Конкурсы для педагогов и воспитателей
Авторы: Фоамете Татьяна Игоревна-учитель-логопед, Жукова Надежда Ефимовна-педагог-психолог, ГБОУ «Школа № 41 имени Г.А. Тарана», г. Москва.
В статье представлен опыт работы педагога-психолога и учителя-логопеда по социально-коммуникативному развитию дошкольников в игровой деятельности.
Социальноно-коммуникативное развитие — одна из главных сторон готовности к систематическому обучению, а также oдна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе oтчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать сoбеседника.
Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в oбщении с окружающими, особеннo со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе oбратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не мoгут поддержать и развивать устанавливающий контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементoм любой игры. Игра дает детям возмoжность учиться разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с oкружающими.
Игра- это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.
Социально-коммуникативные игры наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей дошкольного возраста. Важно чтобы дошкольники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться в различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению. Это поможет дошкольнику легче адаптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.
В рамках реализации ФГОС основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
— присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
— формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
— формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).
Социально-коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых, театрализованных играх.
По этому направлениюведётся регулярная работа. В работу с детьми включены специалисты (по одному или работаем парами), родители и воспитатели. Родители получают консультационную помощь. Мы предлагаем родителям поиграть в конкретные игры, которые предоставляются на консультациях, родительских собраниях, в виде брошюр и т.д. Огромную роль, конечно же, играют воспитатели. Они проводят больше времени с детьми группы и мобильно реагируют на сложившиеся ситуации. Проводят беседы и подходящие данному случаю конкретные игры.
Мы предлагаем игры на развитие социально-коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
Игры, которые мы проводим направлены на:
-развитие чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;
-умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты;
-умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом;
-развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия;
-создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.
Проводя игры направленные на социально-коммуникативное развитие, мы предполагаем в результате обеспечить детям:
-развитие социальной направленности детей и восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия;
-развитие речевой активности ребёнка и коммуникативной направленности его речи;
-развитие деловых и игровых мотивов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
-усвоение детьми способов невербального (неречевого) общения (овладение мимикой, жестами);
-развитие способности понимать мотивы поведения и характеры литературных персонажей;
-развитие всех компонентов речи;
-развитие диалогической речи (например, через драматизацию сказок, рассказов, картинок, игр, занятий);
-развитие связной речи;
-развитие речевого творчества;
-развитие эмоциональной сферы.
Представленные игры не являются исчерпывающими, но могут рассматриваться в качестве “отправного момента” для начала работы. Они могут проводиться с детьми индивидуально, с небольшой подгруппой детей и фронтально.
Игры на социально-коммуникативное развитие проводятся во всех возрастных группах.
Так например, в ГКП (группе кратковременного пребывания, ранний возраст) представляем игру «Знакомство». Все участники игры пропевают имя каждого участника, хлопают и улыбаются каждому. Игра «Передай другому» очень полезна. В представленном случае все дети по очереди звенят в колокольчик и со словами «На, играй» передают следующему. Для многих детей поделиться – это трудно. Из подгруппы в 9 детей только 2 с трудом отдавали игрушку. Хотя ранее не отдавали вообще. В этой возрастной группе детей, как их во всех остальных проводим игру«Хорошие ребята». Гладим каждого участника игры и говорим «Ты хороший».
Во второй младшей возрастной группе проведена фронтальная работа. Игра «Разноцветный мир» позволяет ребёнку быть более смелым, рассказывая о себе (что нравится или что не нравится).Для этой игры мы используем разноцветные кружочки из прозрачного пластика на палочках. Цветные прозрачные кружочки вызывают интерес у детей и побуждают желание участвовать в деятельности. С одной стороны, ребёнок как бы прячется за цветным кругом, а с другой стороны, видит всех остальных в ином цвете, что вызывает интерес. Из наблюдения: довольно закрытые, мало контактные и неговорящиедети, понаблюдав за другими, стремятся к участию.
Так же мы представляем довольно сложную игру для такого возраста и для такой многочисленной группы, но это был интересный и полезный опыт. Это рассказывание известных детских стихов по цепочке. Игровой момент «Расскажите стихотворение бабочке. К кому бабочка «прилетит» на ладошку, тот и продолжает» принёс свои плоды. Дети очень старались порадовать бабочку. Есть и те, кто терялся, не мог говорить, не вспомнил строчку стихотворения (хотя заранее стих проговаривали всей группой). Из наблюдения: более стеснительные дети рассказывали стихи бабочке шепотом.
Ещё игра для синхронной групповой работы «Повотрялки». В данную игру вводится сюрпризный момент – игрушка-герой, например, Львёнок. Львёнок просит всех ребят показать как они все вместе, дружно умеют выполнять задание. Например: поднять руки, постучать пяточками, сказать «мяу-мяу» и т.д.
В средней возрастной группе мы представляем ещё несколько вариантов игры «Хорошие ребята». В одной подгруппе ребёнок брал в руки шарик, говорил «Я хороший», затем передавал следующему игроку и говорил «И ты хороший». И так все участники. В другой подгруппе детей мы предлагали телесный контакт, например, погладить соседа и сказать те же слова. Из наблюдения: некоторые испытывают неловкость принимая похвалу или говоря о себе «Я хороший». На эти моменты обращено внимание и работа с данными детьми продолжается.
Игра «Колесо». Дети по очереди кладут руку друг другу на плечо, чтобы получился замкнутый круг. Далее колесо начинает движение по кругу. Важно, чтобы колесо «не лопнуло» во время движения.
Игра «Приятные слова». Детям было предложено встать парами и сказать друг другу приятные слова. Самые частые ответы: ты хороший, красивый. Но были и такие: ты удивительная, ты добрая, ты любимая.
В старшей возрастной группе представлена игра на тему «Вместе сделаем мир лучше». Дети садятся в удобную позу, передают клубок с лентой, разматывая её. Суть в том, чтобы каждый участник получивший клубок высказал свои мысли, как сделать мир лучше. Те, кто не готов дать ответ, должны отдать клубок ведущему, а ведущий передать следующему игроку (таким образом, выявляется, кто не готов со всеми вместе участвовать в важном деле). В целом все дети справились. В основном предлагали быть дружными, добрыми, не мусорить. Не было детей, которые вернули клубок, но были дети, которые повторяли ранее сказанное.
В подготовительной к школе группе представлены «Игры-ситуации». Взрослый может предлагать любую ситуацию, а дети ищут выход из неё. Ребятам многие ситуации трудно представлять, поэтому мы стараемся проигрывать их, инсценировать. Например, двое детей в вашей группе поссорились, помирите их. Каждый участник предлагает свои варианты. Из наблюдения: это оказалось тяжело для детей. Но они стараются найти такие слова, чтобы успокоить, поддержать, помирить и не обижаться. Игры-ситуации хороши тем, что позволяют затронуть любую сферу жизни ребёнка. Например: тебе хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят в твоей группе – попроси его. Или. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы они тебя приняли. Что ты будешь делать, если они не захотят тебя принимать?
Как видите, мы стараемся проиграть множество повседневных моментов, которые случаются с детьми. Ведь, проиграв ситуацию, ребёнку будет проще справится с ней, если таковая случится.
«Партнёрские игры» помогают детям чувствовать друг друга. Например, дети стоят парами спиной друг к другу с закрытыми глазами. Только одному из пары дано задание: поднять руку или наклонить голову к плечу. Второй участник внимательно всем телом следит за ведущим в паре и повторяет его движения синхронно. Детям нельзя переговариваться. Ведущему ребёнку тяжело. Он не должен торопиться, а должен постараться подстроится под темп своего напарника. Игра сложная, но интересная.
Один из вариантов того, как закончить любое социально-коммуникативное занятие – игра «Цветок». Участники игры – лепестки одного цветка. Лепесточки все вместе плавно раскрываются, наслаждаются солнышком и закрываются. Игра невербальная. Детям необходимо сконцентрироваться и почувствовать всех участников, чтобы выполнять движения плавно и одновременно.
В завершении, мы хотим охватить социально-коммуникативной игрой ещё одну группу. Педагогическую.
Педагогическому коллективу было предложено поиграть в увлекательную игру. Игра очень простая. Называется «Комплимент». Необходимо всем встать в круг, кидать друг другу мячик и говорить комплименты. Мячик может попасть один раз в одни руки!
Игр огромное множество, конечно же, мы представили небольшую частицу нашей работы во всех возрастных группах. Хочется отметить следующее: радостно видеть, что есть положительный результат работы; приятно работать со всем коллективом; ценно, что многие родители помогают, играют с детьми в предложенные игры, а потом делятся своими впечатлениями.
Спасибо за внимание!
С уважением,
педагог-психолог Жукова Н.Е.
учитель-логопед Фоамете Т.И.