Работа над программой педагога и музыканта Карла Орфа
Автор: музыкальный руководитель Салдеева Людмила Ивановна .
МБДОУ Детский сад № 119 город Уфа.
Работа над программой педагога и музыканта Карла Орфа
Файл: Статья
Знакомая незнакомка
Работа в детском саду сводится к формированию личности ребёнка – к этому сложному творческому процессу. В нём как бы воедино сливается работа природы и педагога. Ведь жизнь ребёнка полноценна, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки и творчества. Как говорил Сухомлинский, ребёнок без всего этого как засохший цветок.
Чаще всего мои занятия имеют сюжеты, которые выдерживаются до конца. Я считаю, что очень интересно и увлекательно для детей путешествовать, «исчезать» и «возвращаться». Что им нравятся превращения, когда музыкальный зал «превращается» в музыкальную шкатулку, лесную поляну, берег моря или концертный зал. Нравятся путешествия в страну детских снов, в царство Феи, в теремок Домисолька и т. д.
Детский возраст – это возраст игр, движений. Чем больше дети двигаются, тем интереснее это проходит.
Большое место на моих занятиях занимает игра. Как сказал А. Эйнштейн: «Теоретическая физика – это детские игрушки по сравнению с игрой». Как взрослые ходят на работу, так ребёнку необходимо играть, т. е. ребёнок – Homo Ludens. Я стараюсь, чтобы в игре с детьми быть не ведущим, а направляющим. Таким образом, подвожу к тому, чтобы дети как можно больше проявляли выдумку, смекалку, ведь такому ребёнку легче выпутаться из интриги игры. Практически ни одного занятия не проходит без игр. Дети знают их много среди и русских, и башкирских, и татарских.
С рождения и на протяжении всей жизни человек связан с музыкой. Известно, что детские годы – это период интенсивного музыкального восприятия, накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние как на дальнейшее музыкальное развитие ребёнка, так и на формирование всех сторон его личности.
Активному восприятию музыки на занятиях способствует создание педагогом необходимого настроя у детей, пробуждения их интересов, художественное исполнение вокальной и инструментальной музыки, развитие познавательной активности детей в ходе простейшего анализа произведений.
Для формирования расширительного представления о звуках окружающего мира я вместе с детьми мысленно отправляюсь в лес, где
В тишине лесной глуши
Шёпот к шороху спешит.(В. Суслов)
Я работаю над программой педагога и музыканта Карла Орфа, предложенной в номерах журнала «Дошкольное воспитание». Мне данная методика показалась интересной тем, что в ее основе лежит доступная для детей тема, которая завораживает, очаровывает, притягивает их. Я использую её в работе с детьми в виде попевок, речевых упражнений, игр, сказок. Например, я мысленно отправляюсь с детьми в мир природных звуков. Мы выходим на лесную полянку. Солнце светит так ярко, что нам приходится зажмуриться. Потом мы видим на полянке лиловый колокольчик, и слушаем его песенку. К этой мелодии присоединяются весёлый наигрыш кузнечика, сердитое жужжание пчёл. Вот прилетает ветерок, дует на деревья – те шумят своими листочками. Я смотрю на солнышко, и мне кажется, что его лучики похожи на руки дирижёра. Они как будто взмахивают в разные стороны, показывая вступление всем, кто поёт в этом многоголосном хоре природы.
Первое, что очень важно в этом образном путешествии – это «звучащие жесты». Это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки, притопы ногами, щелчки пальцами рук, потирания ладошек, вдохи, выдохи. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяет организовать элементарные музицирования в любых условиях. Всегда с нами на лесной поляне или на берегу реки четыре основных тембра: притопы, шлепки, хлопки, щелчки. Богатое представление о выразительности тембров дети могут получить, если попробуют вместе с педагогом озвучить какую-нибудь сказку, где ее «рассказывают» звучащие жесты и музыкальные инструменты.
Во-первых, это призывает детей активно слушать и анализировать множество разнообразных невербальных звуков окружающего мира. Это звуки природы и цивилизации в естественном виде или в синтезированном искусственно и воспроизведённом с помощью аудиозаписей. В качестве звукового дизайна я использую такие интерлюдии, как «Шорохи гор» Хьюджиса, «Океан» Спинсера, «В лесу» Зиринга и др. Звуковой дизайн успешно воспринимаем детьми. Они с интересом воспроизводят различные звуки с помощью музыки своего тела, а именно шлепков, хлопков и т.д.
Во-вторых, дети на музыкальных занятиях с удовольствием проводят опыты со звучащими предметами, а если предмет не звучит, они умеют его «оживить» благодаря умению слышать и понимать звучащие жесты.
Третьей и обязательной частью в моей работе является знакомство детей с художественным словом, с живым и разнообразным в звукоподражаниях русским языком. Например: «Это шумит Ба-Бах», «В тишине лесной глуши…».
В результате работы дети учатся дифференцировать на слух различные шумы, усваивают слова – звукоподражания и глаголы, они активно познают окружающий их звучащий мир.
Большую помощь в моей работе оказывает уже упомянутая методика К. Орфа, позволяющая ребёнку сделать что-то по-своему, индивидуально, оригинально. Магистральный принцип в его методике: «Сыграй, станцуй, как ты хочешь» – эти магические слова распахивают перед ребёнком невидимые ворота в мир прекрасного.
Игра голосовым аппаратом детей также может использоваться подобно инструментальным тембрам для создания различных звуковых эффектов: свист, шипение, цоканье языком, вдохи, выдохи, игры фонемными слогами – огромный арсенал звуковых средств с первых же занятий образует «инструментальный» словарь ребёнка. Для детей такая игра – естественная потребность, а для педагога – средство воспитания интонационного и тембрового слуха, создание условий для звукотворчества, развитие звуковой фантазии.
И в заключении прислушайтесь к биению своего сердца. Ведь это тоже ритм, тоже музыка, которая окружает нас и просто не может не окружать!
Ветер чуть слышно поёт,
Липа вздыхает у сада,
Чудная музыка всюду живёт –
В шелесте трав,
В шуме дубрав.
Только прислушаться надо:
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода –
Это мелодией яркой своей
Мир наполняет природа.
Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чудная музыка всюду живёт –
Только прислушаться надо!(«Музыка всюду живёт», В. Семернин)
Рекомендую моим коллегам ознакомиться с данной программой.
Использованная литература:
1. Дошкольное воспитание, N12 – М., 1997.
2. Дошкольное воспитание, N8 – М., 1998.
3. Дошкольное воспитание, N9 – М., 1998.
4. Дошкольное воспитание, N1 – М., 1999.
5. Дошкольное воспитание, N6 – М., 2002.