Воспитательная задача детского театра в дошкольном учреждении
Автор: Воспитатель Невмовенко Инга Константиновна.
МБДОУ» ДС КВ «Солнышко» ЯНАО, Пуровский район.
Файл: статья
Тема «Театрализация в жизни ребенка и ее результаты»
Содержание:
1.Вступление.
2.Актуальность.
3.Проблема.
4.Цель, задачи.
5.Основные направления работы.
6.Построение развивающей среды. Место педагога в развивающей среде.
7.Формы и методы работы.
Вступление.
Современные условия предусматривают развитие творческой и креативной личности. В настоящее время в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования предъявляются повышенные требования как к формам организации разных видов детской деятельности детей, так и к содержанию воспитательно-образовательного процесса в целом.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, а не способность чувствовать, думать и творить. Наши дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются. Их интересы ограничены, а игры однообразны.
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. Воспитание ребенка посредством театрализации позволяет обратиться не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития креативности.
Развитие креативности посредством театрализации – это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу, синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Я считаю, что такая деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корректирует в разных сферах психической деятельности.
Актуальность.
Актуальность выбранной темы определяю тем, что сегодня объективный процесс интеллектуализации обучения и воспитания детей дошкольного возраста наряду с положительным эффектом оказал отрицательное влияние на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Статистика показывает, что в настоящее время в России значительно увеличилось число детей старшего дошкольного возраста страдающих отклонениями в эмоциональной сфере. Все эти отклонения в дальнейшем ведут к трудностям школьного обучения и взаимоотношения ребенка со сверстниками.
Известные отечественные психологи и педагоги Л.С. Выготский, В.Я. Воронова, Н.Ф. Губанова, В.Г. Петрова, С.И. Мерзлякова пишут о необходимости театрализованной деятельности в современном дошкольном учреждении. Они отмечают, что именно в театрализованной деятельности реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно, как взрослый.
Грамотно организованная театрализованная деятельность способствует развитию в детях творчества, оригинальности мышления, образной памяти, умение находить свое собственное решение, отстаивать свою точку зрения, импровизировать.
Волшебство театра позволяет детям научиться преодолевать стереотипы мышления, разные комплексы и пробудить их индивидуальные творческие способности.
Проблема.
Наблюдая за выступлениями детей на развлечениях, за их самостоятельной театрализованной деятельностью, сделала вывод, что у детей недостаточно развиты эмоции, не сформировано умение творчески проявлять свои впечатления и представления о сказках, передавать и отображать литературных героев.
Почти во всех случаях наблюдается заштампованность: дети повторяют и имитируют действия друг друга, создавая одинаковые образы. Мимика, жесты, речь детей скупы и невыразительны, движения скованы и однообразны. Но при этом видно, что дети с удовольствием включаются в театрализованные игры, участвуют в создании спектаклей, самостоятельно их организовывают.
Следующая проблема — несоответствие предметно-пространственной среды образовательного учреждения уровню современных требований, включающих ребёнка в культуру современного общества с самого раннего детства, предоставляющей ему свободу выбора деятельности, самостоятельному поиску информации, места её осуществления, орудий и партнёров. Учитывая эти проблемы, для развития креативного мышления дошкольников посредством театрализованной деятельности, я поставила перед собой цель.
Цель, задачи.
Цель деятельности: способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей; создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
И определила следующие задачи:
• развивать творческие способности детей;
• развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;
• привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса)
• расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях;
• создать у родителей представление о театральной деятельности детей, как об одном из наиболее важных видов деятельности в дошкольном возрасте;
• найти пути сотрудничества с семьями воспитанников, направленные на обеспечение благоприятных условий для творческой личности.
Поставленные задачи решаю по направлениям:
• Изучение методической литературы по выбранной теме.
• Развивающая предметно-пространственная среда.
• Работа с детьми.
• Взаимодействие с родителями.
В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого и эмоционально-личностного подхода к развитию ребёнка.
Например:
1. Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт-фантазия» Э.Г.Чуриловой.
2. Программа «Театр – творчество – дети» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович.
3. Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханевой.
4. Театрализованные игры в детском саду – авторская педагогическая технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой.
5. Программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А. Антипиной.
Рассматривая труды учёных, пришла к выводу, что они единодушны во мнении, что театр является одним из самых ярких и доступных восприятию ребёнка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом видечеловеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
Развивающая предметно-пространственная среда.
В последние годы происходит реформирование системы образования: изданы и рекомендованы Министерством Образования новые программы, разработаны оригинальные методические материалы.
Согласно ФГОС ДОхудожественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Поэтому необходимо создать такие условия, в которых ребенок смог бы реализовать себя как личность, в частности, обновить предметно-развивающую среду, осваивать новые современные технологии и методики, способствующие эффективному эмоциональному и социальному развитию детей. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной и социальной сферы должны рассматриваться в качестве одной из приоритетных задач воспитания.
Моя работа в детском саду началась с формирования развивающей предметно-пространственной среды.
При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды театральной студии следует опираться на следующие принципы:
• Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство в театральной студии дошкольного учреждения должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, которые позволят детям в соответствии с желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу.
• Принцип активности, стимулирующей активность и познавательную деятельность ребенка. Стимулирующими факторами является ситуация свободного выбора цели действия.
• Принцип свободы и самостоятельности, позволяющей ребенку самостоятельно определять свое отношение к среде (воспринимать, подражать, создавать и т. д.), выбирать то, что ему по душе.
• Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды.
• Принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий детям получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими предметами.
Чтобы оптимально использовать воздействие средств театрализации, я решила создать театральный уголок, в котором использую: Настольный театр, Театр Бибабо, Стендовый и Пальчиковый театры.
Но в свою очередь я хочу отметить, что предметно-пространственная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие.
По моему мнению, только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушевляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка. Воспитатель, с одной стороны, является автором среды, с другой стороны – ее компонентом.
Компонент потому, что определяет свое место в среде относительно каждого ребенка.
В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка.
Формы и методы работы.
Современная педагогика активно меняется, и результативность работы с детьми зависит от воспитателя, от того, как он строит свою деятельность, какие ориентиры ставит перед собой.
Я не следую ортодоксальным меркам, стараюсь осуществлять «живое общение», широко использую игровые технологии;
Я – не над детьми, а вместе с ними, поэтому в нашем тандеме – полное равноправие.
Для более эффективного достижения поставленных задач я организовала дополнительную театрализованную деятельность в группе.
Вместе с детьми мы придумываем разные истории, разыгрываем их, сочиняем сказки по картинкам, играем в театр, учимся рисовать, проводим необычные подвижные игры, приветствия, упражнения-разминки.
Проигрывая свои истории с товарищами, каждый учится общению, совершенствует свои коммуникативные навыки и культуру, причём всё это происходит во время игры. А игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности дошкольников.
Чтобы театрализованные игры были эффективны, для развития детского творчества, совместно с коллегой мы сшили и изготовили костюмы, детали которых могут применяться для разных персонажей и в разных вариантах.
Учитывая требования современной педагогики широко использую в своей работе: пескотерапию, сказкотерапию, психогимнастику, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Я считаю, что моя театрализованная деятельность с детьми, предоставляет детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.
Работа с родителями.
Но я бы не смогла добиться каких либо результатов, если бы не родители. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов: «Концепции дошкольного воспитания», в законе «Об образовании» и ФГОС ДО.
При организации совместной работы с родителями соблюдаю основные принципы: открытость, сотрудничество, создание активной развивающей среды и анализ общих и частных проблем в развитие и воспитании наших детей.
Существуют различные формы работы с родителями. Я в своей работе придерживаюсь нетрадиционных форм общения и считаю, что они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
В работе с родителями я стремлюсь достичь таких отношений, когда мамы и папы становятся нашими активными помощниками. Совместно с детьми они выполняют творческие задания.
Все это способствует созданию прочного союза, а ребёнок испытывает радость от процесса и результата, чувствуя поддержку и одобрение со стороны родителей.
В результате проделанной работы создаются условия для развития творческой активности детей.
Результаты нашей работы: совместно-взрослые мероприятия, театрализация сказок для малышей, изготовление кукол совместно с родителями, работа с театрами, которые приезжают к нам, родительские собрания.
Ожидаемые результаты, оправдывают мои надежды. У родителей происходит осознание необходимости работать в одном направлении, вырастить успешных, жизнерадостных людей, создание здорового будущего.
• Родители оказывают поддержку педагогам в воспитании и развитии детей.
• Родители участвуют в реализации тематических проектов детей.
• Родители оказывают поддержку друг другу в решении проблем воспитания.
Театр сочетает в себе музыку, живопись, танец, литературу, образное слово, актерскую игру. Занятия театром развивают сферу чувств, будят соучастие. Сострадание, умение поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним, помогает овладевать навыками общения, развивает диалогическую речь, обогащает словарный запас, что указывает на прямую связь с образовательными областями коммуникация, социализация, художественное творчество, прослеживается связь с областями здоровье, физическая культура, основы безопасности жизни. Таким образом, мы видим, как все эти области тесно переплетаются между собой, что, собственно и является интеграцией.