Конспект занятия по теме Экспериментирование с водой
АвторЫ: воспитателИ Лебедева Наталья Вячеславовна, Проценко Елена Александровна
МБДОУ «Белоснежка» муниципального образования ЯНАО г. Ноябрьск.
Конспект занятия по теме: «Экспериментирование с водой».
Файл:Конспект занятия
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья с нарушением опорно – двигательного аппарата.
Тема: «Экспериментирование с водой».
Занятие проведено в рамках тематической недели «Зимние забавы».
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме. Расширение и уточнение представлений детей о природном явлении — вода
Задачи:
1) образовательные
• дать представление детям о природном явлении — круговорот воды в природе;
• способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, состоянии и местонахождении воды в природе;
• продолжать учить технике безопасности при проведении опытов.
2) развивающие
• уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже; активизировать словарь по данной теме;
• развивать умение обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе экспериментальной деятельности;
• развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами;
• развивать воображение и логическое мышление, умение входить в образ состояния воды (лед, пар).
3) воспитательные
• воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы, интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми явлениями природы.; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.
Демонстрационный материал: Игрушки Снеговик и капелька, картинки с изображением зимних видов спорта, плакат «Круговорот воды в природе». Материалы для опытов: прозрачная чаша с водой, термос с кусочками льда, термос с кипятком, зеркало, салфетки для вытирания воды, 2 подноса.
Предварительная работа: беседы о зиме; загадывание загадок; чтение художественной литературы; наблюдения за зимними явлениями; рассматривание иллюстраций; разучивание песен; рисование по теме; беседа «Вода вокруг нас»; проведение отдельных опытов по исследованию свойств воды; рассматривание фото альбома «Кругом вода»; работа с панно «Вода в природных явлениях»; игра-превращение «Росинка».
Ход занятия:
Организационный момент: Сели правильно, ребята, поставьте ноги на массажный коврик. Все к занятию все готовы? Слушайте внимательно! Ребята что за стук? Кто — то торопиться к нам в гости. Загадываю загадку:
Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковный нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла. (Снеговик).
Правильно, к нам пришел Снеговичок.
Здравствуйте ребята!
Я ребята Снеговик,
К снегу к холоду привык,
Вы слепили меня ловко,
Вместо носа тут морковка!
Уголёчки вместо глаз,
Вместо шляпы старый таз!
Дети, сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.
«Запорошила дорожки, разукрасила окошки. Радость детям подарила и на санках прокатила».
— О каком времени года эта загадка? (О зиме).
— Сколько у зимы месяцев? (три). Назовите их. (Декабрь, январь и февраль).
-Вокруг зима, вокруг снега и ветер, и мороз. Зимой у нас бывает разное настроение: радостное и печальное. От чего нам зимой радостно? (Можно лепить снежные постройки, снеговиков, играть в снежки, кататься на санках, лыжах и коньках). А отчего нам бывает грустно зимой? (Холодно, из – за сильных морозов нельзя гулять, тяжело дышать морозным воздухом). На дворе зима. Посмотрите в окно: деревья стоят белые, укутанные снегом, метель намела большие сугробы. Природа спит, даже пение птиц сейчас почти не слышно. Но русский народ всегда любил зиму. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение и Масленица. А Зимние праздники на Руси всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами. Вот и мы будем сегодня веселиться и играть.
— Кто назовёт признаки зимы, тот сядет на стульчик. (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша). (Дети отвечают и садятся на стульчики).
— Скажите: « Какая погода может быть зимой?». Предлагаю вариант (если дети затрудняются): Если на улице идёт снег, то погода…
Снег – (снежная);
Мороз – (морозная);
Ветер – (ветреная);
Стужа – (студёная);
Холод – (холодная).
— Молодцы ребята! А теперь скажите мне, что наделала зима?
Зима пришла с морозами и всё… — (заморозила).
Метель мела и все тропинки… – (замела).
Река покрылась льдом и всё…(заледенело).
Зима позвала вьюгу и всё…(завьюжила).
Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).
Мороз – (морозец).
Лёд – (ледок).
Холод – (холодок).
Метель – (метелица).
«Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
— Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех.
— Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Дети берут снежинки).
— А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать. Дети рассказывают: «Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При вдохе щёки не надуваем». (Дети дуют на снежинку).
— А теперь согреем ручки.
Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют ручки).
— Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте. Отгадки ваши появятся на экране. ( Или воспитатель вывешивает картинки).
1. Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвится, и мороза не боятся. (Коньки).
2. Две новые кленовые подошвы двухметровые
На них поставили две ноги –
И по большим снегам беги (Лыжи).
1. Ой, насыпало снежка! Вывожу коня – дружка.
За верёвочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нём лечу, а назад его тащу. (Санки).
Физкультурная минутка.
«Дети, все в кружок вставайте, физкультминутку начинайте!»
(Дети встают в круг).
— Наконец пришла зима. (Дети разводят руки в стороны)
— Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
— Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
— Дворник улицу метёт, (Имитируют)
— Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
— Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
— Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
— И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки).
Мы хорошо размялись садитесь ребята. Ребята нас пригласила в гости моя подружка Капелька воды и обещала рассказать много интересного и про воду. Вот она какая красивая. А что вы знаете о воде? Вода имеет цвет? (нет)
Вода имеет вкус? (нет). А запах есть у воды? (нет) Для кого нужна вода? (для растений, животных и человека). Капельки воды капают с неба в виде (дождя). Из капелек воды образуются — (лужи, реки, озера, моря).
— Молодцы! А что вы ещё можете сказать о воде? (Дети рассказывают о воде).
Да, ребята, совершенно верно, без воды нам не прожить. А теперь давайте закроем глаза и на счет три их откроем….Раз….Два…..Три….. Ой, ребята, посмотрите, Снежная королева заколдовала нашу капельку и превратила ее в льдинку. Рассмотрите кусочки льда, потрогайте их. Какие они? (Есть разные кусочки толстые и тонкие). На ощупь лёд тёплый или холодный? (Холодный). Прозрачный лед или нет? Видно ли что-нибудь через льдинку? (Прозрачный, через тонкий кусок льда можно смотреть). Какая льдинка на солнце, в свете лампы? (Блестит, сверкает, переливается). Хрупкий лед или нет? Можно ли сломать льдинку? (Тонкие кусочки ломаются, толстый лёд – нет). Что происходит с кусочком льда, который вы взяли в руки? (Он начинает таять, превращается в воду). Из чего же получился лед? (Из воды). Да, лед – это замерзшая вода, лед-это твердое состояние воды.
Ребята как нам расколдовать капельку? Правильно мы должны отогреть льдинку. А как вы думаете, что будет, если мы положим льдинку в воду? Да она растает. Льдинка тяжелая? Да. А как вы думаете, льдинка утонет или будет плавать? Давайте проверим. Льдинка плавает, потому что лед легче воды.
В какой воде льдинка быстрее растает в горячей или холодной. Проверим? Тогда нужно сесть на стулья и внимательно смотреть и слушать (опускаем лед в холодную и горячую воду). В горячей воде лед тает быстрее. От перепада температуры он трещит. Вот наши льдинки растаяли и из твердого состояния льда – водичка перешла в жидкое состояние – воду. Как же получить из воды опять капельки? (предположения детей). Я знаю, нужно воду опять нагреть. В термосе кипяток. Откроем его и посмотрим, что происходит (из горлышка выходит пар), чтобы лучше было видно, поставим зеркальце.
Мы видим, что паринки, когда их становится много, опять превращаются в воду. Вывод: пар-это тоже вода. Такое состояние воды называется парообразным.
Вот и расколдовали мы капельку!
Вместе с капелькой поиграем в игру «Лед-пар-вода», я буду рассказывать о состоянии воды, а вы должны назвать его и показать.
Лед растает, и тогда получиться из него…(вода) — дети «плавают»
Если сильный-сильный жар, из водички будет…(пар) — дети изображают
пар движением рук, поднимают руки вверх и вращают кистями, произносят (ф-ф-ф)
— Если пар вдруг охладится, превратится пар в …(водицу)- дети «плавают»
— Если холод вдруг придет из водицы будет…(лед) — дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются. А теперь садитесь на стульчики. Капелька расскажет вам свою историю. Ребята, а вы любите путешествовать? А как вы думаете вода путешествует? Я вам сейчас расскажу сказку про капельку и какое путешествие она совершает в природе.
Рассказ воспитателя с использованием панно «Путешествие капельки»
— Одна веселая капелька жила с подружками в море. Но вот однажды выглянуло жаркое солнышко и стало своими лучами нагревать воду. От такой жары капелька воды с подружками стала превращаться в пар и подниматься все выше и выше. Капелек собралось много и они протянули друг к другу руки, превращаясь в легкое облачко. Вдруг прилетел ветер — озорник и подул на облачко. Оно соединилось с другими облачками, и превратились они в большую тучу. Эта туча закрыло солнышко, стало прохладно и капли пара стали остывать. И когда они остыли, снова превратились в капельки воды. Из тучки пошел сильный дождик, наша знакомая капелька снова попала в свой дом-море. Вот какое сказочное путешествие совершила наша капелька. Оно называется круговорот воды (движение по кругу) повторите, как называется путешествие?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Какие моменты вам понравились и запомнились? Почему?