Использование ИКТ на уроке чтения
Автор: учитель русского языка и чтения Семёновых Татьяна Михайловна.
КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт Арбаж пгт Арбаж Кировская область.
Использование ИКТ технологий на уроках чтения в школе для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)
Файл:Технологическая карта урока
Технологическая карта урока
Класс: 5 (дети с ОВЗ, умственная отсталость)
Предмет: чтение
Тема урока: «Первый снег» И. Бунин
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: знакомство учащихся с произведением русского поэта И. Бунина
Развивающая цель: развивать познавательный интерес учащихся к предмету.
Воспитывающая цель: содействовать эстетическому воспитанию учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
минимальный уровень:
— правильное и осознанное чтение текста вслух, в темпе, обеспечивающем его понимание;
— участие в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (ответы на простые вопросы)
— нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с помощью словаря;
достаточный уровень:
— правильное, беглое и осознанное чтение доступных художественных текстов вслух и молча;
— участие в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, опираясь на содержание текста или личный опыт;
— самостоятельное пользование справочными источниками для получения дополнительной информации
Базовые учебные действия ( дети с умственной отсталостью получают нецензовое образование, нет метапредметных результатов):
У ученика будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
Познавательные:
— овладение навыками смыслового чтения;
— под руководством учителя продолжить знакомство с литературными терминами;
— строить логическую цепь рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи;
— структурировать знания.
Регулятивные:
— формировать готовность слушать собеседника и вести диалог;
— оценивать вместе с учителем или одноклассниками результат своих действий;
— в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Коммуникативные:
— адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию;
— обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера;
— планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, осуществлять взаимоконтроль.
Личностные:
— формировать умение высказывать своё отношение к содержанию произведения, выражать свои эмоции;
— прививать любовь к русской поэзии;
— развивать эмоционально-чувственное отношение к природе;
— осуществлять оценку работ и ответов одноклассников.
Используемые технологии: элементы здоровьесберегающей технологии, информационно-коммуникационная технология (ИКТ), педагогика сотрудничества, технология педагогического общения, технология педагогической поддержки, личностно-ориентированная и дифференцированная.
Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: у учителя:
компьютер;
мультимедийный проектор;
чтение: учебник для 5 класса
репродукции картин;
видеозапись стихотворения «Первый снег» И. А. Бунина;
аудиозапись произведения Чайковского
презентация.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
I. Организационный момент. | Я рада видеть каждого из вас, И пусть в окно зима прохладой дышит, Нам будет здесь уютно и тепло Ведь весь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. — Сегодня у нас необычный урок, у нас гости, повернитесь и поздоровайтесь, ребята!!! |
Настраиваются на работу | |
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение) | Речевая разминка Слайд
ЖУ-ЖУ-ЖУ — На снежинку я гляжу. КИ-КИ-КИ – Поиграем мы в снежки! (прочитать с восхищением, грустью, вопросительно) — О каком времени года говорится в речевой разминке? (О зиме.) — Сейчас, вы услышите мелодию. Какую зимнюю картину вы представляете, слушая её? (Идёт снег. Кружатся снежинки. Завывает ветер. Падает снег.) — Чем вам нравится это время года? (Зимой бывают зимние каникулы, падает снег, мы катаемся на санках и коньках.) — Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.) — Подберите однокоренные слова к слову зима. (Зимний, зимушка, зимовать, зимовье.) -Докажите, что это однокоренные слова. (У них одинаковая общая часть – корень зим) Слайд -Сегодня мы начинаем знакомство с новой темой. Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года – зима. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Её воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А всё потому что природа зимой особенная, она какая то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью, зима –это не только красивое время года, но ещё и волшебное. Зиму называют ласково матушка, зимушка, раскрасавица. —Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять Ваши задания.) |
Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.
Слушают произведение К. Чайковского «Декабрь» |
|
III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала) | 1. Знакомство с биографией И. Бунина.
— Мы сегодня познакомимся с биографическими сведениями известного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина.Слайд — Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) Судьба и творчество писателя. Иван Алексеевич Бунин pодился 23 октября 1870 года в Воронеже, на Дворянской улице. Старший брат Бунина — Юлий Алексеевич — оказал большое влияние на формирование писателя. Он был для брата как бы домашним учителем. Иван Алексеевич писал о брате: «Он прошел со мной весь гимназический курс, занимался со мной языками, мы без конца вели с ним разговоры о литературе». Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в 18, покинув обнищавшее имение, по словам матери, он начинает добывать хлеб литературным трудом. Бунин создавал произведения не только для взрослых, но и для детей. Работал в газетах и учреждениях Харькова, Орла, Полтавы. В 1909 году стал почётным академиком Академии наук. Бунин скончался в ночь на 8 ноябpя 1953 года, похоpонен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Паpижем, в склепе. Я вам подготовила выставку книг с произведениями Ивана Алексеевича, его книги вы можете взять в нашей школьной библиотеке. Слайд 2. Первичное знакомство с произведением. — Послушайте произведение и скажите о чем оно. (Видео) (Это произведение о первом снеге.) — К какому жанру вы отнесете это произведение? (Это жанр – стихотворение). С произведениями каких жанров мы еще знакомимся на уроках лит. чтения? ( рассказы, загадки, пословицы…) — Чем отличается стихотворение от рассказа? (стих – рифма, рассказ – проза). Что такое рифма? (созвучие в окончаниях последних слов строки) — Вы знаете, что не во всех стихотворениях есть рифма? Такие произведения называются свободные стихи или верлибры. — Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Удивления, тревоги, радости, грусти.) — Как бы вы его назвали? (Первый снег. Начало зимы. Зима.) — А что вы представляете, услышав слова «первый снег»? (Это когда вся земля, деревья покрываются снегом.) — У каждого человека своё представление о первом снеге и рассказать о нём можно по- разному. Вот и писатели тоже, каждый по своему, выражает свои чувства к зиме. Чтение стихов детьми (3 чел.) — А как еще люди могут выражать свои чувства? (художники, композиторы, поэты). — Посмотрите репродукцию картины Александра Аркадьевича ПлАстова, которую он написал в 1946 году. Опишите ее. Перед нами — дети войны, на долю которых выпало много тяжелых испытаний. Но к счастью, они не перестали радоваться и смеяться. Первый снег приводит детей в восторг, они рады наступающей зиме и грядущим зимним забавам. — Кто догадался, как она называется? («Первый снег») |
Знакомятся с биографическими сведениями Ивана Алексеевича Бунина, слушают чтение стихотворения учителем. | |
IV этап. Первичное закрепление. | — Откройте учебник на странице 78, прочитайте стихотворение шёпотом.
— Ребята, какие слова в этом стихотворении были непонятны? (Пурпур, вереница, пахнуло.) — Где мы находим лексическое значение выделенных слов? (В нашем словаре, в конце учебника.) Слайд Пурпур — темно или ярко-красный цвет. Вереница — ряд сходных предметов (людей, фигур), движущихся друг за другом цепью, один за другим. Пахнуло — повеять начать дуть. (Пахнуло холодом.) (Толковый словарь С. И. Ожегова) — Сегодня что мы будем учиться делать? (выразительно читать это произведение). — Первое четверостишье прочитай… — Какую картину вы представили, услышав это четверостишье? (Голые тёмные поля и леса, красивое вечернее небо.) — Второе четверостишье прочитай… — Какую картину вы представили, услышав это четверостишье? (Утро, село, деревянные избы, поля и сад покрыты первым пушистым снегом.) Третье четверостишье прочитай… — Опишите представленную вами картину после услышанного? (Широкое белое поле, в небе летит одинокая вереница гусей.) Прочитайте еще раз самостоятельно. (Один ученик читает вслух.) — Так о каком явлении писал Иван Алексеевич Бунин в своём стихотворении? (О первом снеге.) — Вы сейчас сами побудете художниками. Только у художников кисть, а у нас — слово. Нарисуем словесную картину ко всему стихотворению. (Морозный вечер. Небо осветилось солнцем и окрасилось в пурпур. Утром поля и сад укрыты первым снегом. В небе летит стая запоздалых гусей.) Слайд Физминутка. — А сейчас прочтём это стихотворение по строке «цепочкой», расставляя паузы и логическое ударение. Вспомним, что такое логическое ударение и пауза. (выделение важного слова в предложении и пауза – остановка голоса). Взяли в руки карандаши. — «Зимним холодом пахнуло» – подчеркну слово «холодом», т.к. на него падает логическое ударение. — Другие варианты есть? Продолжаем. — «На поля и на леса». Подчеркну слова «поля, леса», В конце строки большая пауза. — «Ярким пурпуром зажглися» — подчеркну «пурпуром» — «Пред закатом небеса» — большая пауза, подчеркну слово «небеса». — «Ночью буря бушевала», — маленькая пауза, подчеркну слово «буря». — «А с рассветом на село», — маленькая пауза, подчеркну слово «село». — «На поля, на сад пустынный»- маленькая пауза после запятой и подчеркну слова «поля», «сад». — «Первым снегом понесло…» — большая пауза, подчеркну слово «первым». — « И сегодня над широкой» — подчеркну слово «сегодня». — «Белой скатертью полей» — подчеркну слово «белой». — «Мы простились с запоздалой» — подчеркну слово «простились». — «Вереницею гусей» – подчеркну слово «гусей». Работа над средствами художественной выразительности. — Ребята, при работе над лирическими произведениями, мы знакомились с разными средствам художественной выразительности. 1. Олицетворение (изображение явлений природы в образе живого существа) 2. Эпитеты (определение, прибавляемое к названию для большей художественной выразительности) 3. Сравнение (сопоставление двух объектов для нахождения общих или отличительных признаков) — Попробуем найти эти средства в нашем произведении. (Эпитеты: ярким пурпуром, пустынный сад, запоздалая вереница; олицетворение: буря бушевала). Их еще называют тропами. Есть еще один троп – метафора. Это слова, используемые в переносном значении (зажглися небеса, белая скатерть…) |
Находят лексическое значение слов, читают стихотворение, оценивают, советуют, рекомендуют. Составляют словесные картины. | |
VI. Творческое задание. Работа в парах. | Слайд
-Ребята, а давайте мы сегодня с вами попробуем стать поэтами и написать стихотворение о зиме. У вас на столах лежат листочки, попробуйте записать четверостишье к данной рифме. Слова помощники на слайде. ………снежинка ……….закружилась ….… пушинка …..…..приземлилась -Прочитайте, что у вас получилось. (4 человека) — Вот вы и стали, каждый, авторами своих произведений. Но вы знаете, что существуют произведения, которые не записывались, а предавались из поколения в поколение, напомните, что это? (устное народное творчество). Какие жанры входят в УНТ? Может кто-то знает какие-нибудь загадки, пословицы, поговорки. Мороз не велик, а стоять не велит. Много снега, много хлеба. Готовь сани летом, а телегу зимой. Береги нос в большой мороз. |
Работа в парах.
Составляют стихотворение в парах, читают стихотворение выразительно. |
|
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Подводят итог урока. | ||
VIII. Домашнее задание. | Стр. 78, выразительное чтение |