Семинар-практикум для родителей Хорошая речь-слаще меда
Автор: воспитатель Коновод Тамара Тимофеевна.
ГБОУ Школа №1375 ДО №6 г. Москва.
Семинар-практикум для родителей «Хорошая речь-слаще меда»
Файл: Семинар
Семинар-практикум «Хорошая речь-слаще меда»
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение волнения и тревоги, и детям и взрослым помогают игры. Предлагаю вам встать в круг и поиграть.
«Подари улыбку другу» Родители и педагоги образуют круг, берутся за руки.
Ведущий поворачивает голову направо, улыбается игроку, стоящему рядом,
Тот в свою очередь улыбается следующему и т.д.
«Найди пару» Родители и педагоги идут по залу со словами: «Я иду, иду, иду. Я иду, иду к тебе. Во время движения каждый участник ловит взгляд кого-либо из игроков и, произнося слова «к тебе»,образует с ним пару.(Игра повторяется 2-3раза).
«Улыбнуться не забудь» Родители образуют два круга — внешний и внутренний. Ведущий предлагает выучить слова песенки. Звучит музыка.
Игроки, образующие внутренний круг, неподвижны, игроки. Образующие внешний круг, идут против часовой стрелки и поют.
Руки ты можешь мне протянуть,
Руки ты можешь мне протянуть:
Правую руку, левую руку.
И улыбнуться мне не забудь.
Игроки внешнего круга останавливаются, поворачиваются к партнерам из внутреннего. Ведущий делает какой-либо знак, участники приветствуют друг друга и меняются местами(стоящие во внешнем круге занимают места во внутреннем).Варианты приветствия: если ведущий покажет палец, игроки кивают; покажет два пальца — обмениваются рукопожатием; три пальца — кладут руки на плечи друг другу; четыре пальца – обнимаются.(Игра повторяется 4-5 раз.).
(Родители рассаживаются за круглым столом.)
Ведущий: Вы знаете, что в настоящее время мы работаем над проектом по нравственно-патриотическому воспитанию.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытать чувство национальной гордости, что называется « пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов, — лучший период для формирования любви к малой родине.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство родины начинается с восхищения тем, что вызывает отклик в душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности будущего патриота.
Фольклор, охватывая в своих многочисленных жанрах все стороны нашей многогранной жизни, является одной из форм общественного сознания. Устной формой народной истории, памятью о жизни ушедших в прошлое предков, своеобразной народной философией. Истинный фольклор всегда направлен на пропаганду добра. Красоты, ориентирован на формирование такой личности, которая направила бы всю свою энергию и волю на защиту своей Родины, мирную жизнь и интернациональную дружбу между народами, победу добра над злом, достижение социальной гармонии.
Детские фольклорные произведения с их веселыми, задорными стихами, словесной игрой, яркой образностью способствуют глубинному овладению богатствами родного языка, развитию речи.
Особое место занимают колыбельные песни. Колыбельная матери — начало начал. Современные мамы поют ли колыбельные песни своим малышам?
Задание: (под песню « Спи, моя радость, усни») На листе бумаги написать несколько строчек колыбельной песни. Прочитать. Три человека приглашаются в центр. Им даны пупсы и текст колыбельной песни. Нужно укачать «малыша».
Впервые соприкасаясь с лиричностью и красотой колыбельной песни, дитя начинает приобщаться к миру прекрасного, реагируя всем своим существом на ласку, любовь, доброту и нежность матери. И в этом смысле можно сказать, что поэтический фольклор для маленьких – школа материнства, неисчерпаемый источник эмоционального и художественного воздействия на ребенка. Исследования показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение , действуют на ребенка успокаивающе. Они несут свет и добро, а в народной педагогике рассматриваются как обереги.
Одним из жанров народного творчества являются уговорушки.
Задание: Когда ваш ребенок капризничает, плачет, выражает протест, как вы решаете данную ситуацию? (ответы родителей).
Представьте такое…Малыш заплакал. Вы вздыхаете: который раз на дню, сто первый? Какой-то день сегодня слёзный, без капризов – ну никак! Эх, доведет – взорвусь! Отшлёпаю.
Постойте, постойте, о чём это Вы? А где ваша мудрость, терпение, такт? Устали? Бывает. Но он-то причём? Что, взяли себя в руки? Прекрасно. Теперь давайте с ним поговорим… А то – и поиграем! Вы готовы?
Прочитайте стихи: а вдруг да попадётся на глаза мирилка или ворчалка, которая ни дать, ни взять – из Вашей ситуации.
( Родителям розданы листы с текстом)
К эффективным средствам воспитания относится всё устное народное творчество: песни – пляски, красота быта, одежда, труд, игры, досуг.
Пословицы- это «цвет народного ума», «это не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра». (В.И. Даль)
В пословице заключена оценка жизни, отражены наблюдения народного ума.
(Родители делятся на группы, им даны пословицы и поговорки)
Задание: продумать и продемонстрировать ситуации, в которой они используют пословицу или поговорку с ребёнком.
Ребёнка надо постоянно побуждать комментировать свои действия. Это закрепляет навыки инициативной речи, совершенствует разговорную речь, обогащает словарь. Давайте проведём словесную игру.
«Объясни слово» На столе лежат карточки с изображением различных предметов (часы, петух, кот, дом и т.д.) Участник игры берёт карточку, составляет описательный рассказ о предмете, не называя его. Остальные игроки должны догадаться, о чём или о ком идёт речь. Затем родители придумывают загадки об этих предметах.
Как «отвлекающий манёвр» с детьми мы, педагоги, используем физминутки с потешками, народные игры – забавы.
Используя в своей речи устное народное творчество, мы можем воспитать достойное поколение, настоящих патриотов.
Рефлексия: ваше мнение по теме семинара.