Лепка из соленого теста тема Дымковская и Филимоновская игрушка
Автор: Воспитатель Зубахина Кристина Александровна.
ГБОУ школа № 1375 СП №6 Москва.
Лепка из соленого теста на тему Дымковская и Филимоновская игрушка
В рамках недели игры и игрушки. Изготовление дымковской и филимоновской игрушки из соленого теста.
Файл: конспект
Лепка из соленого теста на тему Дымковская и Филимоновская игрушка
Цель: развитие интереса детей к народным промыслам
Задачи:
Художественное творчество:
Учить использовать шаблон и стеку для придания изделию необходимой формы в работе с соленым тестом; использовать в работе приём росписи пластилином
Закреплять умение определять народный промысел по его характерным элементам и цветовому решению;
Развивать творческие способности учащихся, историческую и культурную память;
Развивать эстетические чувства и эмоции.
Познание:
Познакомить детей с народным праздником «Свистунья»;
Развивать внимание, зрительную память и творческое воображение при создании орнамента из геометрических фигур;
Закреплять умение сравнивать и уравнивать множества методом добавления;
Развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза в процессе деятельности, мелкую моторику рук.
Развитие речи:
Познакомить с названиями народного праздника — Свистунья, Свистопляска;
Развивать слуховое восприятие, умение выразительного исполнения фольклорных произведений
Социализация:
Развивать интерес детей к истории своего народа, его традициям;
Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину, его талантливый народ; трудолюбие, желание сопричастности к народному творчеству
Развивать коммуникативные навыки посредством совместной деятельности.
Материал и оборудование:
«Дымковская и Филимоновская игрушки»;
Соленое тесто белое и цветное, подкладные клеенки, стеки, салфетки для рук, шаблоны игрушек, скалки, подносы для готовых работ, аудиозапись песни
«Ярмарка» в исполнении детского ансамбля народной песни.
Методы и приемы:
Игровая мотивация, рассматривание мультимедийных иллюстраций, выступление детей; дидактическая игра «Рассортируй игрушки», беседа, вопросы к детям, объяснение способа действия педагогом, гимнастика для глаз, практическая деятельность, индивидуально-дифференцированный подход, рефлексия.
Предварительная работа:
Знакомство с народными промыслами на Руси во время НОД и совместной деятельности воспитателя и ребенка, использование альбомов о народных промыслах, раскрасок. Чтение литературных произведений, загадок.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Ребята, я предлагаю вам вспомнить русские народные промыслы.
Демонстрирую.
Что это за промысел? Помогут нам вспомнить его знатоки этого промысла.
Дети читают стихи:
1-й ребенок:
У дороги ели спят в инее седом
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
вьется голубой дымок
Словно в дымке все кругом,
голубые дали
2-й ребенок :
И село родное люди
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски.
В том селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
3-й ребенок:
Всё игрушки — непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки. Полоски.
Демонстрирую
4-й ребенок:
Простой, казалось бы, узор.
А отвести не в силах взор.
И пошла о дымке слава,
Заслужив на это право!
5-й ребенок:
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз!
И о дымковской игрушке
Рассказали вам сейчас.
Воспитатель: Спасибо, ребята.
Вот история другая, и игрушка не простая. Вспомните, как называется промысел? Выходите, знатоки, расскажите о нем.
Дети читают стихи:
1 ребенок:
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
2 ребенок:
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
3 ребенок:
Полоски красные, зеленые,
На ножках веточки сосновые.
Козлик полосатенький,
Очень привлекательный.
4 ребенок:
Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
-Подожди минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
-Филимоновская я! (свистит на свистульке)
Воспитатель: Спасибо, ребята.
Все узоры и дымково и Филимоновские похожи и напоминают нам о связях человека и природы. Давайте вспомним, что означают символы узоров? (Показ символа и ответы детей). По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.
Давайте ещё раз вспомним особенности Дымковской и Филимоновской игрушки. Для этого нам понадобится острое зрение, значит необходимо сделать зарядку для глаз.
Дружно на ноги мы встали,
Часто – часто поморгали,
Подмигнули пару раз
И закрыли правый глаз.
Подмигнули левым глазом
И закрыли оба сразу.
Посчитали: раз, 2, 3, 4, 5.
Работу можем продолжать
Воспитатель:
И Дымково и Филимоново – это промыслы, значит, для чего мастера делали игрушки? Где же они их продавали? ( На ярмарке)
Собирались мастера со всех сторон Руси – матушки, показывали свое мастерство, да присматривались к изделиям других. Зазывали, торговали, сами покупали. Радовались. Ярмарки проходили в конце зимы, люди весну зазывали, на свистульках играли. И назвали этот праздник «Свистунья» «Свистопляска». А хотите и вы на ярмарку? С пустыми руками туда не пускают. Предлагаю вам сделать пряники. Не простые, а в виде игрушек Дымковских да Филимоновских. Согласны. На столах у вас тесто и шаблоны. Вам нужно раскатать лепешку и по шаблону вырезать пряник. Украсьте его цветным тестом да не перепутайте, где шаблон Филимоновской игрушки, а где Дымковской. У каждого промысла свой орнамент.
Демонстрирую схему изготовления игрушек.
Время на работу 10-12 минут. Звучит аудиозапись песни «Ярмарка»
Эй, ребята, выходите, да товар свой выносите.
По окончании работы выкладываются на подносы по видам промысла.