Дошкольники в мире шахмат
Руководитель: воспитатель Семенова Елена Нимбуевна.
Автор: подготовительная группа Очиров Пётр Игоревич.
МБДОУ детский сад №97 «Земляничка» г. Улан-Удэ.
«Дошкольники в мире шахмат»
Данная работа представляет исследовательский проект социального направления, ориентированный на следующие категории участников воспитательно-образовательного процесса: дети, родители, педагоги.
Файл:Презентация
Исследовательский проект по теме «Дошкольники в мире шахмат»
Проектно-исследовательская деятельность «Дошкольники в мире шахмат».
План исследовательской работы:
- Выбор темы: тема «Дошкольники в мире шахмат» была выбрана неслучайно. Шахматы − это то, что интересно автору, чем он занимается с четырех лет.
- Актуальность проекта: шахматы – это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей старшего дошкольного возраста, предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики, мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам.
Игра в шахматы решает сразу несколько задач:
- Познавательную:расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.
- Воспитательную:вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
- Эстетическую:обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.
- Физическую:побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
- Коррекционную:помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.
- Направление проекта – социальное. Проведенная работа была ориентирована на следующие категории: дети, родители, педагоги.
- Определение цели, задач, гипотезы, объекта исследования:
Цель − анализ вовлеченности детей в процесс изучения мира шахмат для дальнейшей популяризации этого вида спорта среди дошкольников; развитие интереса дошкольников к шахматам; освоение начального этапа шахматной теории и практики.
Задачи:
Для реализации в рамках данного проекта были выбраны следующие задачи:
- изучить теоретическую базу для достижения поставленной цели;
- организовать анкетирование родителей;
- провести беседы и практические занятия (игровые и творческие) с воспитанниками детского сада на шахматную тематику;
- сделать анализ полученной информации и проведенных мероприятий.
Гипотеза − введение шахматных уроков в детском саду будет являться дополнительным фактором познавательного развития дошкольников.
Объект исследования − интерес к шахматам среди дошкольников; способность детей старшего дошкольного возраста воспринимать и усваивать информацию по теории шахмат, осваивать практические знания шахматной игры.
5.Выбор методов исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности.
- Реализация проекта.
Ожидаемые результаты проекта:
- заинтересованность родителей в шахматных занятиях дошкольников в детском саду на уровне 70% (от числа опрошенных родителей);
- выявление интереса детей к шахматам;
- эскалация заинтересованности в освоении новых знаний и умений;
- усиление связей ребенок — родители, ребенок — воспитатель как результат активизации познавательного интереса ( осознание факта — «взрослый человек — источник знаний»);
- усиление социальной вовлеченности дошкольников в коллектив группы (расширение круга общения за счет общих интересов);
- интенсификация творческой деятельности.
Этапы реализации исследовательского проекта.
Этапы | Формы работы | Срок реализации | Время в режиме дня | Место и способ проведения |
I. Подготовительный (теоретически-ознакомительный). | 1. Беседа «Что такое шахматы?» | 10.03.2017 | вторая половина дня | в группе с воспитателем |
2. Знакомство с разновидностями шахмат — сообщение. | 13.03.2017 | вторая половина дня | в группе с воспитателем | |
3. Чтение о выдающихся шахматистах мира. | 15.03.2017 | вторая половина дня | в группе с воспитателем | |
4. Просмотр видеофильма о чемпионах мира. | 17.03.2017 | вторая половина дня | музыкальный зал | |
5. Беседа на тему « Шахматисты республики Бурятия» | 20.03.2017 | занятие | в группе с воспитателем | |
6. Сеансы шахматной игры с воспитанниками и воспитателем группы №12 д/с «Земляничка» | в течение месяца
с 10.03.2017 по 10.04.2017 |
вторая половина дня | в группе с воспитателем | |
II. Детская продуктивная деятельность. | 1. Знакомство с шахматными фигурами. | 10.03.2017 | вторая половина дня | в группе с воспитателем |
2. Рисунок на тему «Моя любимая шахматная фигура». | 13.03.2017 | вторая половина дня | в группе с воспитателем | |
3. Лепка «Пешки в бой». | 15.03.2017 | вторая половина дня | в группе с воспитателем | |
4. Аппликация «Шахматный конь». | 17.03.2017 | вторая половина дня | в группе с воспитателем | |
5. Спортивный досуг, посвященный шахматам. | 22.03.2017 | вторая половина дня | в группе с воспитателем | |
6. Беседа с детьми «Что я узнал о шахматах?» | 4.04.2017 | занятие | в группе с воспитателем | |
III. Презентация проекта | Защита проекта «Дошкольники в мире шахмат». | 19.04.2017 | первая половина дня | д/с «Дашенька» |
Согласно результатам проведенного анкетирования, в котором приняло участие 60 человек − родители воспитанников старших групп МБДОУ Д/С №97, все 100% опрошенных согласны с тем, что занятие шахматами способствует развитию мыслительной деятельности и мелкой моторики ребёнка и считают необходимым введение шахматных занятий в детском саду. Умение играть в шахматы подтвердили 37% взрослых и 56% заявили о желании научиться играть, в то время как всего 6 детей (10%) знакомы с этой замечательной игрой. К сожалению, на вопрос анкеты «Каких известных шахматистов в республике Бурятия Вы знаете?» ответили лишь единицы.
Таким образом, результаты выполненного исследовательского проекта можно обобщить следующими тезисами:
- заинтересованность родителей в шахматных занятиях дошкольников в детском саду на уровне 100%;
- интерес к шахматам у дошкольников − активный, но не реализованный (воспитанникам ДОУ интересен данный вид спорта, однако отсутствие необходимых знаний и умений не позволяет поддерживать интерес на должном уровне и развиваться);
- оптимальный возраст для начала занятий шахматами − 4-6 лет;
- степень начальной вовлеченности ребят указанной возрастной категории в мир шахмат − низкая (10%);
- творческая деятельность дошкольников в направлении темы «Шахматы» достаточно активная и разнообразная (ребята с удовольствием рисовали, лепили и апплицировали шахматные фигуры);
- у юных шахматистов в стремлении победить укрепляется интерес к знаниям (выстраивается цепочка: новые знания → новые умения → превосходство над соперником → победа);
- у дошкольников развивается и укрепляется чувство патриотизма (гордость за соотечественников, прославивших нашу страну и нашу республику своими победами);
- многолетняя практика других стран и введение шахмат в ряде детских садов России подтверждает важность этих занятий для развития личности каждого ребенка.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7