Методическая разработка Синквей
Автор: воспитатель Попова Елена Владимеровна.
МБДОУ № 133 г. Новокузнецк.
Синквей
Файл: Методическая разработка
Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.
— бедный словарь, дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словочетания.
— непонимание и искажение значения слов, как правило, проявляются в умении отображать из словарного запаса и правильно употреблять в речи слова, наиболее точно выражающие мысль высказывания , в совершенстве поиска номинативных единиц.
— трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.
Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирования ответа.
В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации, актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико- грамматических категорий у дошкольников с ОНР.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.
В настоящее время технолгия составления синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе учителей предметников в школе, как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающие способность обобщать информацию, дающую возможность оценить уровень знаний учащегося. Так как человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн.
Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в старшем дошкольном возрасте объясняется тем, что:
— Новая технология — открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу педагога.
• Использования синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает ее логическую завершенность, обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
• Является диагностическим инструментом, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала.
• Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ(памяти, внимания, мышления).
Правила составления дидактического синквейн
• первая строка- одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
• вторая строка-два слова, прилагательные.
• третья строка-три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
• четвертая строка-фраза, из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
• пятая строка-слова, связанные с первым, отражающие сущность темы(это может быть одно слово).
Например
1.Кукла.
2.Красивая, любимая.
3.Стоит, сидит, улыбается.
4.Моя кукла самая красивая.
5.Игрушка.
1.Машина.
2.Быстрая, мощная.
3.Едет, обгоняет, тормозит.
4.Я люблю кататься.
5.Транспорт.
1.Дождь.
2.Мокрый, холодный.
3.Капает, стучит, льется.
4.Я не люблю дождь.
5.Вода.
1.Заяц.
2.Белый, пушистый.
3.Скачет, прячется, боится.
4.Я жалею зайца.
5.Дикое животное.
Из всех приведенных примеров видно, что для того чтобы правильно составлять синквейн необходимо:
— иметь достаточный словарный запас в рамках темы,
— владеть обобщением,
— понятиями: слово- предмет(живой не живой), слово- действие, слово- признак,
— научится правильно понимать и задавать вопросы,
— согласовывать слова в предложении, — правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.
Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн. Могут быть использованы такие варианты работы как:
— составление краткого рассказа по готовому синквейну(с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
— коррекция и совершенствование готового синквейна;
— анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части(например, дан синквейн без указания темы- без первой строки, необходимо на основе существительных ее определить).
Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса.
Составление синквейна, полезно для выработки способности к анализу. Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практических всех его личностных способностей: интеллектуальные, творческие, образные.
Таким образом, технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной и может успешно применяться в практике.