Рабочая программа по Формированию звукопроизношения
Автор: учитель — логопед Саюкова Альфия Маратовна.
МБДОУ «Волошка» Ноябрьск.
Рабочая программа по «Формированию звукопроизношения» в старшей группе
Рабочая программа по сопровождению образовательного процесса «Формирование звукопроизношения» для детей старшей группы общеразвивающей направленности (с 5 до 6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, посещающих логопункт МБДОУ, составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования и направлена на реализацию содержания образовательной области «Речевое развитие».
Файл: Рабочая программа
СОДЕРЖАНИЕ:
1. | Пояснительная записка … 3 |
2. | Целевые ориентиры и требования к результатам освоения программы по формированию звукопроизношения… 6 |
3. | Тематический план …. 8 |
4. | Содержание работы . 9 |
5. | Способы проверки усвоения обученности содержания по формированию звукопроизношения …. 11 |
6. | Литература и средства обучения … 13 |
7. | Приложения …. 15 |
7.1. | Календарно-тематический план…… 15 |
7.2. | Речевая карта обследования состояния речевой деятельности ребенка
6-го года жизни …. 26 |
СОДЕРЖАНИЕ:
1. | Пояснительная записка … 3 |
2. | Целевые ориентиры и требования к результатам освоения программы по формированию звукопроизношения… 6 |
3. | Тематический план …. 8 |
4. | Содержание работы . 9 |
5. | Способы проверки усвоения обученности содержания по формированию звукопроизношения …. 11 |
6. | Литература и средства обучения … 13 |
7. | Приложения …. 15 |
7.1. | Календарно-тематический план…… 15 |
7.2. | Речевая карта обследования состояния речевой деятельности ребенка
6-го года жизни …. 26 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество детей, имеющих трудности в овладении письмом и чтением, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Предпосылки для успешного обучения чтению и письму формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пяти лет является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) рассматривается нарушение процесса формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с ФФН отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Рабочая программа по сопровождению образовательного процесса «Формирование звукопроизношения» для детей старшей группы общеразвивающей направленности (с 5 до 6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, посещающих логопункт МБДОУ, составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования и направлена на реализацию содержания образовательной области «Речевое развитие».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей в старшей группе», под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной. 4-е изд.- М.: «Просвещение», 2014.
- Цуканова С.П, Бетц Л.Л., Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. – М., 2007.
- Цуканова С.П, Бетц Л.Л., Я учусь говорить и читать. Альбомы 1, 2, 3 для индивидуальной работы. – М., 2007.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. – М., 2000.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М., 1999.
- Агранович З.Е., Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб., 2000.
- Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль, 2002.
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие: с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей»/ (Е.А. Стребелева., Г.А. Мишина, Ю.А.Разенкова и др.); под ред. Е.А. Стребелевой, 4-е изд.-М.: «Просвещение», 2009 г.
Реализация рабочей программы осуществляется в форме групповой работы согласно годовому календарному учебному графику, учебному плану в количестве 34 сопровождений по формированию звукопроизношения в учебный год, по 2 сопровождения в неделю. Продолжительность сопровождения составляет 25 минут.
Сопровождение включает в себя игровые коррекционно-развивающие задания, упражнения и разнообразные игры (словесные, малоподвижные, с наглядным и дидактическим материалом), разгадывание ребусов и кроссвордов.
Сопутствующими формами работы является разнообразная деятельность, способствующая развитию речи и коррекции имеющихся речевых нарушений, организуемая в различные отрезки времени воспитателями группы (в том числе по заданию учителя-логопеда) и узкими специалистами (музыкальным руководителем, инструкторами по физической культуре).
Целью рабочей программы является формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи.
Программа способствует решению следующих задач:
- полноценное овладение фонетическим строем языка,
- интенсивное развитие фонематического восприятия,
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников универсальных учебных действий и ключевых компетенций.
Новизна рабочей программы и ее отличие от раннее действовавшей заключается в новых подходах к структурированию тематического плана и содержания работы, расширения разнообразия базы используемых игр и в гармоничном соединении традиционных средств развития ребенка с информационно-компьютерными технологиями (мультимедийными презентациями, использованием Интернет-ресурсов), которые позволяют оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его интересным детям, тем самым повысить его результативность.
Выбор тематики сопровождения образовательного процесса определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы. Формы работы определяются целями мероприятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных.
Реализация рабочей программы предполагается через специально организованную учителем-логопедом групповую, подгрупповую и индивидуальную работу по квалифицированной коррекции имеющихся речевых недостатков. Работа ведется по следующим направлениям:
- Формирование полноценных произносительных навыков;
- Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скоррегированной речевом материале осуществляется:
- Развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и их сочетаний в предложении;
- Обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- Воспитание у детей умений правильно составлять простое распространённое предложение, а затем и сложное предложение, употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
- Развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
- Формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.
Индивидуально-подгрупповая логопедическая работа с воспитанниками проводится вне основной непосредственно образовательной деятельности 2 – 3 раза в неделю продолжительностью 10 – 20 минут, с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей с нарушением речи. Индивидуальная логопедическая работа проводится с детьми, имеющими более сложные недостатки звукопроизношения, произношения слов сложной слоговой структуры, отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонениями в строении и функционировании речевого аппарата и т.д. Для подгрупповых видов коррекционной работы отбираются дети со сходными недостатками речи: однотипными нарушениями звукопроизношения, элементами лексико-грамматического недоразвития, нарушениями фонематических процессов и недостатками произношения слов различной слоговой сложности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей. С целью отслеживания динамики коррекции речевых нарушений в программой предусмотрен первичный (первые 2 недели сентября) и итоговый контроль (последние 2 недели мая) в форме диагностического обследования речи воспитанников. Оно направлено на определение уровня сформированности звукопроизношения, фонематического восприятия и слуха, слоговой структуры слова, лексико-грамматических средств языка, связной речи, артикуляционной, общей и мелкой моторики. Диагностическое обследование проводится по методике Е.А. Стребелевой в форме индивидуального обследования при использовании специально подобранных игр и игровых заданий с подробной фиксацией результатов обследования в речевых картах воспитанников.
Оценка индивидуального речевого развития представлена в разделе «Способы проверки обученности воспитанников». В ней даны примерные задания, определена их направленность, необходимые материалы (оборудование), описаны методики проведения обследования по указанным выше направлениям и представлены позиции, необходимые для фиксации в протоколе обследования (в речевой карте). Учитель-логопед вправе использовать другие, но аналогичные материалы, которые обеспечат получение необходимой и достоверной информации об уровне развития исследуемого качества/показателя, что способствует вариативности проведения диагностики и отслеживанию возможностей ребенка применять имеющиеся умения и навыки в изменившейся ситуации (на незнакомом материале).
Итоги диагностики обсуждаются на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума МБДОУ (далее – ПМПк), где присутствуют все специалисты, работающие с детьми данной группы.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕТИРЫ И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Требования к результатам освоения программы по формированию звукопроизношения представлены как:
— требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы (в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования);
— требования к уровню достижений воспитанников в результате освоения программы по формированию звукопроизношения (в виде оценки индивидуального развития детей: понимает, умеет, имеет представления):
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
— ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
— у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
— ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,
— ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
— ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
— ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
— ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Требования к результатам освоения программы по формированию звукопроизношения детей старшей группы
общеразвивающей направленности
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Дети понимают:
- обращенную речь и выделяют понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- понятия «гласный» и «согласный» звук, «звонкий» и «глухой» звук, «твердый» и «мягкий» звуки.
Дети умеют:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- выделять гласные звуки из ряда других звуков.
- различать звуки по признакам глухость-звонкость; твердость- мягкость.
- выделять первый и последний согласный звук в словах.
- делить слова на слоги.
- дифференцировать звуки по участию голоса (С-З), по твердости- мягкости (Л-Ль), по месту образования (С-Ш).
- четко дифференцировать все изученные звуки;
- находить в предложении слова с заданным звуком,
Дети имеют представление:
- о последовательности слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- о звуковом анализе и синтезе прямых и обратных слогов (АС-СА), односложных слов типа «СУП».
- об определении места звука в слове.
- о выделении цветовыми символами разного цвета гласных и согласных звуков.
- об интонационных средствах выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.
Перспективно – тематический план по сопровождению образовательного процесса «ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»
для детей старшей группы общеразвивающей направленности
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
2017 – 2018 учебный год (2 полугодие)
количество сопровождения — 2 в неделю,
всего 34 мероприятия в год
Месяц | Неделя | № | Тема | Количество | Длительность |
Январь |
1-2 | Обследование речевой деятельности | |||
3 | 1 | Понятие о звуке. Развитие слухового внимания. Практическое усвоение понятия «слово», дифференциация «звук» — «слово» | 1 | 25 минут | |
2 | Звук У. | 1 | 25 минут | ||
4 | 3 | Звук А. Звуки А, У. | 1 | 25 минут | |
4 | Звук О | 1 | 25 минут | ||
5 | 5 | Звук И. | 1 | 25 минут | |
6 | Звук Э | 1 | 25 минут | ||
Февраль |
6 | 7 | Звук Ы. Звуки Ы— И | 1 | 25 минут |
8 | Слог. | 1 | 25 минут | ||
7 | 9 | Ударение | 1 | 25 минут | |
10 | Звуки М – М’ | 1 | 25 минут | ||
8 | 11 | Звуки В – В’ | 1 | 25 минут | |
12 | Звуки Н — Н’ | 1 | 25 минут | ||
9 | 13 | Звуки П, П’. | 1 | 25 минут | |
14 | Звуки Т , Т’ | 1 | 25 минут | ||
Март |
10 | 15 | Звуки К , К’ | 1 | 25 минут |
16 | Звук С | 1 | 25 минут | ||
11 | 17 | Звуки С, С’. | 1 | 25 минут | |
18 | Звуки З, З’ | 1 | 25 минут | ||
12 | 19 | Звуки С — З | 1 | 25 минут | |
20 | Звук Ш | 1 | 25 минут | ||
13 | 21 | Звуки С— Ш | 1 | 25 минут | |
22 | Звук Ж | 1 | 25 минут | ||
Апрель |
14 | 23 | Звуки З— Ж | 1 | 25 минут |
24 | Звуки Ж— Ш | 1 | 25 минут | ||
15 | 25 | Звук Л | 1 | 25 минут | |
26 | Звуки Л, Л’. | 1 | 25 минут | ||
16 | 27 | Звук Р | 1 | 25 минут | |
28 | Звуки Р — Р’ | 1 | 25 минут | ||
17 | 29 | Звуки Р — Л | 1 | 25 минут | |
30 | Звук Ц Звуки Ц — С | 1 | 25 минут | ||
Май |
18 | 31 | Звук Й. Звуки Л’— И | 1 | 25 минут |
32 | Звуки Ч – Ть. | 1 | 25 минут | ||
19 | 33 | Звук Щ. | 1 | 25 минут | |
34 | Закрепление. Занимательное развивающее мероприятие «Отгадай-ка» | 1 | 25 минут |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
«ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Звуковая сторона речи | Формирование лексико-грамматических средств языка
и развитие связной речи |
|
Основное содержание работы | ||
Произношение | Фонематическое восприятие | |
Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные — [а], [у], [и], [о], [э], [ы], согласные — [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’] и т. д. Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией: • изолированно; • в слогах (воспроизведение звуко- слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов); • в словах; • в предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации. Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся: • по твердости — мягкости [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’]; • по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д]; а также: • в обратных слогах; • в слогах со стечением двух согласных; в словах и фразах. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Автоматизация произношения вновь поставленных звуков; Дифференциация звуков по месту образования: • [с] — [ш], [з] — [ж]; • [р] — [л]. • изолированно; • в открытых слогах (звук в ударном слоге); • в обратных слогах; • в закрытых слогах; • в стечении с согласными; • в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге. |
Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков. Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука. Различение интонационных средств выразительности в чужой речи. Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове. Практическое усвоение понятий «гласный — согласный» звук. Определение наличия звука в слове. Распределение предметных картинок, названия которых включают: • дифференцируемые звуки; • определенный заданный звук. На этом же материале: • определение места звука в слове; • выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге; • осуществление анализа и синтеза прямого слога; • выделение согласного звука в начале слова; • выделение гласного звука в конце слова. Практическое знакомство с понятиями «твердый — мягкий звук» и «глухой — звонкий». Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове. Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания): • по твердости — мягкости ([м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’]; [г] — [г’]); • по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д]; • в обратных слогах; • в слогах со стечением двух согласных; • в словах и фразах; Составление предложений с определенным словом; • анализ двусловного предложения; • анализ предложения с постепенным увеличением количества слов. Составление схемы слова с выделением ударного слога. Выбор слова к соответствующей графической схеме. Выбор графической схемы к соответствующему слову. Преобразование слов за счет замены одного звука или слога. Подбор слова с заданным количеством звуков. Определение последовательности звуков в слове (спеллинг). Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове. Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука. Составление слов из заданной последовательности звуков. |
Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных.
Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода. Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа. Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст. Закрепление в самостоятельной речи навыка: • согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных; • согласования порядковых числительных с существительными. Закрепление умения: • подбирать однокоренные слова; • образовывать сложные слова; • составлять предложения по демонстра-ции действий, картине, вопросам; • распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений; • составлять предложения по опорным словам; • составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками; • заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале. Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях; в коллективных формах общения детей между собой. Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно- практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи. |
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КОМПОНЕНТА «ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Методика обследования фонематического восприятия и слуха,
звукопроизношения детей.
- НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО. Задание направлено на определение состояния звукопроизношения.
Оборудование: картинки.
Методика обследования: ребенку предлагают повторить следующие слова:
С: сад, коляска, глобус.
Сь: беседка, василек, такси
З: замок, зонт, Незнайка
Зь: земляника, обезьяна, зима
Ц: цапля, кольцо, индеец
Ш: шашки, ошейник, карандаш
Ж: живот, жук, лыжи
Щ: щука, щенок, щетка
Ч: чайник, печенье, мяч
Л: лампа, волк, стол
Ль: лейка, плита, соль
Р: рука, пряники, фонарь
Й: яблоко, еж, крылья
К: куртка, скрипка, шкаф
Г: грядка, грелка, виноград
Х: хлеб, ткачиха, петух
Фиксируются: возможность ребенка правильно произносить различные звуки в начале, середине, конце слова.
ПОВТОРИ ПРАВИЛЬНО. Задание направлено на проверку звукопроизношения.
Оборудование: картинки.
Методика обследования: ребенку предлагают повторить следующие предложения:
У сома усы.
У Зины зонт.
Кузнец кует цепь.
Шапка да шубка — вот вам и мишутка.
У ежа ежата.
Дятел долбил ель.
К нам во двор забрался крот.
Майя и Юля поют.
- БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ. Задание направлено на проверку уровня сформированности фонематического слуха.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть»Я буду называть слова, а ты называть первый (последний) звук в словах». Затем ребенку поочередно предлагают назвать первый гласный (согласный) звук в словах, а так же последний согласный звук в словах.
Фиксируется: слуховое внимание ребенка: его умения правильно выделять указанные звуки.
3 . Игра «ЭХО. Задания направлены на проверку слухового внимания, восприятия и умения повторять слоговые ряды в заданной последовательности.
Методика обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо» — взрослый произносит следующие слоговые ряды: та-да-та, ка-га-га, па-па-ба.
Фиксируется: выполнения задания в соответствии с инструкцией.
ПОВТОРИ. Задание направлено на проверку внимания, восприятия и умения повторять слова в заданной последовательности.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов: кот-год-кот, том-дом-ком, удочка-уточка.
Фиксируется: выполнения задания в соответствии с инструкцией.
- 4. НАЗОВИ. Задание направлено на проверку сформированности умения ребенка изолированно произносить слова различной слоговой структуры.
Оборудование: предметные картинки: телевизор, милиционер, вертолет, сковорода, снеговик, водопроводчик.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку называть изображения на картинках, при затруднении взрослый просит повторить за ним соответствующие слова.
Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенка воспринимать и произносить слова сложной слоговой структуры.
ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Задание направлено на проверку сформированности умения ребенка произносить слова различной слоговой структуры в предложениях.
Оборудование: сюжетные картинки.
Методика обследования: взрослый показывает ребенку картинку и предлагает повторить следующие предложения: «Милиционер стоит на перекрестке».
Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенка воспринимать и произносить слова сложной слоговой структуры в предложениях.
5 Задания направлены на обследование артикуляционного аппарата, сохранность его иннервации.
Результаты подробно фиксируются в речевой карте (Приложение № 2)
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Коррекционно-развивающие программы:
- «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей в старшей группе», под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной. 4-е изд.- М.: «Просвещение», 2014
Методические пособия для педагогов:
Основные источники
- Цуканова С.П, Бетц Л.Л., Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. – М., 2007.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. – М., 2000.
Дополнительные источники
- Агранович З.Е., Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой стрктуры слов у детей. – СПб., 2000.
- Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М., 2007.
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
- Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль, 2002.
- Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей. Дидактический материал для логопеда. – М, ГНОМ и Д, 2007.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М., 1999.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, М.,2007.
- Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. – СПб., 1999.
- Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 1997.
- Ткаченко Т.А.. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М., 2001.
- Ткаченко Т.А.. Развитие фонематического восприятия детей. Альбом для индивидуальной работы с детьми. – М., 2001.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 2000.
- Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста, М.,2001.
- Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. Демонстрационный материал к пособию «Учимся правильно употреблять предлоги в речи. Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах.», – М., 2008.
- Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. – М., 2008.
Пособия ля воспитанников:
Основные источники
- Цуканова С.П, Бетц Л.Л., Я учусь говорить и читать. Рабочая тетрадь для детей № 1, – М., 2007
- Цуканова С.П, Бетц Л.Л., Я учусь говорить и читать. Рабочая тетрадь для детей № 2, – М., 2007
- Цуканова С.П, Бетц Л.Л., Я учусь говорить и читать. Рабочая тетрадь для детей № 3, – М., 2007.
Дополнительные источники
- Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова. Картинный материал для проведения игр. – М., Книголюб, 2005.
Электронные средства обучения и интернет-ресурсы:
- Цикл презентаций к занятиям по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. (на основании методических рекомендаций Цукановой С.П., Бетц Л.Л..) – учитель-логопед Попова И.В.
- «БОС-Здоровье — Азбука», под общей редакцией А.А.Сметанкина.
- Музыкальный центр
- Ноутбук
- Медиапроектор с переносным экраном
Приложение №1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
«ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ФФНР (2 полугодие)
Ме сяц | Неделя | Дата проведения | № | Тема | Цель | Содержание | Средства
обучения |
Литература | |||||
Пред
полага емая |
Фактическая | Фонематические процессы
(игры) |
Навыки звукового анализа |
Словарь |
Грамматический строй речи | Связная речь | |||||||
1-2 | Оценка индивидуального речевого развития детей | ||||||||||||
Январь | 3 | 15.01.2018 | 1 | Понятие о звуке.
Развитие слухового внимания. Практическое усвоение понятия «слово», дифференциация «звук» — «слово» |
1.Дать понятие о звуке и звуковой структуре слова; развивать фонематический слух; учить выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный;
2.Развивать мелкую моторику. 3. Воспитание навыков правильного поведения. |
«Путешествие» в древние времена.
Игра «Слушай и отгадывай» Игра «Волшебная веточка» Игра «Умная машина» Игра «Узнай слово» |
Выделение конечного согласного звука в слове.
индю, ко, бара |
Игра «Кто больше?» | Игра «Закончи предложение» | Волшебная веточка | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать. 1 период», стр.36
«Я учусь говорить и читать» Альбом 1, стр.12 |
||
17.01.2018 | 2 | Звук У. | 1.Дать детям понятие о гласном звуке [у]; уточнить его артикуляцию; выделять звук [у] из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции;
2.Развивать дыхание и голос, артикуляционную моторику; 3.Упражнять в употреблении существительных мужского рода в форме единственного числа дательного падежа и существительных женского рода в форме единственного числа винительного падежа; учить образовывать глаголы с приставкой у-. |
Игра «Умная машина»
Игра «Сигнальщики». «Подумай-ка». |
Найди схему к словам
УЖ, УХО |
Удод, уха, удочка, уж, улитка, утка, утята, | «Отгадай-ка»
плыла— уплыла полз — уполз, летел— улетел). |
Составление предложений из 3-4 слов по односюжетным картинкам. | Цветовые символы гласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать. 1 период», стр.39
«Я учусь говорить и читать» Альбом 1, стр.13 – 14 |
|||
Январь | 4 | 22.01.2018 | 3 | Звук А.
Звуки А – У. |
1.Уточнить артикуляцию звука [а]; учить детей четко интонировать звук [а] в слове, выделять его из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции; развивать дыхание, голос, артикуляционную и мелкую моторику;
2. Уучить детей выделять эти звуки из состава слова; обучать звуковому анализу слов ау, у а; 3. Упражнять в образовании формы винительного падежа одушевленных существительных мужского рода единственного числа. 4. Воспитывать бережное отношение к средствам обучения. |
Игра «Зажги
фонарик». |
Выделение начальных звуков в слогах. | Айболит, автобус, аптечка, аист, антилопа, акула, азбука, апельсин, антенна, астра. | Д/у «Кого лечил Айболит?» | Игра «Закончите предложения»
Игра «Кто скажет дальше» |
Цветовые символы гласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать. 1 период», стр.44, 47.
«Я учусь говорить и читать» Альбом 1, стр.16 – 18 |
|
4 | 24.01.2018 | 4 | Звук О | 1.Уточнить произношение звука [о]; научить четкому интонированию звука [о]; учить выделять звук [о] из состава слова в ударной позиции; обучать звуковому анализу ряда гласных звуков;
2.Упражнять в употреблении несклоняемого существительного пальто; развивать интонационную выразительность речи, мелкую моторику. 3. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. |
Игра «Будь внимательным». | Звуковой анализ слогов
АОУ |
Какао, монета. | Упражнение в употреблении несклоняемого существительного «пальто» | Составление предложений по предметным картинкам. | Цветовые символы гласных
звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия |
Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать. 1 период», стр.55
«Я учусь говорить и читать» Альбом 1, стр.22 – 23 |
||
Январь | 5 | 29.01.2018 | 5 | Звук И | 1. Уточнить произношение звука [и]; учить интонировать звук [и]; развивать интонационную выразительность речи, мелкую моторику, голос;
2.Учить выделять звук из состава слова,; 3.Формировать понятие о родственных словах. 4. Воспитывать усидчивость. |
«Покажи фишку». | Звуковой анализ слогов
а о у и иоу а уоиа и о у а уоиа у о и а уоиа уоиа |
Упражнение в образовании множественного числа притяжательных прилагательных. | Составление предложений по предметным картинкам. | Цветовые символы гласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать. 1 период», стр. 61, 64
«Я учусь говорить и читать» Альбом 1, стр.28 – 29 |
||
5 | 31.01.2018 | 6 | Звук Э | 1.Уточнить артикуляцию звука [э] учить выделять звук [э] из состава слова;
2. Обучать звуковому анализу; 3. Упражнять в образовании сложных слов; 4. Развивать артикуляционную моторику, голос. |
В каком домике живут эму и поэт? | Звуковой анализ слогов | электричество, аэрофлот, экскурсия, многоэтажный
. |
Упражнение в образовании сложных слов Упражнение в образовании сложных слов | Составление предложений по предметным картинкам. | Цветовые символы гласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать. 1 период», стр. 69
«Я учусь говорить и читать» Альбом 1, стр.32 |
||
Февраль | 1 | 05.02.2018 | 7 | Звук Ы.
Звуки Ы – И. |
1.Уточнить произношение звука [ы] учить интонировать звук [ы] выделять звук [ы] из состава слова; обучать анализу звукового ряда гласных;
2. Учить дифференцировать звуки [ы]-[и] и буквы ы-и в слогах и словах; обучать звуковому анализу. 3.Упражнять в образовании существительных множественного числа, в согласовании числительных, прилагательных и существительных. |
«Зажги фонарик». |
Звуковой анализ слогов |
Крыша, язык, ягоды, мыло. |
Упражнение в образовании множественного числа существительных.
Игра «Сосчитайка». |
Составление предложений по предметным картинкам. | Цветовые символы гласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать. 1 период», стр.74
«Я учусь говорить и читать» Альбом 1, стр.34 – 35 |
|
1 | 07.02.2018 | 8 | Слог | 1.Дать понятие о слоговом составе слова; формировать умение выполнять слоговой анализ.
2.Закреплять умение делить слова на слоги; продолжать учить составлению слоговых схем. |
Игра «Куда пойдет слово?» | Слоговой анализ двух- и трехсложных слов.
Соотнесение слова и слоговой схемы слова. |
Желуди, шишки, пень, береза, елка | «Дружная семья». | Цветовые символы гласных и согласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать. 1 период», стр.87
«Я учусь говорить и читать» Альбом 1, стр.39 |
|||
Февраль |
2 | 12.02.2018 | 9 | Ударение | 1. Дать понятие о словесном ударении; учить выделять голосом ударный гласный звук; 2. Показать смыслоразличительную роль ударения;
3. Совершенствовать навык звуко-слогового анализа слова. |
Игра «Выдели звук» | Звуковой анализ слогов | Груши, лимон; слива; яблоко; мандарин, апельсин | Слоговые схемы с обозначением ударных слогов Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать. 1 период», стр.92
«Я учусь говорить и читать» Альбом 1, стр.41 – 42 |
|||
Февраль |
2 | 14.02.2018 | 10 | Звуки М-М’ | 1.Уточнить произношение звука [мь];
2. Дать понятие о твердых и мягких согласных звуках; 3. Учить выделять звуки [м], [мь] из состава слова; учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости; 4. Познакомить с анализом и синтезом прямого слога. |
Игра
«Сигнальщики» (с фонариками). |
Звуковой анализ слогов ма (мо, мы, мэ, ми) | молоко, эскимо, масло, сметана, Milky Way | Д/и «Доскажи словечко» | Договаривание предложений. | Цветовые символы гласных и согласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать. 1 период», стр.98
«Я учусь говорить и читать» Альбом 1, стр. 44 |
|
3 | 19.02.2018 | 11 | Звуки В- В’ | 1.Закрепить знания о звуках [в], [вь]; развивать фонематический слух; формировать навыки звукового анализа;
2. Обучать образованию слов с помощью приставок; 3. Дать понятие о сложных словах. |
Игра «Сигнальщики». | Звуковой анализ слогов ВА, ВИ, ВОТ. | Волна, ворона, корова, вертолёт,
весна, |
Д/и «Чего не стало?» | Составление предложений с предлогом В. | Цветовые символы гласных и согласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать. 1 период», стр.109
«Я учусь говорить и читать» Альбом 1, стр. 48 |
||
3 | 21.02.2018 | 12 | Звуки Н — Н’ | 1.Закрепить знания о звуках [н], [нь];
2. Развивать фонематический слух; формировать навыки звукового анализа; 3. Упражнять в подборе слов-антонимов. 4. Уточнить употребление предлога на. 5. Учить составлению схемы предложения. |
Игра «Запомнить и повторить». | Звуковой анализ
НИ, ОН НИНА |
Зелень
Осень Апельсин банан |
Д/и «Слова наоборот»
Д/и «Что где растет» |
Составление предложений с предлогом НА. | Цветовые символы гласных и согласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать. 1 период», стр. 119
«Я учусь говорить и читать» Альбом 1, стр. 53, 55 |
||
Февраль |
4 | 26.02.2018 | 13 | Звуки П – П’. | 1.Закрепить знания о звуках [п], [пь] ;
2. Развивать фонематический слух; формировать навык звукового анализа; 3. Упражнять в употреблении несклоняемых существительных; 4. Уточнить употребление предлога по 4. Развивать логическое мышление, высоту голоса. |
Звуковой анализ | Пироги,
пирожное запеканка |
Предлог по | Составление предложений | Цветовые символы гласных и согласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать. 1 период», стр. 130
«Я учусь говорить и читать» Альбом 1, стр. 57, 59 |
||
28.02.2018 | 14 | Звуки Т — Т’. | 1.Уяточнить произношение звуков [т], [ть]; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
2. Упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога; 3. Развивать артикуляционную моторику, мышление. |
Игра «Назови 1-й звук в своем имени» | Звуковой анализ от. | Торт, картон, картина. | Составление предложений | Цветовые символы гласных и согласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать, 1 период», стр. 139, 143.
«Я учусь говорить и читать» Альбом 1, стр. 60 – 62 |
||||
Март | 1 | 05.03.2018 | 15 | Звуки К — К’ | 1.Уточнить произношение звуков [к], [кь]; учить выделять звуки из состава слова; дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и синтезе односложного слова;
2.Учить передавать голосом восклицательную интонацию; развивать зрительное восприятие. 3. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. |
«Превращение слов ». | Звуковой анализ
кит. кот. |
КОТ
КИТ МАК КОШКА СУДАК РЫБАК |
игра «Большой — маленький» | Составление предложений | Цветовые символы гласных и согласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать. 2 период», стр. 18
«Я учусь говорить и читать» Альбом 1, стр. 3 – 4 |
|
1 | 07.03.2018 | 16 | Звук С | 1.Уточнить произношение звуков [с], [сь]; учить выделять звуки из состава слова; дифференцировать звуки по твердости-мягкости; познакомить со звуковым анализом двусложных слов; 2.Упражнять в согласовании прилагательных и существительных в роде и числе;
3.Отрабатывать дикцию, развивать мышление. 4.Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию. |
Сани. Сима | Звуковой анализ слов УСЫ, СОМ | снежная,
суровая, |
Составление предложений | Цветовые символы гласных и согласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать. 2 период», стр. 28.
«Я учусь говорить и читать» Альбом 2, стр. 6 |
|||
Март | 2 | 12.03.2018 | 17 | Звуки С — С’ | 1.Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков С-СЬ;
2.Упражнять в составлении предложений с предлогами С, СО; словообразование относительных прилагательных. 3. Развивать фонематический слух; закреплять умение в выделении звуков С-СЬ в начале, середине, конце слов; развивать память, внимание, мышление. 4. Упражнять в употреблении предлогов С (СО) |
Игра «Где находится звук?» | Звуковой анализ
СЫН, СИМА |
Прелоги
С (СО) |
Составление предложений | Цветовые символы гласных и согласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать. 2 период», стр. 31
«Я учусь говорить и читать» Альбом 2, стр. 7, 9 |
||
14.03.2018 | 18 | Звуки З, З’ | 1.Уточнить произношение звуков [з], [зь]; учить детей выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в звуковом анализе двусложного слова;
2.Упражнять в подборе родственных слов; развивать дикцию, интонацию, логическое мышление. |
Игра «Сигнальщики» | Соотнесение слова и схемы.
Звуковой анализ КОЗЫ. |
Золушка, зеркало, заяц, зонт, змей, газета, Базилио, корзина. | Родственные слова слову КОЗА. | Составление предложений | Цветовые символы гласных и согласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать. 2 период», стр. 54.
«Я учусь говорить и читать» Альбом 2, стр. 15, |
|||
Март |
3 | 19.03.2018 | 19 | Звуки С- З | 1.Учить дифференцировать звуки [с], [сь] — [з], [зъ]
по звонкости-глухости на слух; развивать слуховую память. 2. Упражнение в употреблении предлогов за, из-за. 3. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг другу. |
Игра «Сигнальщики» | Звуковой анализ
КОЗА ЗВОН |
Таз-тазы
Нос-носы |
Предлоги за, из-за. | Цветовые символы гласных и согласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать. 2 период», стр. 62.
«Я учусь говорить и читать» Альбом 2, стр 17, 18 |
||
3 | 21.03.2018 | 20 | Звук Ш | 1.Уточнить произношение звука ш.
2. Развивать фонематический слух; упражнять в звуковом анализе, в составлении предложений пол схеме; отрабатывать дикцию; 3. Развивать логическое мышление. |
Игра «Подбери рифму». | Звуковой анализ
мышка, камыш |
шишка
кошка подушка рубашка мышка картошка лягушка ромашка вышка гармошка пушка неваляшка |
Составление предложения по схеме. | Цветовые символы гласных и согласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать. 2 период», стр. 102.
«Я учусь говорить и читать» Альбом 2, стр. 32 |
|||
Март | 4 | 26.03.2018 | 21 | Дифференциация звуков
С— Ш |
1. Учить дифференцировать звуки [с] — [ш] в слогах, словах, предложениях;
2. Упражнять в согласовании числительного с существительным; 3. Отрабатывать дикцию; развивать зрительное восприятие. |
«Будь внимательным». | Звуковой анализ
Сушка |
сок
басня миска нас сутки каска усы вас |
Игра «1-3-6» | Составление предложений со словами Ландыш и Весна. | Цветовые символы гласных и согласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать. 2 период», стр. 114.
«Я учусь говорить и читать» Альбом 2, стр. 36 |
|
28.03.2018 | 22 | Звук Ж | 1.Уточнить произношение звука [ж];
2. Совершенствовать звуковой анализ; 3. Упражнять в образовании существительных уменьшительно-ласкательного значения; 4. Закреплять умение в употребления предлога между. 4. Отрабатывать дикцию; развивать логическое мышление. |
Игра «Будь внимательным». | Звуковой анализ
пижама |
жук
кружит крылышки глазки усики жужжит |
Игра «Назови ласково»
Предлог МЕЖДУ |
Составление предложений с заданными словами. | Цветовые символы гласных и согласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать. 2 период», стр. 124.
«Я учусь говорить и читать» Альбом 2, стр. 42, 43 |
|||
Апрель | 1 | 02.04.2018 | 23 | Дифференциация звуков
З – Ж |
1. Учить дифференцировать звуки [ж] — [з] в слогах, словах, предложениях на слух и в произношении;
2. Упражнять в употреблении существительных в форме предложного падежа единственного числа с предлогом в; 3. Отрабатывать дикцию; развивать мышление. |
Игра «Закрой окошко».
Игра «Сигнальщики». |
Звуковой анализ | Рыхлый, ноздреватый | Игра «Четвертый лишний» | Повторение чистогово рок. | Цветовые символы гласных и согласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать. 2 период», стр. 137.
«Я учусь говорить и читать» Альбом 2, стр. 47. |
|
04.04.2018 | 24 | Дифференциация звуков
Ш — Ж |
1. Учить дифференцировать звуки [ш]— [ж] по звонкости-глухости в слогах, словах, предложениях;
2. Развивать зрительное восприятие. |
Игра «Закрой окошко». | Звуковой анализ | Камыш
Ковш этаж багаж нож душ |
Игра «Придумай слово», образование относительных прилагатель ных | Составление предложений с парой деффиринцированноых слов. | Цветовые символы гласных и согласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать. 2 период», стр. 132.
«Я учусь говорить и читать» Альбом 2, стр. 45 |
|||
Апрель |
2 | 09.04.2018 | 25 | Звук Л | 1. Уточнить произношение звука [л];
2. Упражнять в звуковом анализе двусложных слов со стечением согласных; 3. Упражнять в согласовании числительных и местоимений-числительных сущ-ми; 4. Отрабатывать дикцию; развивать слуховую память. |
Игра «Сигнальщики». | Звуковой анализ лампа | Штурвал
Ракета аэрофлот пилот трап салон |
Игра «1-2-5» | Игра «Скажи иначе», игра «Подбери признак». | Цветовые символы гласных и согласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать. 2 период», стр. 140.
«Я учусь говорить и читать» Альбом 2, стр. 48 |
|
11.04.2018 | 26 | Дифференциация звуков
Л-Л’ |
1. Учить дифференцировать звуки [л] — [ль] по твердости-мягкости в слогах и словах на слух и в произношении;
2. Совершенствовать навык звукового анализа. 3. Упражнять в изменении существительных и прилагательных по падежам. |
Игра «Перевезти овощи и фрукты» | Звуковой анализ липа | Самолет
вертолет лесенка лиса |
Игра «Путешествие самолетика» | Игра «Подбери слово» | Цветовые символы гласных и согласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать. 2 период», стр. 146.
«Я учусь говорить и читать» Альбом 2, стр. 50 |
|||
Апрель | 3 | 16.04.2018 | 27 | Звук Р | 1. Уточнить произношение звуков [р], [рь]; учить дифференцировать звуки [р], [рь] по твердости-мягкости;
2. Совершенствовать звуковой анализ; 3. Упражнять в изменении существительных и прилагательных по падежам; в подборе родственных слов. |
Игра «Будь внимательным». | Звуковой анализ | Космодром,
ракета, иллюминатор, скафандр, перчатки, ранец, карманы, |
Игра «Метеорит » | Составление предложений по картинкам. | Цветовые символы гласных и согласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать. 2 период», стр. 166.
«Я учусь говорить и читать» Альбом 2, стр. 59 |
|
18.04.2018 | 28 | Звуки Р — Р’ | 1. Уточнить произношение звуков [р], [рь].
2. Учить дифференцировать звуки [р], [рь] по твердости-мягкости. 3. Совершенствовать навык звукового анализа. 4. Упражнять в изменении существительных и прилагательных по падежам; в подборе родственных слов; расширять словарь по теме «Космос»; отрабатывать дикцию. |
Игра «Будь внимательным». | Звуковой анализ | перчатки,
ранец, карманы, |
Игра «1-2-5», игра «Кто где работает?» | Составление предложенийс заданным словом. | Цветовые символы гласных и согласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать. 2 период», стр. 170.
«Я учусь говорить и читать» Альбом 2, стр. 59-61 |
|||
Апрель | 4 | 23.04.2018 | 29 | Дифференциация звуков
Р — Л ; Р — Л’ |
1. Учить дифференцировать звуки [р], [рь] — [л], [ль] на слух и в произношении.
2. Развивать дикцию, учить передавать интонацию. |
«Подари игрушки Ладе и Роме» | Звуковой анализ | Прихожая, ров, поры | Игра «Назови, какой дом» | Составление предложений | Цветовые символы гласных и согласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать. 2 период», стр. 174.
«Я учусь говорить и читать» Альбом 2, стр. 62 |
|
25.04.2018 | 30 | Звук Ц.
Звуки Ц – С. |
1. Уточнить произношение звука [ц].
2. Учить дифференцировать звуки [с]-[ц] в слогах, словах и предложениях. 3.Упражнять в звуковом анализе. 4. Развивать зрительное восприятие. |
Игра «Доскажите словечко».
Игра «Насос» |
Звуковой анализ цыпленок | Колодец
цыпленок. цепи, порция рецепты цели, центр офицер цех милиция цирк акация |
Д/у
«Цапля учит птенцов» |
Составление предложений | Цветовые символы гласных и согласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать, 3 период», стр.29, стр. 38
«Я учусь говорить и читать. Альбом 3, стр. 8, стр. 12 |
|||
1 | 30.04.2018 | 31 | Звук Й.
Звуки Л – Й. |
1. Уточнить произношение звука [й].
2. Учить дифференцировать звуки [лъ]-[й] в слогах, словах и предложениях на слух, в произношении. 3.Совершенствовать навык звукового анализа. 4. Упражнять в образовании формы родительного падежа мн. числа существительных. 5. Отрабатывать дикцию, развивать мышление |
Игра
«Будь внимательным». |
Звуковой анализ слова лейка. | Сарай, воробей, муравей, ручей, соловей; лейка, майка, чайник, скамейка, балалайка,
лиса, муравей, лебедь, воробей, летчик, попугай, лифт, лента, лимон, трамвай, змей. |
Упражнение «Один — много». | Работа с деформированными предложениями. | Цветовые символы гласных и согласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать, 3 период», стр.41
«Я учусь говорить и читать. Альбом 3, стр. 13, стр.15 |
||
02.05..2018 | 32 | Дифференциация звуков Ч-Т’ | 1. Учить дифференцировать звуки Ч-ТЬ в слогах, словах и в предложениях.
2. Упражнять в звуковом анализе и преобразовании слов. 3. Развивать мышление, отрабатывать дикцию. |
Игра «Сломанный телефон»
Игра «Слоги потерялись» |
Звуковой анализ
Мяч – мять Вечер — ветер |
Час – часы, часики, часок, часовой, часовая
Чудо – чудеса, чудесный, чудики, чудесница |
«Родственные слова» | Составление предложений со словами Вечер и Ветер. | Цветовые символы гласных и согласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать, 3 период», стр.59
«Я учусь говорить и читать. Альбом 3, стр. 19 |
|||
Май | 2 | 07.05.2018 | 33 | Звук Щ | 1. Уточнить произношение звука [щ].
2. Совершенствовать навык звукового анализа. 3. Упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов. |
Игра «Сигнальщики». | Звуковой анализ
«пильщик», «сварщик». |
щуки, щенок, плащ | Упражнения в словообразовании существительных с помощью суффиксов — щик, — ищ. | Составление предложений про щенка. | Цветовые символы гласных и согласных звуков. Предметные картинки на звуки темы занятия | Цуканова С.П, Бетц Л.Л., «Учим ребенка говорить и читать, 3 период», стр.66
«Я учусь говорить и читать. Альбом 3, стр. 21 |
|
09.05.2018 | 34 | Обобщение. Занимательное развивающее занятие «Умники и умницы» | Закрепление полученных навыков | ||||||||||
3-4 | 35-36 | Оценка индивидуального речевого развития детей | |||||||||||
35 — 36 | Оценка индивидуального речевого развития детей |
Приложение № 2
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Состояние речевой деятельности ребенка 6-го, 7-го года жизни
- БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Где ты живешь?
- Где работает мама?
- Какие дома есть игрушки?
- Какая у тебя любимая сказка? О чем она?
- ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
1/ Составление рассказа по сюжетной картинке «Зайка и снеговик»
2/ Составление рассказа по сюжетной картинке «Дождик»:
3/Пересказ рассказа (6 год – 50 % текста, 7 год – 70 % текста)
Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Лев проснулся и поймал мышь. Она стала просить, чтобы он отпустил ее. Лев рассмеялся и отпустил. Назавтра охотник поймал льва и привязал веревкой к дереву. Мышь подкралась, перегрызла веревку и освободила льва.
ВЫВОД:
- ПРЕДМЕТНЫЙ СЛОВАРЬ:
- Название предметов и их частей по картинкам или по представлению:
человек (шея, брови, лоб, ресницы, щеки , ладонь, локоть, плечи, колени)
птица (клюв, крыло, перья, когти, лапы, хвост)
стул (ножки, сиденье, спинка)
чайник (крышка, носик, донышко, ручка)
- 2. Обобщения: “ Назови одним словом»
- Платье, юбка, брюки, рубашка –
- Яболоко, груша, лимон, апельсин –
- Огурец, морковь, свекла, помидор –
- Шкаф, стол, диван, кровать –
- Сапоги, ботинки, туфли, валенки –
- Лиса, ёж, медведь, заяц –
- Кошка, корова, коза, свинья –
- Самолет, автобус, корабль, грузовик –
- Детеныши животных: «У кого кто?»
— у козы — — у волка — — у собаки — — у зайца —
— у кошки — — у медведя — — у коровы — — у свиньи —
— у лисы — — у курицы — — у лошади — — у овцы —
- Профессии:
- Кто водит машину?
- Кто разносит письма?
- Кто продает продукты?
- Кто стрижет волосы?
- Кто шьет одежду?
- Кто управляет самолётом?
- Кто готовит пищу?
- Кто рисует картины?
ВЫВОД:
- СЛОВАРЬ ПРИЗНАКОВ:
- Подбор прилагательных к существительным:
- Цыпленок какой?
- Матрешка какая?
- Яблоко какое?
- Цветы какие?
- Прилагательные, образованные от существительных:
- Чемодан из кожи. Он какой?
- Варежки из шерсти. Они какие?
- Конверт из бумаги. Она какая?
- Ваза из стекла. Она какая?
- Суп из курицы.Он какой?
- Сок из моркови. Он какой?
- Употребление антонимов:
- Веселый .
- Сухой .
- Светлый .
- Длинный
- Широкий
- Высокий
- Говорить
- Ссориться
- Радоваться
- Хвалить…
ВЫВОД:
- ГЛАГОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ: «Что делает?»
рыба птица водитель конь собака
бабочка змея почтальон продавец швея
парикмахер летчик повар художник
ВЫВОД: по состоянию активного словаря:
- ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:
- Образование существительных во множественном числе в именительном и родительном падежах:
Стол – столы – столов Перо – –
Стул – – Лев – –
Глаз – – Рот – –
Ведро – – Ухо – –
Окно –.. – Дерево – –
- Согласование имен числительных с существительными в роде и числе:
1 мяч
2
5
1 яблоко
2
5
1 елка
2
5
- Употребление простых и сложных предлогов ( в, на, под, со, с , из, из-за, из-под, между).
- Падежные конструкции:
Родительный падеж:
- Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья?
Дательный падеж:
- Кого ты видел в зоопарке? В цирке?
Творительный падеж:
- Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь?
Предложный падеж:
- На чем катаются дети зимой?
ВЫВОД:
- СОСТОЯНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ:
1 Двусложные из двух открытых слогов:
ноты, муха, дети, вата
- Трехсложные из открытых слогов:
малина, голова, молоко, бананы
- Односложные:
кот, дом, мак, дым
Двусложные:
- с одним закрытым слогом:
петух, хобот, диван, веник;
- со стечением согласных в середине слова:
ветка, кофта, сумка, туфли;
- с закрытым слогом и стечением согласных:
альбом, тюльпан, индюк, фонтан.
Трехсложные:
- с закрытым слогом:
бегемот, телефон, попугай, молоток;
- со стечением согласных:
улитка, ботинки, калитка, девочка
- закрытым слогом и стечением согласных:
будильник, кофейник, Айболит, охотник;
- с двумя стечениями согласных:
клубника, ласточка, футболист, хоккеист
- Односложные со стечением согласных:
винт, гном, бант, танк
- Двусложные с двумя стечениями согласных:
клубки, клюква, клумба, гнездо
- Четырехсложные из открытых слогов:
паутина, гусеница, пианино, чемоданы
- Со сложной слоговой структурой:
сковорода, милиционер, остановка, аквариум,
велосипед, космонавт, ткачиха водопроводчик
парикмахерская библиотекарь
Предложения:
Дети слепили снеговика
Милиционер стоит на перекрестке.
Водопроводчик чинит водопровод.
Фотограф фотографирует детей.
Саша сушила мокрое белье на веревочке.
ВЫВОД:
- ПРОИЗНОШЕНИЕ И РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ:
С: сад, коляска, глобус. Л: лампа, волк, стол
Сь: беседка, василек, такси Ль: лейка, плита, соль
З: замок, зонт, Незнайка Р: рука, пряники, фонарь
Зь: земляника, обезьяна, зима Рь: река, пряники, фонарь
Ц: цапля, кольцо, индеец Й: ЯБЛОКО, ЕЖ, КРЫЛЬЯ
Ш: шашки, ошейник, карандаш К: куртка, скрипка, шкаф
Ж: живот,, жук, лыжи Г: грядка,, грелка, виноград
Щ: щука, щенок, щетка Х: хлеб, ткачиха, петух
Ч: чайник, печенье, мяч
Повторить предложения:
У сома усы. У ежа ежата.
У Зины зонт. Дятел долбил ель.
Кузнец кует цепь. К нам во двор забрался крот.
Шапка да шубка — вот вам и мишутка. Майя и Юля поют.
ВЫВОД:
- ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (фонематический слух и восприятие):
- Выделение первого ударного гласного в словах: Утка, Оля, Аня.
- Выделение первого согласного в словах: палка, танк, мак.
- Выделение последнего согласного в словах: суп, мак, кот, сом.
- Отбор картинок со звуком М: мак, лампа, носки, морковь, дом, ком.
- Отбор картинок со звуками С – З: коляска, автобус, ваза, сосиски, смородина, зуб, суп, зайка, коса.
- Придумывание слов с заданным звуком.
- Повторить слоги и слова за взрослым:
та – да – та кот – год – кот бочка — почка
ка – га – га Том – дом – ком мышка — мишка
па – па – ба удочка – уточка коза — коса
ВЫВОД:
- СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА: Губы, зубы, небо, язык(объем и качество движений языка), уздечка (норма, укороченная)
- СОСТОЯНИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
- ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ И ВОЛЕВЫХ ПРОЦЕССОВ ( контактность, внимание, память, усидчивость, работоспособность):
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛОГОПЕДА
- РЕКОМЕНДАЦИИ:
« » 20 г. Подпись
«Ознакомлен(а)» « » 20 г. Подпись родителей