Возрождение истории конкурс педагогический проект
Автор: Воспитатель Тимофеева Ольга Алексеевна.
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение №133 г. Новокузнецк.
Возрождение истории, куклы- оберег
Файл:проект
«Возрождение истории. Волшебного мира тряпичной куклы — оберег».
В современном обществе ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.
В отсутствие в древности технологий сохранения больших объемов информации бесценным источником знаний о русской культуре является фольклор во всем разнообразии его жанров и проявлений. Одним из интереснейших фольклорных направлений, безусловно, является тряпичная кукла. Сначала она за интересовала меня как игрушка, потом простой интерес перерос в серьезное увлечение. У меня появилось желание отвлечь детей от импортных машинок, от Барби и открыть для них волшебный мир тряпичной куклы.
А с учетом направлений развития общественного интереса к русскому фольклорному искусству, я не чувствую, что тема моего проекта «оторвана от жизни». Я убедилась, что собранная мной информация востребована и актуальна! И я полна желания ее донести, до родителей и детей, как можно большего числа.
Русский народ не должен терять нравственного авторитета среди других народов. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом…
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это непросто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как играли с куклой и, что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Проблема проекта.
Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к тряпичной кукле, мои воспитанники и их родители не осознают ее важного места в русской культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку. Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность кукол, подтолкнет детей к изготовлению куклы своими руками, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков.
Цель проекта: история и технология изготовления русских народных обережных кукол и выяснение их символико-функци
Задачи проекта:
1. Собрать информацию о роли и месте тряпичной куклы в быту.
2. Изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов кукол.
3. Организовать и провести мероприятия, направленные на привлечение внимания к тематике проекта, на рост популярности тряпичной куклы.
4. Самостоятельно изготовить куклу – оберег.
Для педагогов:
Повышение уровня компетентности в истории русской народной кукле;
Инновационные изменения в организации процесса.
Для воспитанников:
1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления
2. В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с тряпичной куклой. Есть:
— альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;
— подборка иллюстраций и фотографий;
— буклеты по изготовлению тряпичных кукол;
— мини-музей тряпичной куклы.
— Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.
Для родителей:
Повышение уровня знаний о истории народной куклы;
Повышение статуса семейного воспитания.
Умение изготавливать куклу вместе с ребенком.
Конечные результаты реализации проекта:
— Распространение опыта изучения народной куклы;
— Повышение компетентности и профессионализма педагогов;
— Создание условий для творчества детей.
Реализация проекта
Разработаны 3 этапа реализации проекта:
1-й этап: подготовительный
2-й этап: практический (реализация намеченных планов).
3-й этап: заключительный (подведение итогов).
На подготовительном этапе (приложение 1)
Были определены участники проекта, их роль в достижении предполагаемых результатов. Задачи подготовительног
В результате анализа состояния развивающей среды педагоги предложили приобрести наглядный материал, подборка иллюстраций, буклеты по изготовлению тряпичных кукол, конспекты занятий, материал для творчества, фотоальбом «Традиционная народная тряпичная кукла-оберег» с описанием кукол, Мастер- класс.
Нашими идеями заинтересовались родители, которые помогли в приобретении материала для изготовления кукол.
Подводя итог подготовительног
Более трудоёмким, но и самым плодотворным является второй этап – практический (приложение 2).
На этом этапе были разработаны рекомендации:
На данном этапе в реализации педагогического процесса используются следующие методы и формы работы:
— беседа, рассматривание различных иллюстраций;
— чтение художественной литературы;
— изготовление куклы–оберег.
Второй этап начинается с познавательного цикла, который подкрепляется продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.
Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».
Подбираемый материал должен быть доступным для понимания детей, интересным и соответствовать данному возрасту. И здесь всё зависит от педагога, насколько он сам заинтересован в этом вопросе.
Грамотное использование подобранного материала в режимных моментах и повседневной жизни детского сада также позволит повысить эффективность работы по данной теме, что повысит творческий потенциал детей.
Заинтересованнос
Работа с родителями по формированию представления об истории русской куклы-оберег её изготовления включает следующие мероприятия:
— изготовление буклетов;
— консультации, анкетирование;
Подводя итоги совместных мероприятий, увеличилось количество родителей – участников.
На заключительном этапе проекта (приложение3) важно было оценить работы по изготовлению кукол детьми, насколько педагоги и родители заинтересовались этой работой? Принесла ли она ожидаемые результаты?
Педагоги, используя в воспитательно-об
Большое значение имеет не только обучение, но и накопление опыта, творческого потенциала.
Приобщать и развивать у детей способность, применять накопленный опыт.
Критерии оценки
3 балла. Высокий уровень:
— проявляет интерес к теме проекта, охотно воспринимает новую информацию;
— охотно участвует в коллективных наблюдениях.
— подробно, с интересом рассказывает об истории русской куклы-оберег, его разновидностях, изготовлении;
2 балла. Средний результат:
— проявляет слабый интерес к теме проекта, новую информацию усваивает частично;
— с переменным интересом участвует в коллективных наблюдениях,
— может частично рассказать об истории куклы — оберег, ее разновидностях, изготовлении;
1 балл. Низкий результат:
— не проявляет интерес к теме проекта, не воспринимает новую информацию;
— не принимает участие в коллективных наблюдениях,
— не может рассказать об истории русской куклы-оберег, ее разновидностях, изготовлении;
Срок реализации: февраль, март.
Задачи:
— Исследовать условия реализации проекта:
— Оценить степень заинтересованнос
— Изучить компетентность и заинтересованнос
Содержание работы |
||
С педагогами | С детьми | С родителями |
1 | 2 | 3 |
1. Изучение литературы по данному направлению.
2. Создание условий развивающей среды. |
1.Подготовка материала для воспитательно — образовательно процесса. (старший дошкольный возраст)
2.Диагностирован |
1.Анкетирование, беседы.
2.Изучение компетентности родителей. 3.Изучение степени потребности и желания сотрудничества по данному направлению. |
Ожидаемый результат |
||
1.Повышение уровня компетентности педагогов.
2.Улучшение качества проведения НОД. |
1.Повышение интереса детей.
2.Систематизация работы по данной теме. 3.Повышение уровня знаний о русской кукле-оберег. |
1.Повышение уровня компетентности родителей по данной теме.
2.Желание родителей участвовать в совместных мероприятиях ДОУ. 3.Повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество |
Деятельность на третьем – заключительном – этапе и ожидаемые результаты
Срок реализации: март.
Задачи: проанализировать эффективность реализации проекта.
Содержание работы |
||
С педагогами | С детьми | С родителями |
1.Анализ уровня профессиональной компетентности.
2.Обмен опытом участников проекта. |
1.Сравнительная диагностика умений воспитанников и усвоения ими знаний.
2.Анализ полученных результатов |
1.Анкетирование родителей.
2.Награждение грамотами самых активных родителей – участников проекта |
Ожидаемый результат |
||
1.Анализ результатов проектной деятельности.
2.Определение проблем в процессе проведенной работы. 3.Творческое использование кукол-оберег в разных видах деятельности |
1.Повышение качества усвоения знаний во время НОД.
2.Появление интереса к кукле — оберег. 3.Проявлениетвор |
1. Повышение статуса семейного воспитания.
2.Готовность родителей к активному сотрудничеству с детским садом |
ЛИТЕРАТУРА:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. -М.: Мозаика-Синтез, 2008. -112 с.
2. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. — М.: Школьная Пресса, 2010. -64с.
3. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. -М.: ТЦ Сфера, 2010. -128 с.
4. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. Ребенок в детском саду. -2010.№2. — с.7.