзальной магистрали с проспектом Димитрова, 5 – торговый павильон на площади Гарина Михайловского.
Работа по карте:
- Опишите взаимное расположение точек 1,2,3,4,5 и прямой АВ, используя символы
- Найдите точки, не лежащие на улице Вокзальная магистраль.
- Через точки 1,2,3,4,5 проведите три прямые так, чтобы каждые две из них
пересекались. Обозначьте все точки пересечения этих прямых. Сколько получилось точек? Рассмотрите все возможные случаи.
- Определите, принадлежит ли торговый павильон на площади Гарина Михайловского прямой, на которой расположена улица Вокзальная магистраль.
- Какие точки принадлежат прямой АВ, какие точки не принадлежат прямой АВ;
- Обозначь на карте точки 6,7,8,9 (в произвольном порядке) и задай вопрос товарищу принадлежат или не принадлежат эти точи Вокзальной магистрали.
Луч и угол
Историческая справка
Пло́щадьКали́нина — площадь в Заельцовском районе Новосибирска, находящаяся на пересечении улицКрасный проспект и Дуси Ковальчук — двух структурообразующих магистралей, определяющих планировку Заельцовского района. Также к площади примыкает улица Перевозчикова. Названа в честь одного из лидеров партии большевиков, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Калинина. Площадь архитектурно оформлена в 1965–1969 годах. Имеет форму круга диаметром свыше двухсот метров, заключённого в правильный шестиугольник, образованный одинаковыми семиэтажными жилыми домами (архитектор К. Е. Осипов).
Практические задания
Задание 1
Работа по карте:
- Назови все лучи, которые ты видишь на фрагменте карты Дубль Гис.
- Сколько неразвернутых углов образуется при пересечении двух прямых (улицы Красный проспект и улицы Дуси Ковальчук).
- Лежат ли строения под номерами 179, 179/1 внутри угла СОВ.
- Назови все смежные углы, которые образуются при пересечении улицы Красный проспект и улицы Дуси Ковальчук.
- Какие из лучей делят, изображенных на карте, делят угол АОВ на два угла.
- Проведите, самостоятельно, два луча внутри любого угла и спроси у товарища, названия вновь образованных углов.
Историческая справка
Улица Ленина ранее состояла из двух улиц, Кузнецкой и Михайловской, и в 1935 году Кузнецкая была переименована в проспект Сталина, а Михайловская ещё тогда была переименована в улицу Ленина. С 1961 года улица полностью стала носить это название.
Улица Ленина пролегает от Площади Ленина до улиц Дмитрия Шамшурина и Железнодорожной, и её протяжённость составляет около 2 км 420 м.
Задание 2
Работа по карте:
При пересечении Вокзальной магистрали с улицей Ленина образуются углы с вершиной О.
- Два луча принадлежат одной улице. Назовите эти лучи и какой угол они образуют: острый, тупой, прямой, развёрнутый. Выберите правильный ответ.
- Луч ОВ делит угол АОС на два угла. Назовите эти углы.
- Назовите точки, которые:
— лежат внутри угла АОВ;
— лежат внутри угла ВОС;
— лежат внутри угла АОС;
— лежат вне угла ВОС;
— лежат вне угла АОВ;
— лежат на сторонахугла ВОС;
— лежат на сторонах угла АОВ;
— лежат на сторонах угла АОС.
- С помощью транспортира измерьте углы и запишите результаты
измерений.
- Проведи дополнительный луч внутри угла АОВ и предложи товарищу
измерить полученные углы.
Историческая справка
В Кировском районе улица Мира начинается у площади Сибиряков-Гвардейцев, в месте пересечения с улицей Сибиряков-Гвардейцев, затем она пересекает улицу Горбаня, а также ряд внутриквартальных улиц и проездов и идёт вплоть до крупной улицы Ватутина, которая названа в честь Н. Ф. Ватутина (1901—1944) — генерала армии, Героя Советского Союза, командовавшего войсками Воронежского фронта в годы Великой отечественной войны.
Задание 3
Работа по карте:
При пересечении улицы Ватутина с улицей Мира образуются углы с вершиной О.
- Две улицы города Новосибирска принадлежат одной прямой. Назовите эти улицы и какой угол они образуют: острый, тупой, прямой, развёрнутый. Выберите правильный ответ.
- Луч ОС делит угол ВОР на два угла. Назовите эти углы.
- Назовите точки, которые:
— лежат внутри угла СОВ;
— лежат внутри угла РОС;
— лежат внутри угла ВОР;
— лежат вне угла РОС;
— лежат вне угла СОВ;
— лежат на сторонах угла РОС;
— лежат на сторонах угла ВОР;
— лежат на сторонах угла ВОС.
- С помощью транспортира измерьте углы и запишите результаты
измерений.
- Проведи дополнительный луч так, чтобы образовались вертикальные углы
и предложи товарищу измерить образовавшиеся углы.
Тема: измерение отрезков
Историческая справка
В Центральном районе улица Гоголя, получившая современное название в честь известного писателя, существует с 1933 года. Она начинается от улицы Красноармейской и заканчивается пересечением с улицей А. Радищева.До 1981 года по улице ходили трамваи, а потом началось грандиозное строительство Новосибирского метрополитена. Здесь находятся станции метро Сибирская и имени Покрышкина А.И.
Задача1
Работа по карте:
Улицу Гоголя от Красного проспекта до улицы Семьи Шамшиных пересекают 2 улицы: улица Мичурина и улица Каменская, разделяя улицу Гоголя на три отрезка. Найдите расстояние каждого отрезка, если известно, что отрезок АВ равен отрезку ВС, а сумма длин этих отрезков равна 500 м. Длина АDравна 765 м.
Историческая справка
В самом начале Красного проспекта находится автовокзал. Первый автовокзал Новосибирск был построен в 1964 году и ни разу не реконструировался. В настоящее время автовокзал города Новосибирска находится на реконструкции. Всего же автовокзал Новосибирска будет состоять из 3 корпусов. В центральном расположится собственно автовокзал, площадь которого будет увеличена более чем в полтора раза, а сбоку еще два здания.
Пло́щадь Свердло́ва — площадь в Центральном районе Новосибирска. Названа в честь одного из лидеров партии большевиков, председателя ВЦИК Якова Свердлова. С 1936 года по 1938 год носила имя Роберта Эйхе.
Новосибирский кинотеатр им. Маяковского — один из самых больших кинотеатров в Зауралье и российской Азии, и он по праву является первым по размерам кинотеатром в Новосибирске.
Дом Ленина — здание, расположенное в Центральном районе Новосибирска на Красном проспекте (дом № 32). Дом задней стороной выходит на Сквер Героев Революции, фасадом — на Первомайский сквер. Здание построено в память первого руководителя Советского государства Владимира Ленина в 1925 году.
С 1985 года, здесь располагается Новосибирская государственная филармония.
Задача2
Работа по карте:
На карте отмечены остановки Автовокзал (А), Площадь Свердлова (В), Кинотеатр Маяковского (С), Дом Ленина (D).
- Определите по карте, как расположены улицы Октябрьская и Коммунистическая по отношению к улице Красный проспект.
- Определите по карте, как расположена улица Серебрениковского по отношению к улице Красный проспект.
- Какой угол образовался при пересечении Октябрьской магистрали и Улица Красный проспект. Измерь градусную меру этого угла, результат запиши в тетрадь.
- Найди длинны отрезков DC, CB, BA. Сравни их длинны и результат сравнения запиши с помощью знаков ˃ ˂ =.
Тема: измерение углов
Историческая справка
В 1965 году, в связи с 20-летием Победы, шесть улиц Новосибирска были переименованы в честь героев войны. В Кировском районе помимо улицы Сибиряков-Гвардейцев появилась улица Аникина, названная именем героя, сражавшегося в Сибирской добровольческой дивизии — Михаила Аникина.
Задача
Работа по карте:
Улица Аникина пересекается с улицей Мира под углом 900, а улица Советское шоссе под углом 450. Найдите угол АОD. Укажите острый, тупой, развернутый и прямые углы.
Историческая справка
История Центрального района – это и история Новосибирска начала века. Район занимает небольшую территорию в центре города, ограниченную на севере зоной Сибирской железнодорожной магистрали, на юге — улицам Селезнёва и Советской.
Улицы Гоголя, Фрунзе, Семьи Шамшиных и Красный Проспект пересекаясь образуют геометрическую фигуру.
Практические задания
Задание
Работа по карте:
Определите по карте, как расположены улицы на карте Дубль Гис по отношению друг к другу:
а) Мичурина и Каменская;
б) Крылова и Семьи Шамшиных;
в) Каменская и Державина;
г) Красный проспект и Гоголя;
д) Крылова и Державина;
е) Фрунзе и Каменская.
ж) спроси у друга, какие улицы расположены перпендикулярно, а какие параллельно.
СМЕЖНЫЕ И ВЕРТИКАЛЬНЫЕ УГЛЫ
Историческая справка
Улица Котовского — улица в левобережной части Новосибирска. Начинается улица с пересечения с улицей Блюхера, а заканчивается на пересечении с улицами Петропавловская и Плахотного.
Названа улица в память о советском военном и политическом деятеле Григории Ивановиче Котовском (1881—1925).
Задание 1
На фрагменте карты Дубль Гис укажите:
- Какие углы являются вертикальными, а какие смежными;
- Какие из углов являются острыми, а какие тупыми
- Измерь градусную меру каждого угла.
- Проверь градусную меру смежных углов.
Историческая справка
Проспе́кт Дими́трова (до 1935 года — Миха́йловский лог) — улица в Железнодорожном районе Новосибирска. Начинается от тоннеля, проходящего под линией Западно-Сибирской железной дороги, соединяющего проспект и створ Димитровского моста, далее пересекает улицу Ленина, Вокзальную магистраль и заканчивается, примыкая к площади Кондратюка.
Задание 2
На фрагменте карты Дубль Гис попроси товарища указать:
- Какие углы являются вертикальными, а какие смежными;
- Какие из углов являются острыми, а какие тупыми
- Измерь градусную меру каждого угла.
- Попроси товарища проверить градусную меру смежных углов.
Историческая справка
85 лет назад (в 1933) Новосибирск посетил нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе.
В Новосибирске товарищ Серго пробыл всего один день, но его советы, замечания, указания, как уверяли современники, во многом помогли строящимся предприятиям.
В честь его была названа улица.
Задание 3
На фрагменте карты Дубль Гис укажите:
- Какие углы являются вертикальными, а какие смежными;
- Какие из углов являются острыми, а какие тупыми
- Измерь градусную меру каждого угла.
- Проверь градусную меру смежных углов.
Историческая справка
Улица Ду́си Ковальчу́к (до 1924 года — Покро́вская у́лица) — улица Заельцовского района Новосибирска, одна из старейших улиц города. Расположена параллельно речке 1-я Ельцовка. Является одной из крупнейших транспортных магистралей Новосибирска. В центре улицы находится Площадь Калинина — один из самых загруженных участков Новосибирска.
Улица Дуси Ковальчук является продолжением улицы Владимировской и заканчивается переходом в улицу Богдана Хмельницкого, её протяжённость составляет около 4 км 300 м.
Улица названа в честь Евдокии Борисовны Ковальчук (1881—1919), участницы большевистского подполья в Новониколаевске.
Задание 4
На фрагменте карты Дубль Гис попроси товарища указать:
- Какие углы являются вертикальными, а какие смежными;
- Какие из углов являются острыми, а какие тупыми
- Измерь градусную меру каждого угла.
- Попроси товарища проверить градусную меру смежных углов.
Историческая справка
Улица Кропоткина названа в честь талантливого человека, русского революционера, географа и геолога Петра Алексеевича Кропоткина. Пётр Алексеевич происходит из древнего княжеского рода. Родился он в Москве (кстати, в Москве тоже есть улица Кропоткинская), окончил пажеский корпус, служил в Сибири в казачьих частях. Кропоткин был очень одарённым человеком. Как учёный он совершил много открытий в геологии и географии, особенно Петра Алексеевича интересовала природа Восточной Сибири. А ещё он был революционером-анархистом и даже сидел в Петропавловской крепости, но потом бежал оттуда и уехал за границу. Там он провёл долгих 40 лет, но в 1917 году вернулся в Россию. Сам Александр Керенский предлагал Кропоткину войти в состав Временного правительства, но Пётр Алексеевич отказался. Большевики тоже потом предлагали ему помощь, но Кропоткин был гордым человеком и тоже отказался от помощи. В 1921 году после тяжёлой болезни он умер. Вот в честь какого образованного, талантливого, активного человека названа одна из улиц нашего города.
Задание (работа в паре)
Задание 1
На фрагменте карты Дубль Гис укажите:
- Какие углы являются вертикальными, а какие смежными;
- Какие из углов являются острыми, а какие тупыми
- Измерь градусную меру каждого угла.
- Сложите градусную меру смежный углов и сделайте вывод.
- Сравните вертикальные углы и сделайте вывод.
Историческая справка
Проспект имени Дзержинского. Если заглянуть в прошлое, то можно узнать, что улица получила свое имя в честь революционера, советского государственного деятеля Феликса Эдмундовича Дзержинского.
Проспе́кт Дзержи́нского — главная транспортная магистраль Дзержинского района Новосибирска. Протяжённость — около 5,7 км. Проспект начинается от улицы Селезнёва, далее — в северо-восточном направлении — образует круговой перекрёсток с улицей Кошурникова, затем пересекает улицы Красина, Шекспира, Королёва, Волочаевскую, Ползунова.
Задание 2
На фрагменте карты Дубль Гис укажите:
- Измерь градусную меру каждого угла.
- Сложите градусную меру смежный углов и сделайте вывод.
- Сравните вертикальные углы и сделайте вывод.
Задача для самопроверки
Историческая справка
Проспект Героев революции одна из длинных и значимых улиц в Первомайском районе. Проспект назван в честь 104 зверски замученных земляков большевиков, которые в 1920 году, боролись против Колчака. Их тела захоронены в братской могиле в городском сквере Героев революции. На месте проспекта когда-то рос густой смешанный лес, который частично сохранился в наших парках. Проспект Героев Революции до самого конца 50-х годов был улицей Кагановича. Начиналась она от сада им.Калинина, расположенного рядом с р. Иней и в 1954 г. ставшего детским парком.
В Первомайском районе Новосибирска протянулась улица, названная в честь не менее легендарного человека — Роберта Индриковича Эйхе. Во все, что на ней располагается,- в крупнейшую сортировочную станцию, в железнодорожную магистраль, в линию Сокур — Инская, в мост через Иню,- вложен труд профессионального революционера.
Задача для самопроверки
Улица Героев революции пересекается с улицей Физкультурная под углом 900, улица Первомайская пересекается с улицей Физкультурная под углом 900, улица Героев революции пересекается с улицей Эйхо под углом больше 900 но меньше 1800, улица Первомайская пересекается с улицей Эйхо под углом больше 00 но меньше 900.
Задания:
- Назовите, какие из углов являются прямыми, тупыми, острыми.
- Назовите перпендикулярные и параллельные прямые.
- Как улица Маяковского расположена по отношению к улицам Героев Революции и улице Первомайская.
- Как улица Физкультурная расположена по отношению к улицам Героев Революции и Первомайская.
- Рассмотри, что две прямые (улица Героев Революции и улица Первомайская), перпендикулярные третьей (улица Физкультурная)
не пересекаются и докажи данное утверждение.
- Обозначьте все углы цифрами, которые образовались при пересечении улиц Героев Революции, Первомайская и Физкультурная.
- Найди на карте вертикальные углы обозначенные с помощью цифр.
- Найди на карте смежные углы обозначенные с помощью цифр.
- Измерь градусную меру всех углов. По результатам измерения сделай вывод, какие углы являются смежными, а какие вертикальными.
- Угол ABC является смежным углом. Как найти градусную меру угла смежного с углом ABC, если известна градусная мера угла ABC.
Дополнительные задачи
Историческая справка
В Ленинском районе Новосибирска проложена удивительная улица Планировочная, которая частично сама себе параллельна, а частично перпендикулярна и образует перекресток сама с собой. Этот курьез возник в результате строительства Горского жилмассива: улица свернула под прямым углом, чтобы стать проездом через жилмассив.
Задание
Начертите в тетради схему данной улицы и обозначьте буквами (буквы принадлежат улице Планировочная) отрезки так, чтобы получившиеся отрезки были:
- Параллельны;
- Перпендикулярны;
- Образовали угол 900.
Историческая справка
Улица Танкистов в Новосибирске перпендикулярна и параллельна сама себе. Протяжённость улицы с юга на север составляет 1,6 километра, с запада на восток — 1,6 км.
Задание
- Начертите в тетради данную улицу, обозначьте буквами отрезки (концы отрезков принадлежат улицам Танкистов и Титова) и укажите параллельные и перпендикулярные отрезки, которые образовались.
- Объясни, почему две прямые, перпендикулярные к третьей, не пересекаются (в доказательстве используй наименование улиц).
- Найдите площадь прямоугольника, образованного улицами Танковая и Титова.
Историческая справка
Всего в Новосибирске 1225 улиц, но Красный проспект признан книгой рекордов Гиннеса, как самая длинная в мире прямая улица в черте города. Поскольку длина проспекта — более 6 километров, вдоль него расположено четыре станции метро.
Станции метро: площадь Ленина, Красный проспект, Гагаринская и Заельцовская, принадлежат самой длинной, прямой улице мира.
Станция метро Красный проспект лежит между станциями метро Площадь Ленина и Станция метро Гагаринская. Станция метро Гагаринская лежит между станциями метро Заельцовская и Красный проспект.
Задача
Найдите расстояние между станциями метро Площадь Ленина и Красный проспект, если расстояние между станциями метро Площадь Ленина и Заельцовская 3,32 км, а расстояние между станциями Красный проспект и Заельцовская 2 км. Ответ выразите в метрах.
Историческая справка
Станция метро Красный Проспект находится в эксплуатации с 1985 года. Располагается в центральном районе под главной магистралью города, благодаря чему и получила своё название.
Новосибирский Муниципальный банк учрежден 12 апреля 1994 года. Банк является универсальным финансовым институтом регионального значения, предоставляет широкий комплекс современных высокотехнологичных банковских продуктов и услуг, востребованных предприятиями, организациями и жителями г.Новосибирска и Новосибирской области.
Площадь Ленина — центральная площадь города Новосибирска. Расположена на Красном проспекте. Нынешняя Площадь Ленина довольно часто переименовывалась. На месте площади Ленина до революции находилась Новая Базарная площадь. В 1920 году она была переименована в Красную площадь. К завершению Гражданской войны в России площадь была переименована в Площадь жертв революции и носила это название с 1922 по 1924 год. В 1924 году после смерти В.И. Ленина площадь назвали в его честь. С 1935 по 1961 год главная площадь Новосибирска носила имя И.В.Сталина, но после кампании по десталинизации в 1961 году площади возвратили имя Ленина.
Задание
Составь задачу по фрагменту карты и предложи решить её товарищу (можно выполнить дополнительное построение). Решение зафиксируйте в тетрадях.
Историческая справка
Октябрьская магистраль названа так потому, что ведет из Октябрьского района в центр. Направление Октябрьской магистрали, которая была открыта в 1983 г., было определено генеральным планом Новосибирска, составленным в 1927г. архитектором Б. А. Коршуновым. При её прокладке была снесена часть квартала, ограниченного Красным проспектом и улицами Горького, Чаплыгина и Серебренниковской.
Задача 1
Октябрьская магистраль пересекает Красный проспект под углом в два раза меньше угла 900. Найдите градусную меру угла, образованного при пересечении Октябрьской магистрали и Красного проспекта.
Задача 2
Улица Октябрьская перпендикулярна улице Красный проспект. Какая фигура образовалась при пересечении улицы Октябрьская, улицы Красный проспект и Октябрьской магистрали?
Задача 3
В образовавшемся треугольнике, два угла равны. Обозначьте эти углы и найдите их градусную меру. Ответ обоснуйте.
Задача 4
Найдите длину отрезка АС, если длина отрезка ВС равна 250 м. Ответ обоснуйте.
Историческая справка
Октябрьская станция – это станция Ленинской линии, находится она между станциями метрополитена Речной вокзал и Площадь Ленина. Открыта была станция 28 декабря 1985 года. Возле неё располагается государственная публичная научно-техническая библиотека, университет, колледж, Японский культурный центр. Во время строительства станции Октябрьская были обнаружены останки мамонта.
Госуда́рственная публи́чная нау́чно-техни́ческая библиоте́ка Сиби́рского отделе́ния Росси́йской акаде́мии нау́к (ГПНТБ СО РАН) — крупнейшая библиотека в России за Уралом, государственный универсальный депозитарий Сибири, информационный центр федерального значения.
Задача 5
На фрагменте карты расстояние между станцией метро Октябрьская и остановкой Октябрьский универмаг приблизительно 1 километр, а расстояние между станцией метро Октябрьское и ГПНТБ в 1,5 раза больше, чем расстояние между остановками ГПНТБ и Октябрьский универмаг. Найдите расстояние: а) между станциями метро Октябрьская и ГПНТБ; б) между ГПНТБ и остановкой Октябрьский универмаг.
Историческая справка
В Калининском районе есть улица Светлановская, которая проходит параллельно реке 2-я Ельцовка. Она названа в честь предприятия, которое было у нас временным. История электровакуумного завода «Светлана», который в 1941 году эвакуировали из Ленинграда в Новосибирск, началась ещё в 19 веке. Название предприятия — это аббревиатура СВЕТовые ЛАмпы НАкаливания. Но полноценно под женским именем завод заработал с 1920 года.
Во время войны завод эвакуировали в Новосибирск. В сибирский город вместе с семьями переехали около 500 сотрудников. В Новосибирске завод разместили в зданиях сельскохозяйственного института и студенческого общежития. Первоначально там производили боеприпасы, но когда в начале 1942 года по Дороге жизни из блокадного Ленинграда вывезли дополнительное оборудование, завод приступил к выпуску приёмно-усилительных ламп. А на ленинградских производственных площадях был организован выпуск боеприпасов.
Задачи
- В Заельцовском районе улица Светлановская перпендикулярна улице Анодной, а улица Северная пересекается с улицей Светлановская под углом в два раза меньше угла, под которым пересекаются улица Северная и улица Анодная.
- Определите вид полученной фигуры. Ответ обоснуйте.
- Назовите точки, которые принадлежат улице Светлановская.
- Назовите точки, которые принадлежат улице Анодная.
- Назовите точки, которые принадлежат улице Северная.
- Определи по фрагменту карты, строения под какими номерами лежат внутри угла АВС.
- Определи по фрагменту карты, строения под какими номерами лежат внутри угла ВСА.
- Определи по фрагменту карты, строения под какими номерами лежат внутри угла САВ.
- На фрагменте карты определи вертикальные углы и выпиши строения, которые принадлежат вертикальным углам.
- На фрагменте карты определи смежные углы и выпиши строения, которые принадлежат смежным углам.
Историческая справка
Площадь Ка́рла Ма́ркса — площадь в Ленинском районе Новосибирска. Площадь Маркса — это очень интересное место Новосибирска. Исторически сложилось его название — «Башня», из-за трехэтажного здания водонапорной башни, в которой сейчас находится телекомпания «НТН-4».
Площадь образуется пересечением улиц Ватутина, Блюхера, Новогодней и Покрышкина. К площади примыкают проспект Карла Маркса и две улицы — Сибиряков-Гвардейцев и Титова. Площадь Маркса является главной площадью и «центром» новосибирского левобережья.
Задачи
- Найди все знакомые тебе геометрические фигуры и запиши их обозначения с помощью букв.
- Назови, какие точки принадлежат улице Немировича-Данченко.
- Назови, какие точки принадлежат улице Станиславского.
- Назови, какие точки принадлежат улице Ватутина.
- Назови, какие точки не принадлежат улице Титова.
- Назови, какие точки не принадлежат улице Троллейная.
- Обозначь цифрами углы, которые образовались при пересечении улиц Ватутина и Котовского. Найди равные, ответ обоснуй.
- Найди градусную меру всех углов, образованных при пересечении улиц Титова и Станиславского. Сделай вывод о расположении этих улиц.
- Точка О является серединой отрезка LN.LN║ NP и MP ║ LN. Рассмотрите фигуры MLO и PNO. Сделайте вывод и зафиксируйте его в тетради.
- Угол MOP – прямой. Найдите градусную меру углов смежных с углом MOP.
Историческая справка
Улица 1905 го́да (до 1930 года — Переселенческая) — улица, расположенная в Железнодорожном районе Новосибирска. Своё начало берёт от улицы Дмитрия Шамшурина и заканчивается, примыкая к улице Советской. Пересекается с улицами Ленина, Салтыкова-Щедрина, Нарымской.Также с чётной стороны к ней перпендикулярно примыкают Омская и Красноярская улицы, а с нечётной улица Ленская.Улица 1905 года названа в честь 25-летия первой русской революции.
Улица Челю́скинцев(до 1934 года — Межениновская) — улица в Железнодорожном районе Новосибирска.
104 участника экспедиции во главе с академиком Отто Шмидтом на ледокольном пароходе «Челюскин» провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы 1934 года после того, как их корабль был раздавлен льдами. Челюскинцы были эвакуированы авиацией. Участников экспедиции и их спасителей встречали как героев и во многих городах Советского союза увековечили их имена. Новосибирская улица Межениновская стала улицей Челюскинцев.
Проспе́кт Дими́трова (до 1935 года — Миха́йловский лог) —назван в честь Георгия Михайловича Димитрова, болгарского коммунистического деятеля.
Задачи
На фрагменте карты Дубль Гис:
- Найди все геометрические фигуры.
- Найди все вертикальные углы.
- Найди все смежные углы.
- Определи, есть ли на данном фрагменте, смежные и вертикальные углы, градусные меры которых равны.
- Придумай задачу по рисунку (можно выполнить дополнительное построение) и предложи решить её товарищу.
Историческая справка
Вое́нная улица — улица в Центральном и Октябрьском районах Новосибирска. Начинается от перекрёстка улиц Орджоникидзе и Семьи Шамшиных, затем пересекает Каменскую магистраль и заканчивается, соединяясь с Покатной улицей. В 1909—1913 годы на территории между улицами Военной, Воинской, Тополёвой и Бориса Богаткова был построен военный городок.
Одно из давних исторических мест в Новосибирске – улица Семьи Шамшиных. Свое нынешнее название улица Семьи Шамшиных получила в 1935 году, после переименования из улицы Логовская. Свое название улица получила в честь семьи Шамшиных, где глава семейства и все сыновья стали революционерами, принимавшими активное участие в революционной деятельности в Сибири.
Ипподром соорудили в Ново-Николаевске в 1912 году. До этого скачки устраивали зимой на обском льду, а летом случались лихие заезды по улицам молодого города на спор, что грозило травмами и возмущением обывателей. Место для ипподрома выбрали на окраине, в так называемой Татарской слободе. С тех пор улицу, на которую восточным торцом выходил ипподром, стали называть Ипподромской. Беговые дорожки шли вдоль улицы Гоголя. На огороженной территории стояли сараи, конюшня и трибуны.
Задания
- В Октябрьском районе улица Военная перпендикулярна улице Ипподромская, а улица Семьи Шамшиных пересекает улицу Ипподромская и улицу Военная под углами, которые имеют одинаковую градусную меру. Найдите градусную меру угла А и угла В.
- Какая фигура образовалась при пересечении данных улиц?
- Найдите градусную меру угла, смежного с углом А.
- Запишите в тетрадь номера строений, которые лежат внутри образовавшейся фигуры.
- Найдите длину отрезка АВ, если известно, что длина отрезка АС равна 590 м.
Историческая справка
УлицаНовогодняя начинается от улицы Сибиряков-Гвардейцев, пересекает улицу Ватутина, Таймырскую, Космическую и заканчивается на распутье Геодезической и Лыщинского и имеет протяженность чуть больше километра. Интересна и история улицы. Оказывается, застройка улицы Новогодней началась в середине 50-х годов от улицы Сибиряков-Гвардейцев. Это место называлось раньше «Больничный городок». В 1961 году возвели единственное здание на перекрестке с улицей Ватутина и присвоили ему номер 39. В нем сейчас располагается стоматологическая поликлиника № 3.
На месте остальной части улицы Новогодней было картофельное поле, при этом названия в то время у нее не было. В момент строительства корпусов НЭТИ осенью люди просто не сумели выкопать картошку. Бульдозеры готовили места для котлованов, поэтому горожанам пришлось собирать то, что осталось. Дома в те времена начинали строить кирпичные, с пустотелыми перегородками из сухой штукатурки. Уже в 1962—63 годах на улице Космической за девять месяцев был возведен первый панельный дом. После освоения такой строительной технологии дома на Новогодней стали строить за четыре-пять месяцев.
По воспоминаниям старожилов, свое название улица Новогодняя получила потому, что один из корпусов НГТУ был введен в эксплуатацию накануне Нового года.
Улица Новогодняя является границей между Ленинским и Кировским районами г. Новосибирска.
Задания:
- Как расположена улица Новогодняя по отношению к проспекту Карла Маркса, если улица Геодезическая образует с проспектом Карла Маркса угол 900 и отрезок ВС равен отрезку AD.
- Какую фигуру образуют данные отрезки, принадлежащие соответствующим улицам?
- Найдите площадь фигуры, если длина ВС составляет 365 м. Результат выразите в квадратных километрах.
- Проведите отрезок АС и рассмотрите получившиеся фигуры. Сделайте вывод. Результатами исследования поделись с товарищем.
Раздел II
Расширяем кругозор
ЗАДАЧА 1
Стокварти́рный дом работников крайисполкома — восьмиэтажное жилое здание в Новосибирске, обращённое на Красный проспект главным фасадом, занимает всю западную часть квартала между улицами Спартака и Сибревкома. Габариты здания: центральной части 11×88 м, крыльев 10х57 м. Найдите площадь поверхности здания.
ЗАДАЧА 2
Всего в Новосибирске 1225 улиц, но Красный проспект признан книгой рекордов Гиннеса, как самая длинная в мире прямая улица в черте города. Ее протяженность составляет почти 7 километров, а точнее 6945 метров. Улица Сибстройпути в Новосибирске, одна из самых коротких в Росии — на ней всего 3 дома, а её длина не превышает 40 метров. Во сколько раз длина Красного проспекта больше Сибстройпути?
ЗАДАЧА 3
До 2015 года самым высоким жилым зданием в городе считали 21-этажный дом на улице Коммунистической 50, построенный в 2003 году компанией «Атон». Его высота — 87, 9 метров. За свой нестандартный (среди серобетонных коробок) внешний вид дом известен как Бэтмэн, Рогатый и Синяя вилка. Рекорд высоты обновился в 2015 году, когда строительная компания «Кварсис» построила новый 25-этажный жилой дом в 10 минутах ходьбы от площади Ленина. Общая высота дома на улице Семьи Шамшиных 20 — 102 метра. И сегодня это самое высокое здание в Новосибирке. По прямой эти дома находятся друг от друга на расстоянии 950 м. Найдите расстояние между их вершинами.
ЗАДАЧА 4
Коммунальный (Октябрьский) мост — мост через реку Обь в Новосибирске, соединяющий Ленинский и Октябрьский районы города состоит из семи пролётов (по 128 м каждый). Открыт 20 октября 1955 года. Протяжённость надводной семипролётной части нового моста составила 840 м. Общая же длина вместе с насыпью на левом берегу и четырёхпролётным правобережным путепроводом — 2,3 км. Ширина моста: 24 м (6 полос). Рассчитайте общую площадь моста.
ЗАДАЧА 5
Бугринский мост — третий по счёту мост через Обь в Новосибирске, соединяющий Кировский и Октябрьский районы. Общая длина моста: 2097,5 м
Димитровский мост — мост через реку Обь в Новосибирске, соединяющий проспект Димитрова на правом берегу и проезд Энергетиков— на левом. Длина проезжей части Димитровского моста — 701 метр.
Изобразите мосты в виде отрезков в масштабе 1:100 и найдите во сколько раз длина Бугринского моста больше длины Димитровского.
ЗАДАЧА 6
Новосибирский метромост — семипролётный крытый метромост через Обь, соединяющий станции «Студенческая» и «Речной вокзал» Ленинской линии Новосибирского метрополитена. Общая длина составляет 2145 м (из неё речная часть — 896 м). Самый длинный крытый метромост в мире. Какую длину составляет его не речная часть.
=======================================================
Раздел III (рекомендуемый)
Решаем задачи вместе с родителями
ЗАДАЧА 1
В 1934 году на строительстве Дворца науки и культуры (ныне театр оперы и балета) завершилось сооружение купола, разработанного московским инженером Б. Ф. Матэри. Лежащий на опорном железобетонном кольце, которое в свою очередь опирается на стоящие по кругу колонны, этот купол был создан как уникальная монолитная железобетонная конструкция диаметром 55,5 метра, с толщиной стенок 8 сантиметров. Рассчитайте длину окружности купола оперного театра.
ЗАДАЧА 2
Бугринский мост — уникальное сооружение сразу по нескольким показателям. Длина арочного пролёта — 380 метров — самая большая в Европе, высота — 70 метров. Свод арки — металлический с вантовым наполнением, и, по словам строителей, технология сборки свода арки путём надвижки по контуру также применена впервые в мире. Найти длину дуги арки.
ЗАДАЧА 3
Площадь Калинина имеет форму круга диаметром свыше двухсот метров, заключённого в правильный шестиугольник, образованный одинаковыми семиэтажными жилыми домами, возведёнными из кирпича в форме упрощённого «неоренессанса». Найдите углы шестиугольника.
Приложение №2
Анализ входной контрольной работы по геометрии
в 7 классе за 2016-2017 учебный год
Писали работу: | Получили оценки: | Средний балл | Качество знаний | Процент обученности | ||||
5 | 4 | 3 | 2 | |||||
Человек | 15 | 0 | 0 | 0 | 15 | |||
Процентов | 100 | 0 | 0 | 0 | 100 | 2 | 0 | 0 |
Вывод: при проведении входной контрольной работы было установлено, что у обучающихся 7 класса отсутствуют теоретические знания по геометрии.
Приложение № 3
Социально-психологическая характеристика учащихся
МКОУ В(С)Ш №8
Показатели особенностей учащихся 2016-2017 года
Приложение № 4
Анкета для обучающихся
1.Знаешь ли ты, год основания города, в котором родился?
«Да» «Нет»
2.Знаешь ли ты историю улицы, на которой ты прописан?
«Да» «Нет»
3.Знаешь ли ты достопримечательности города, в котором проживаешь?
«Да» «Нет»
Вывод: анализ анкеты показал, что у обучающихся отсутствуют сформированные представления об истории своего региона.
Приложение № 5
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) школа №8»
Проект
«Мой родной Новокузнецк в задачах»
Автор проекта:
Козлова Татьяна
Ученица 9 класса
Новосибирск 2018
Цель проекта: повторение и закрепление теоретических знаний по геометрии.
Задачи:
- Подготовить исторический материал по городу Новокузнецку.
- Выбрать фрагменты по карте Дубль ГИС Новокузнецка.
- Составить задачи.
В 2018 году я завершаю обучение по курсу основной школы. Один из обязательных экзаменов – математика. Для того, чтобы лучше подготовиться к выпускным экзаменам, теоретический материал решила повторить в более интересной форме. В 2018 году моему любимому городу исполняется 400 лет.
«Мой родной Новокузнецк в задачах»
2018 год – 400 лет со дня основания города Новокузнецка.
Историческая справка
Улица Кутузова расположена в Центральном и частично в Куйбышевском районе Новокузнецка.
Названа в честь Михаила Илларионовича Кутузова. На протяжении движения меняет направление с движения на восток у парка Гагарина переходит к движению на ЮгоВосток После пересечения с улицей Циолковского вновь меняет направление на восток.
Задача 1
Работа по карте:
Задания:
- Какой угол образовывает улица Кутузова?
- Строения, с какими номерами принадлежат данному углу?
- Выполни дополнительное построение так, чтобы образовались смежные и вертикальные углы. Обозначь их буквами и результат запиши в тетрадь.
Задача 2
Историческая справка
Проспе́кт Кура́ко — одна из центральных улиц в Новокузнецке. Длина — 2,6 км. Проходит от привокзальной площади через реку Абу до НКМК. До 2015 года по улице были проложены трамвайные пути.
Первое название – улица Магистральная. Проспект назван в честь Михаила Константиновича Курако в 1949 году. В память о Курако, на доме № 12 проспекта установлена табличка с текстом: «Проспект назван в честь великого мастера доменного дела М.К. Курако, который жил в Кузнецке 1917 – 1920г.г.». Проспект Курако никогда не был центральной улицей Новокузнецка, однако, ему выпала другая, немаловажная роль. Он представляет собой своеобразную границу, звено, соединяющее два старейших района города: Центральный и Куйбышевский. Если смотреть со стороны вокзала, левая, нечётная сторона, относится к Куйбышевскому району, а правая, чётная – к Центральному.
Работа по карте:
Задания:
- Какие углы образовались при пересечении улиц проспект Курако и Пионерский проспект?
- Найдите градусную меру образовавшихся углов.
- Сложите полученные измерения и сделайте вывод.
Задача 3
Историческая справка
Проспект Металлургов — один из проспектов Новокузнецка. До появления улицы Кирова считалась центральной улицей города.
Проспект Металлургов расположен в Центральном районе Новокузнецка. Его северная часть, удостоенная премии Совета министров РСФСР. Есть трамвайная линия. Троллейбус
До августа 1957 года проспект назывался Молотовским.
Работа по карте:
Задания:
- На фрагменте карты Дубль ГИС Новокузнецк определите, как расположены:
а) улица Кирова и проспект Металлургов;
б) улица Кутузова и проспект Металлургов;
- Найди все геометрические фигуры, которые ты видишь на фрагменте карты.
- Как по отношению к друг другу расположены улицы Воровского и Суворова.
Приложение № 6
Результаты работы над проектом
- Анализ контрольной работы по геометрии в 7 классе за 2016-2017 учебный год.
Писали работу: | Получили оценки: | Средний балл | Качество знаний | Процент обученности | ||||
5 | 4 | 3 | 2 | |||||
Человек | 15 | 0 | 3 | 10 | 2 | |||
Процентов | 100 | 0 | 20 | 67 | 13 | 3 | 20 |
- Анализ входной контрольной работы по геометрии в 8 классе за 2017-2018 учебный год.
Писали работу: | Получили оценки: | Средний балл | Качество знаний | Процент обученности | ||||
5 | 4 | 3 | 2 | |||||
Человек | 15 | 0 | 3 | 9 | 3 | |||
Процентов | 100 | 0 | 20 | 60 | 20 | 3 | 20 |
- Анализ контрольной работы по геометрии в 7 классе за 2016-2017 учебный год.
Писали работу: | Получили оценки: | Средний балл | Качество знаний | Процент обученности | ||||
5 | 4 | 3 | 2 | |||||
Человек | 15 | 1 | 5 | 9 | 0 | |||
Процентов | 100 | 7 | 33 | 60 | 0 | 3.5 | 40 | 76 |
Вывод: анализ контрольных работ по геометрии в 7-8 классах, в период реализации проекта, показал положительную динамику показателей успеваемости обучающихся.
Анкета для обучающихся
- Интересно ли тебе было решать задачи по геометрии краеведческой направленности?
«Да» «Нет»
- Помогли ли тебе данные задачи в усвоении теоретического материала по геометрии?
«Да» «Нет»
- Были ли вы участником составления подобных задач?
«Да» «Нет»
- Хотели бы Вы составить подобного рода задачи со своими детьми?
«Да» «Нет»
Анкета для учителей
- Привлекаете обучающихся к составлению задач?
«Да» «Нет»
- Проявляют обучающиеся на уроках интерес к работе с задачами краеведческой направленности?
«Да» «Нет»
- Повышается уровень знаний предмета после неоднократного использования данного типа задач?
«Да» «Нет»
Интервьюирование обучающихся
- Встречалась ли раннее такая форма работы на уроках?
- Помогают ли Вам задачи развивать интерес к предмету?
- Хотели ли Вы участвовать в работе по составлению задач по своему родному краю?
Интервьюирование учителей
- Удаётся ли с помощью использования данных задач достигнуть поставленных целей?
- Делитесь опытом работы по составлению задач с коллегами?
- Считаете ли Вы задачи краеведческой направленности интересным инструментом в работе на уроке?