Инновационная проектная деятельность в начальной школе
Автор: Учитель начальных классов Клюева Светлана Германовна.
ГБОУ Уфимская коррекционная школа № 138 для обучающихся с ОВЗ Республика Башкортостан, город Уфа.
Творческий проект » По дорогам сказок» ( для обучающихся с ЗПР)
Проект «По дорогам сказок» для учащихся начальных классов. Помогает детям научиться понимать выразительность художественного слова. Учит отличать народную сказку от авторской, выделять элементы сказки, обогащает жизненный опыт учащихся, помогает увидеть положительные и отрицательные качества личности. Учит добру и справедливости. Развивает речь, воображение. Знакомит с возможностями современных информационных и коммуникативных технологий. Содействует развитию творческой, познавательной деятельности учащихся, как во время учебного процесса, так и во внеурочное время.
Файл: Творческий проект
Инновационная проектная деятельность в начальной школе
Творческий проект «По дорогам сказок»
Уфа – 2016 г.
Творческий проект «По дорогам сказок»
Автор и руководитель проекта: Клюева С.Г.
Предметные области:
Литературное чтение, ИЗО, технология.
Возраст учащихся:
3 класс ( обучающиеся с ЗПР )
Срок реализации проекта: 1-2 четверть 2016-2017 учебного года
Продукт проекта: сборник сказок, написанных детьми, проиллюстрированный рисунками.
Аннотация проекта
Проект «По дорогам сказок» для учащихся начальных классов. Помогает детям научиться понимать выразительность художественного слова. Учит отличать народную сказку от авторской, выделять элементы сказки, обогащает жизненный опыт учащихся, помогает увидеть положительные и отрицательные качества личности. Учит добру и справедливости. Развивает речь, воображение. Знакомит с возможностями современных информационных и коммуникативных технологий. Содействует развитию творческой, познавательной деятельности учащихся, как во время учебного процесса, так и во внеурочное время.
Проект характеризуется:
- ориентацией на получение конкретного результата
- предварительной фиксацией (описанием) этого результата в виде эскиза в разной степени
- детализации и конкретизации
- относительно жесткой регламентации срока достижения (предъявления) результата
- предварительным планированием действий по достижению результата
- программированием – планированием по времени с конкретизацией результатов отдельных действий, обеспечивающий достижение общего результата проекта
- выполнение действий и их одновременным мониторингом и коррекцией
- получением продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализом новой ситуации
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания, умения, компетенции и ценности.
Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность, в свою очередь, формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Необходимо учить им учащихся уже в начальной школе.
Актуальность проекта
Мы живем в очень непростое время. На сегодняшний день все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают никаких книг. Это вызывает тревогу не только у учителя, но и у родителей. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к чтению. Очень хорошо подходит как раз метод проектов. В нашем проекте мы работаем со сказками.
Сказка – это один из основных жанров фольклора, популярный жанр устного народного и авторского творчества с установкой на вымысел. Сказка – это этическое, прозаическое произведение с бытовым, волшебным или авантюрным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Герои сказок – это люди и животные. Характерная черта любой сказки – счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и социально-бытовые. На уроках и во внеурочное время мы читаем разные сказки. Дети учатся думать и анализировать.
Работа по данному проекту обусловлена тем, что мои ученики — это дети с задержкой психического развития и имеют большие потребности в познании, эмоциональном освоении действительности, высокой речевой и игровой активности, создании яркой картины мира. Участники проекта имеют возможность создать пространство творческого взаимодействия с родителями и педагогами, ощутить радость от совместной работы и полученных результатов труда.
Дидактические цели учебного проекта:
— развивать творческий потенциал активной, самостоятельной, эмоционально – отзывчивой, социально – компетентной и развивающейся личности как субъекта деятельности через знакомство со сказками;
— расширять читательский и культурный кругозор учащихся;
— планировать и реализовывать проектную деятельность в школе.
Компетентности, формируемые учебным проектом:
— в сфере самостоятельной деятельности;
— основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
— в сфере гражданско-общественной деятельности;
— в бытовой сфере;
— в сфере культурно — досуговой деятельности.
Методические задачи учебного проекта:
Обучающие:
Научить школьников различать авторские и народные сказки.
Познакомить учащихся с известными сказочными героями.
Развивающие:
Развивать у учащихся познавательный интерес.
Развивать творческие способности учащихся.
Совершенствовать словарный запас учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать добро, справедливость, любовь к чтению через сказки.
Совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах, сотрудничество.
Основополагающий и проблемный вопрос проекта:
Почему люди любят сказки?
Вопросы учебной темы:
— На какие группы делятся сказки?
— Для чего в сказках нужны волшебные предметы?
— Всегда ли в сказках главным героем является человек?
— Основные признаки сказки?
Гипотеза:
Проект даст возможность учащимся познакомиться как с народными сказками, так и с различными авторскими сказками, что будет способствовать развитию личности ребенка и воспитанию интереса к предмету литературного чтения .
Самостоятельные исследования учащихся в рамках проекта:
— Что такое сказка?
— Какие бывают сказки?
— Что несет в себе сказка?
— Откуда берутся сказки?
— Для чего нужны сказки?
— Для чего в сказках нужны волшебные предметы?
— Всегда ли в сказках главным героем является человек?
— Основные признаки сказки?
— Чему учат сказки?
Определяется поиск источников информации и список используемой литературы.
Ожидаемые результаты:
1.Активизация деятельности детей. Развитие интеллекта, коммуникативных и творческих способностей учащихся.
- Вовлечение детей и их родителей в активную творческую деятельность .
- Проявление активности, инициативы, творчества в организации и проведении мероприятий, посвященных сказкам.
- Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, в том числе исследовательскими.
- Обогащение знаниями о сказках, об их роли.
6 . Инсценировки известных сказок.
- Написание сборника сказок, иллюстрированного рисунками.
Этапы проекта:
Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | |
Подготовительный | -Определение темы и целей.
— Конференция « Почему люди любят сказки?» |
1) Анкетирование.
2) Обсуждение сказок с учителем. 3) Гипотеза проекта. 4) Постановка целей. |
1) Анализ анкет.
2) Мотивация учащихся. Помощь в постановке целей и задач. |
Планирование | — Определение методов работы.
— Распределение задач между членами проектной группы. |
1) Разрабатывают план действий над проектом.
2) Формулируют задачи. |
Анализирую план действий и методы работы, помогаю, советую |
Исследовательский | -Самостоятельные исследования учащихся в рамках проекта | Определяют поиск источников информации и список используемой литературы. | Слушаю, задаю вопросы, даю оценку результату |
Трансляционно – оформительский этап | — Сбор информации.
— Выбор сказок для драматизации. — Словарная работа — Иллюстрации к сказкам. -Создание эскизов костюмов. — Инсценировка сказкок |
1) Работа с текстом роли.
2) Иллюстрации героев сказки. 3) Создание эскизов костюмов. |
Предлагаю на выбор несколько сказок, аргументирую свой выбор. |
Творческий | -Сочинение и запись своих сказок. | 1)Самостоятельно сочиняют сказку.
2) Делают иллюстрации к сказке. |
Наблюдаю, советую, косвенно руковожу и контролирую деятельность учащихся. |
Получение результатов | -Анализ выполненной работы.
-Решение промежуточных задач. |
Проводят анализ своей работы. | Наблюдаю, советую. |
Представление отчёта | -Оформление сборника сказок, написанных детьми, проиллюстрированного рисунками. | Отчитываются о проделанной работе. Обсуждают работы. | Слушаю, задаю вопросы. |
Оценка результатов | -Анализ и оценивание результатов.
— Участие в конкурсах ( районных, городских, международных), олимпиадах на данную тематику. |
Самооценка своей работы путём коллективного обсуждения. | Оцениваю работу учащихся, успешность их деятельности и ценность полученных результатов. |
Приложение
- Метод исследования:
1) Вопросы анкеты:
— Назови любимые сказки .
— На кого из героев сказок ты хотел бы быть похожим? Почему?
— Кого из перечисленных сказочных персонажей ты считаешь хорошими:
Незнайка, Иван-Царевич, Буратино,Кощей Бессмертный, Золушка.
Почему именно его?
— Если бы ты поймал Золотую рыбку, о чем бы ты ее попросил?
— Зачем сказка нужна человеку?
2) Таблица, которую надо заполнить всем участникам проекта.
Сказка | Проблема | Жизненное решение | Подвиги героев | Результаты этих героев | Мораль сказки (вывод) |
- Рефлексия участия в проекте.
— Нравится участвовать впроектной деятельности?
— Было интересно, полезно и познавательно?
-Что вам понравилось больше всего в проекте?
- Итог:
— Мы обобщили ………..
— Мы уточнили …………
— Мы создали …………..
Фотоотчет о проделанной работе