Конспект экскурсии в Третьяковскую галерею
Автор: воспитатель Разводовская Татьяна Евгеньевна.
ГБОУ Школа № 1375 ДО № 6 Москва.
«Сказки В. М. Васнецова»
Конспект экскурсии в Третьяковскую галерею для подготовительной группы
Файл:Конспект экскурсии
КОНСПЕКТ занятия в рамках экскурсионной деятельности для детей подготовительной группы в Третьяковской галерее зал В. М. Васнецова
Цель: Формирование представлений о музеях Москвы, великих соотечественниках
Задачи:
• Формировать представления о Третьяковской галерее;
• Познакомить с творчеством В. М. Васнецова
• Учить соотносить картину с литературным произведением;
• Формировать представления о художественном образе произведения;
• Развивать умение воспринимать произведения изобразительного искусства, высказываться на тему произведения живописи;
• Воспитывать эстетический вкус;
• Закреплять умение соблюдать правила культурного поведения при посещении музея.
Предварительная работа:
• чтение литературных произведений: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван – царевич и серый волк», былины;
• рассматривание репродукций;
• обсуждение правил поведения в музеях, общественных местах;
• беседа о музеях Москвы.
Ход экскурсии:
(У входа в Третьяковскую галерею)
Госуда́рственная Третьяко́вская галере́я — художественный музей в Москве, основанный купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.
В 1867 году для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.
Через 25 лет после открытия галереи Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москва. В собрании к этому времени насчитывалось 2000 полотен, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».
Галерея находилась в доме семьи Третьяковых. По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. И наконец, в начале прошлого века, появился знаменитый фасад, разработанный архитектором В. Н. Башкировым по рисункам художника Виктора Михайловича Васнецова.
3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея.
Сейчас мы с вами пройдем во внутрь и познакомимся с некоторыми произведениями искусства. Вы помните, как надо вести себя в музее? (не шуметь, не бегать, слушать экскурсовода) Что делать, если вы хотите что-то спросить? Можно ли трогать музейные экспонаты, заходить за ограждения?
В зале В. М. Васнецова
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии.
Виктор Михайлович брал уроки рисования сначала у гимназического учителя рисования, а позже уехал в Петербург, где учился в Рисовальной школе, а потом поступил в Академию художеств.
Выставлять свои работы начал уже в 21 год.
Одной из излюбленных тем для Васнецова была тема русских былин и сказок.
«Богатыри» (1881—1898)
Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники».
В начальных эскизах витязь был повёрнут лицом к зрителю, на картине была дорога, но Васнецов убрал её для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне. Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. В одном из своих писем Васнецов пишет:
На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии».
«Аленушка»
За основу сюжета была взята сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Сначала он рисовал пейзажи на берегу реки Вори, и у пруда в Ахтырке. А затем появился вариант картины, который мы м вами видим.
Сам Васнецов так отзывался о своей картине:
«Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.
Изначально картина называлась «Дурочка Алёнушка». «Дурочками» в то время называли сирот. Перед нами девочка, убежавшая в лесную чащу к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесенную злыми людьми, попечалиться о своей тяжелой жизни. посмотрите, как одиноко она сидит на камне. Волосы рассыпались по плечам, босая, не смотря на осень. крепко сжаты пальцы рук. обхватившие колени. И природа созвучна настроению девочки. Общий тон картины неяркий, в нем преобладают темно-зеленый и коричневый цвета. Так художник хотел подчеркнуть настроение девочки.
«Иван-Царевич на Сером волке»
Картина представляет собой иллюстрацию к известной русской сказке. О чем эта сказка? Кто ее герои? Почему их так зовут? Откуда и куда едут герои? Совершенно верно: Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной мчатся на Сером Волке сквозь тёмный лес, спасаясь от погони.
«Три царевны подземного царства»
Однажды известный предприниматель Савва Мамонтов заказал Виктору Васнецову три картины для кабинета правления Донецкой железной дороги. Васнецов написал «Три царевны подземного царства», «Ковёр-самолет» и «Битва скифов со славянами».
За основу картины взята сказка «Подземные царства». Картина «Три царевны подземного царства» олицетворяет богатство недр Донбасса, для чего немного изменён сюжет сказки — на ней изображена царевна каменного угля. Члены правления не приняли работы Васнецова на сказочную тему как неуместные для служебного помещения.
«Богатыри»
Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?».
На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье и щит, в другой булатная палица. Слева на светло-сером коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой. Справа на коне бурой масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. На другом боку у него гусли. На спине младшего из богатырей щит. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.
Богатыри — защитники русской земли. Могучие фигуры на конях вздымаются подобно горам или исполинским деревьям. Васнецов наделяет своих героев исконными качествами русского характера. Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа. Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче. А в образе Алёши Поповича нашло отражение поэтическое и немного нежное, доброе начало русской души, чуткость ко всем проявлениям красоты».
Эта картина примечательна еще тем, что на ней художник изобразил самого себя. Посмотрите на портрет художника и попробуйте догадаться, какой из богатырей написан художником с самого себя.
Мы с вами посетили музей, который называется… С творчеством какого художника мы познакомились? Какие картины Виктора Михайловича Васнецова вы видели? Какая понравилась больше всего? Почему? Хотели бы вы еще раз посетить этот музей?