Педагогический проект Волшебный мир книги
Автор: воспитатель Ухина Людмила Анатольевна.
МБДОУ Детский сад №3″Колосок» с.Красное Кемеровская область, Ленинск -Кузнецкий р-он .
Проект «Волшебный мир книги»
Проект содержит краткое описание работы по формирование личностных аспектов и развитие речи дошкольников посредством погружения в мир художественной литературы, а также методические рекомендации по организации воспитательно – образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Проект адресован воспитателям ДОУ, родителям, заинтересованным в развитии личности и речи ребенка.
Файл: Проект
ПРОЕКТ
«Волшебный мир книги»
Проект «Волшебный мир книги» (Текст): методическое пособие/ Л.А.Ухина. – Красное: МДОУ»Детскийсад»Колосок»с. Красное», 2016.- 10с.
Название проекта: | «Волшебный мир книги» |
Основные разработчики: | Ухина Людмила Анатольевна, воспитатель |
Объект исследования: | Детская художественная литература как средство в формировании личности и развитии речи ребенка-дошкольника. |
Сроки проекта: | Долгосрочный проект (2016 – 2017 г.) |
Цель проекта: | Формирование личностных аспектов и развитие речи дошкольников посредством погружения в мир художественной литературы |
Задачи: | • создать условия для благоприятного развития речи ребенка-дошкольника
• обеспечить творческий характер речи. • формировать у ребёнка тенденции к саморазвитию собственной речи. • учить чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности • способствовать формированию нравственных качеств личности дошкольника через погружение в мир художественной литературы, • осуществление преемственности между ДОУ и школой |
Этапы проекта: | 1.Подготовительный
*Определение проблемы; *Определение противоречий; *Изучение литературы *Прогнозирование результатов. 2. Собственно- исследовательская опытно- экспериментальная работа, поиск ответов на поставленные вопросы. *Создание материальной базы; *Организация взаимодействия и сотрудничества с детской библиотекой, школой и музеем. *Разработка серии интегрированных занятий ; *Обработка теоретического материала и составление авторских разработок. 3.Внедрение проекта *Реализация серии интегрированных занятий *Показ открытого занятия *Семинар для педагогов *Работа с родителями: — тематическое родительское собрание; — информационный стенд для родителей; — методические рекомендации для родителей. 3. Заключительный *Презентация авторских разработок – современные технологии ознакомления дошкольников с художественным произведением; *Выставка совместных работ педагогов, родителей и детей; |
Перечень основных мероприятий. | — Разработка методических рекомендации
— Разработка конспектов занятий — Создание развивающей среды в группе — Разработка методической продукции |
Исполнители проекта и участники. | · Педагоги
· Дети группы «Солнышко» · Родители · Детская библиотека · Музей |
Ожидаемые результаты | — Повышение уровня нравственной и речевой культуры
— Развитие творческого воображения — Сформированность навыков в работе с книгой |
III. Актуальность проекта.
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором.
На сегодняшний день актуальность решения проблемы вхождение ребенка в мир художественной литературы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
Известно, что дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира, природы. Вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности.
В настоящее время федеральные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования устанавливают обязательные нормы и положения. В частности, в них указывается на необходимость включения в образование дошкольников образовательной области «Чтение художественной литературы».
IV. Новизна
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.
Эффективность погружения в мир художественной литературы с целью художественно-творческого развития ребенка определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразной деятельностью (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной).
Механизмом синтеза искусств является художественный образ, создаваемый средствами разных видов искусства:
– в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения);
– в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонация;
– в изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет), лепка (форма, объём, пропорции), аппликация (форма, цвет, композиция);
– в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.
Итогом работы в данном направлении должна стать реализация идеи синтеза искусств на основе интеграции художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства. Содержание проекта «Волшебный мир книги» направлено на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, развитие умения воспринимать произведения живописи, литературы, музыки, театра, прикладного искусства; на организацию творческой деятельности детей.
Цель:Формирование личностных аспектов и развитие речи дошкольников посредством погружения в мир художественной литературы
Задачи проекта:
- создать условия для благоприятного развития речи ребенка-дошкольника
- обеспечить творческий характер речи.
- формировать у ребёнка тенденции к саморазвитию собственной речи.
- учить чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности
- способствовать формированию нравственных качеств личности дошкольника через погружение в мир художественной литературы,
- осуществление преемственности между ДОУ и школой
V. Краткое описание этапов проекта.
Этапы проекта | Содержание | Ресурсы | Сроки реализации |
1.Подготовительный | — определение целей и задач;
— определение методов подготовительной работы с детьми, родителями; — подбор художественной литературы и методических пособий по развитию речи детей и ознакомлению с художественной литературой; |
Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001 – 256с
Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника — М.: Сфера, 2008 – 240с Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи, — М.: Книжный дом, 2003. – 344с. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – М: Просвещение, 1980.-32 с. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.-270 с. Белорыбкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Худ. Г.В.Соколов, В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития, Академия Ко, 1998 – 240с Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Издательство Центр ВЛАДОС, 2004. |
2016 г. |
2. Собственно- исследовательская опытно- экспериментальная работа, поиск ответов на поставленные вопросы. | — создание предметно-развивающей среды, а так же мини-музея книги;
— разработка примерных конспектов занятий; — разработка игр – драматизаций «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Снегурушка и лиса», «Лисичка со скалочкой» — разработка диагностики уровня речевой культуры детей; — разработать консультации, родительских собраний, оформить уголок для родителей. *Обработка теоретического материала и составление авторских разработок «Игра – драматизация при знакомстве детей с художественным произведением», «Круг чтения дошкольников» — методические рекомендации. *Разработка серии интегрированных занятий (Ухина Л.А., Милованова А.В., Радыгина З.Т.); |
Уголок читателя, мини-музей книги, детская библиотека, музей.
Создание пальчикового театра, театра теней, атрибутов для игр-драматизаций. Методические рекомендации «Круг чтения детей младшей возрастной группы», «Круг чтения детей средней возрастной группы», «Круг чтения детей старшей возрастной группы». |
2016 г. |
3. Внедрение проекта | *Диагностические исследования 2 раза в год с целью определения уровня речевого развития детей.
*Проведение серии интегрированных занятий (Ухина Л.А., Милованова А.В., Радыгина З.Т.); *Открытое занятие «Карандаши для волчишки» *Родительское собрание «Как помочь ребенку полюбить книгу». *Консультации для родителей «Круг чтения вашего ребенка», дни открытых дверей, совместные театрализации сказок, уголок для родителей. *Семинар для педагогов: «Формирования нравственных начал личности дошкольника»; «Организация деятельности с детьми с использованием средств театрализованной деятельности» . *Педагогический совет «Ребенок познает мир художественной литературы» *Сотрудничество с детской библиотекой, музеем, общеобразовательной школой: тематические выставки «Моя любимая книга», «Ах, зимушка — зима», праздники «Осень – несмеяна», «В гостях у Барбоса», «Здравствуй, лето красное!» |
«Сборник методик диагностического исследования речи дошкольников». | 2016-2017г. |
4.Заключительный | Обобщение результатов работы:
— открытое мероприятие «Потерянная книга»; — выставка детских работ «Герои любимых сказок»; — театрализованное представление «Теремок»; — анализ деятельности: результаты диагностики, анкетирование родителей. |
2017г. |
VI. Предполагаемые результаты работы
— Умение ребенка последовательно и логично рассказывать о событии, явлении, отвечать на вопросы – 95%
— Умение пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения – 70%
— Умение составлять рассказы по плану, из личного опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия – 80%
— Умение быть доброжелательным собеседником
— Знания ребенка о синонимах и антонимах – 60%
— Умение употреблять в речи сложные предложения разных видов – 75%
VII.Представление проекта.
Данный проект был представлен на методическом объединении воспитателей МДОУ «Детский сад № 3 « Колосок» с. Красное» в 2011 г.
Форма презентаций.
- Выступление для педагогов ДОУ на педагогическом совете по теме: «Сотрудничество детского сада и семьи в процессе ознакомлений детей с художественной литературой» — 2010 год .
- Выступление для педагогов ДОУ на педагогическом совете по теме: «Ребенок познает мир художественной литературы» — 2016 год.
- Выступление на семинаре: «Формирования нравственных начал личности дошкольника» — 2017 год.