Педагогический проект Я и моя семья
Автор: Воспитатель Ольга Гриценко Вадимовна.
Детский сад №1 «Огонёк» Красный Сулин.
Я и моя семья
Файл: проект
Проект « Я и моя семья» (средняя группа)
Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй.
Введение.
Дети, дети, дети … Как бы ни был занят человек, если у него есть дети, значит у него есть и заботы. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша — это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
Актуальность темы связана с тем, что мы, взрослые, должны помочь сформировать первые представления о семье совместно с родителями, как хорошо, когда дети впитывают и получают жизненные впечатления и жизненный опыт вместе с мамой и папой, с их поддержкой, под их присмотром. И это очень важно. Родители – первые воспитатели и учителя ребёнка, но они между тем зачастую даже не представляют, какая это огромная, могучая и действенная сила – их родительская любовь, поэтому их роль в формировании первоначальных представлений о семье огромна, особенно в первые пять лет жизни ребёнка.
Новизна. Особенность моего проекта, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде «Воспитатели-дети-родители», где родители становятся активными участниками единого образовательного пространства дошкольного учреждения.
Проблема. Что происходит в семье? Как правильно воспитывать своего ребёнка? Как научиться уважать личность в ребёнке, даже если этой личности 4, 5 года? Каждый родитель решает данные задачи как умеет, точнее, как не умеет, а в меру собственного жизненного опыта, с помощью бабушек и дедушек, а также круга знакомых и друзей.
В ходе беседы с детьми, выяснилось, что дети не имеют достаточных знаний о членах своей семьи: в наших семьях бабушки и дедушки живут отдельно, не «мешают», а любимые внуки лишены историй, передающихся из поколения в поколение. С помощью данного проекта решено объединить детей и родителей, бабушек и дедушек нашей группы в одну большую и дружную семью.
Вид проекта: долгосрочный, творческий.
Участники: родители, бабушки, дедушки, дети группы, воспитатели.
Цель проекта: В простой и доступной форме дать примеры «малой» педагогической мудрости: любовь и уважение к семье, к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
Задачи:
— развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);
— выявить у детей представлений о родственных отношениях через проблемную ситуацию;
— вызвать интерес к собственному имени, к именам родителей, бабушек и дедушек;
— научить родителей принимать простые решения в сложных и затруднительных ситуациях на примере совместной деятельности «воспитатель-дети-родители»;
— сформировать у родителей представления о разных периодах детства (о возрастных особенностях развития детей) о проблемах родительских будней;
— создать в группе условия, способствующие лучшему общению детей-родителей-родственников.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
— подбор стихотворений о семье, о членах семьи,
— подбор русских народных сказок и рассказов;
— создание альбома с фотографиями по теме: «Моя семья»;
— создание развивающей среды: атрибуты, материалы для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественная литература по теме «Моя семья», подобрать названия выставок детских работ, подготовить материал для продуктивной деятельности;
Аналитический этап.
— беседы с детьми;
— заполнение родителями анкет;
— решение родителями проблемных ситуаций на совместных встречах;
— разработка проекта: донести до участников проекта важность данной темы, составить перспективный план мероприятий.
Предполагаемый результат проекта:
— дети больше узнают о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек;
— малыши узнают о профессиях своих родителей, о предметном окружение, поймут важность соблюдение правил поведения в семье и детском саду;
— узнают тайну своего имени, а также имен родителей, бабушек, дедушек, сестры, брата;
— родители будут интересоваться ходом проекта, высказывать свои предложения и пожелания;
— откликаться на приглашение посещать и организовывать выставки и совместные мероприятия (развлечения, НОД);
— не будут стесняться советоваться с педагогами группы, специалистами;
— будут делиться своим опытом в воспитании малышей на совместных встречах.
Практический этап:
— заучивание наизусть: «Моя семья»(пальчиковая игра);
— артикуляционная гимнастика: «Вкусное варенье», «Блинчики»
— беседы: «Папа, мама, я – наша дружная семья», «Моя бабушка», «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Правила поведения за столом», «Как я помогаю дома?», «Кем работают мои родители?»«Выходной день в моей семье», «Кем работают твои родители?», «Как мы отдыхаем»;
— чтение стихотворения «Посидим в тишине» А. Барто, чтение стихотворений о семье, русских народных сказок, рассказов, пословиц, поговорок о семье;
— театрализация по сказкам: «Дед и репка», «Маша и медведь», «Курочка ряба и золотое яйцо»;
— сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Магазин», «Гараж», «Кафе»;
— аппликация на тему: «Букет для мамы», «Открытка для папы»;
— рисование на тему: «Мамочка – это для тебя»;
— изготовление подарков, открыток бабушкам и дедушкам, папам и мамам, братикам и сестричкам к праздникам и к знаменательным датам: Новый год, восьмое марта, День Защитников отечества, Пасха, день рождения Снеговика день рождения бабушки, рождение братика, день улыбки.
— дидактические игры: «Кем быть?», «Сложи картинку», «Определи возраст», — закончи предложение», «Кто старше?», «Кто младше?», «Назови, как тебя дома ласково называют?».
— папки-передвижки на тему: «Тайна моего имени», «Первая медицинская помощь»;
— консультации: «Что такое генеалогическое древо?», «Особенности игры в 4 года», «Я уже умею», «Игрушки в доме»; «Сколько и каких игрушек нужно для счастья»;
— познавательные тесты для взрослых: «А как поступите Вы», «Какой вы родитель?», «Какой я воспитатель?», «Бабушка и дедушка?», «Помогите разобраться»
— «Игрушки – оригами» — делаем совместно с детьми по схемам (схемы распечатаны для каждой семьи);
— «День открытых дверей»;
— «Сегодня я ваш воспитатель» — самоуправление родителями детской деятельностью совместно с педагогами группы (7 дней с родителями);
— 3 заседания в творческой мастерской «Наши руки не знают скуки»;
— совместные выходные на территории детского сада.
Заключительный этап. Презентационный этап.
В воспитании нет мелочей. В нём всё имеет смысл и приносит свои плоды далёкие по времени и последствиям. Использование проектного метода в работе с детьми и родителями способствует успешному сближению «воспитатель – родители – дети». Знания, полученные в результате проделанной работы, помогли родителям осознать и оценить себя, свои поступки. Дети больше узнали о истории создания своей семьи, своей родословной. Нам удалось возродить семейные праздники и бережное отношение к семейным традициям.
Продукт проектной деятельности:
— альбом «Моя семья»;
— гербы семьи;
— выставка газет «Как мы отдыхали летом»;
— выставки конкурсов «Волшебный сундучок осени», «Парад снеговиков», «Волшебный космос»;
— стенгазеты: «23 февраля», «Милые барышни» к празднику 8 Марта;
— видеофильм «Один выходной день в семье»;
— досуг «Под крышей дома своего»;
— выставка: «Игрушки нашей семьи» — от каждого поколения игрушки или игры;
— выставка любимых книг: «Эти книги читали папе и маме»;
— создание совместно с родителями снежного городка на участке группы;
— семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС», творческая мастерская «Шаг в мир детских игр».
Контрольный этап.
-на пед. совете предоставить информацию о проекте;
-рассказать о результатах, поделиться опытом.
Литература:
1. Барто А. Стихи детям: литературно-художественное издание. – М.: ТД «Эксмо», 2012. – 144с.
2. Большая книга русских сказок. – СПб.: Лениздат, «Ленинград», 2007. – 576с., ил.
3. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия / Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Библиотека Воспитателя).
4. Журнал «Музыкальная Палитра», музыкальное воспитание в детском саду, семье и школе. №4.2012. – 36 с.
5. Журнал «Музыкальное руководство», музыкальное воспитание в детском саду, семье и школе. №3.2011. – 34 с.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2007. – 144с., 24л. вкл.
7. Рукавичка: русская народная сказка. – М.: Проф-Пресс, 2009. – 10с., ил.
8. Семейные и родительские клубы в детском саду. Методические рекомендации / Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека Воспитателя).