Взаимодействие шахматных фигур
Авторы: воспитатель Лебедева Наталья Вячеславовна, Проценко Елена Александровна
МБДОУ «Белоснежка» муниципального образования ЯНАО г. Ноябрьск.
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Взаимодействие шахматных фигур».
Файл:Конспект
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательное развитие ) в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья
с нарушением опорно – двигательного аппарата.
Тема: «Взаимодействие шахматных фигур».
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по шахматам в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (с НОДа )
Тема: «Взаимодействие фигур во время игры (сказка про жадного слона)».
Программное содержание: Продолжать изучение правил шахматной игры (шахматная доска, наименование фигур, ходы фигур, шах и мат; познакомить с преимуществом взаимодействия фигур во время игры на примере мата Легаля. Закрепить расстановку фигур. Развивать логическое мышление. Развитие навыков активного контроля и самоконтроля. Воспитывать чувство товарищества.
Оборудование: большая магнитная шахматная доска с набором шахматных фигур; шахматные доски разрезанные 1 набор на двоих детей; листы с шахматными задачами на ход ладьи: «Найди кратчайший путь», «Лабиринт»; простые карандаши; фишки жетоны «Слон», «Ферзь».
Ход занятия:
Организационный момент: Сели правильно, ребята, поставьте ноги на массажный коврик. Все к занятию все готовы? Слушайте внимательно!
Сообщение целей и задач занятия: Ребята сегодня я шла на работу и на вахте мне передали письмо. На нем написано детям 9 группы от шахматного короля. Представляете письмо из шахматного королевства, от самого Шахматного короля. Интересно, что же он нам написал, давайте поскорее узнаем.
Дорогие ребята, нам нужна ваша помощь. На нашу страну напал злой волшебник. Все фигуры стали ссориться, жадничать, никто никого не поддерживает. Я знаю, что в вашей группе очень дружные и вежливые ребята, и только вы можете нам помочь. Мы очень вас ждем. Ну, что ребята, нужно отправляться в путь, а то все шахматное королевство может погибнуть. Только все вместе, дружно, поддерживая и помогая друг другу и мы с вами справимся со всеми заданиями. Вы готовы помочь? Тогда в путь!
Посмотрите, злой волшебник испортил все шахматные доски. Он, наверное, думает, что мы не справимся с этим заданием. В шахматной доске есть горизонтали, чем они обозначены? Правильно цифрами. Какими цифрами? Правильно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Горизонтали отмечаются цифрами с правой и левой стороны. В шахматной доске есть вертикали. Чем они обозначены? Правильно буквами. Какими? Правильно A, B, C, D, E, F, G, H. Вертикали отмечаются буквами сверху и снизу. Будьте внимательны! Рассмотрите разрезанные доски. Приступаем к заданию. Молодцы! Вы справились с таким сложным заданием.
Вы немного засиделись и нам нужно размяться.
Выходите на музыкальную разминку (физкультурная минутка 1 – «Солнышко лучистое»).
А теперь следующее задание от злого волшебника. Он заколдовал шахматные фигуры и они забыли как им нужно ходить. Если мы отгадаем загадки, чары злого волшебника рассеются.
Этот маленький солдат, лишь команды ждет,
Чтоб с квадрата на квадрат отправиться вперед.
Ему нельзя пойти назад и в сторону свернуть,
А первым ходом может он двойным шажком шагнуть.
Бьет фигура наискосок, и дальше шаг за шагом,
Всю доску пройти должна, чтоб превратиться там,
В генерала, а не в бойца (Пешка).
Стою на самом краю, путь откроют – пойду.
Только прямо хожу, как зовут не скажу (Ладья).
Я смел, и строен, и высок:
Предпочитаю ходить и бить
Всегда наискосок (Слон).
Мой необычен каждый шаг:
Буква «Г» и так и сяк (Конь).
Люблю свой цвет, я очень важный,
Бью и вдаль и в упор – я отважный.
Хожу я направо, налево, назад и вперед,
И по диагонали – наискосок (Ферзь).
Гладкий люблю я, расчищенный путь:
На шаг в любую сторону могу шагнуть (Король).
Чары злого волшебника рассеялись. С этим заданием мы справились. А теперь вам в подарок от шахматного короля «Сказка про жадного слона». Слушайте внимательно.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были два брата короля: Чёрный и Белый. Жили они дружно, но в какой-то момент поссорились между собой, разделили королевство пополам, Чёрный забрал себе чёрных солдат, Белый белых солдат, расставили фигуры:
— по краям доски Ладью поставили, как башню;
— рядом, будто для погони, встали красавцы Кони;
— а за ними и Слоны, в бой они идти должны;
— в центре встал сам Король, а рядом с ним его верный помощник Ферзь;
— перед всеми фигурами выстроились верные солдаты — пешки.
Чёрные также расставили свои войска и началась война:
Пешка е2 пошла на е4 и говорит: « вот какая я смелая, вот какая умелая, встала в центр, открыла дорогу своему Ферзю и Слону»
Пешка е7 пошла на е5 и говорит: « я тоже смелая, тоже умелая, я тоже встану в центр и открою дорогу своему Слону и Ферзю»
Конь же1 пошёл на эф3: «ишь ты негодница, за нашей пешкой повторяешь, сейчас я тебя съем!»
Пешка закричала: «спасите, помогите, кто-нибудь меня защитите!»
Хотел Конь прийти на помощь, но пешечка-сестричка д7 пошла на д6 и держит свою сестричку за ручку.
Белый Слон эф1 пошёл на с4 и говорит: «Ваше Величество, я встану в центр, приглядывать за вкусненькой пешкой на эф7, а вы, пожалуйста, делайте рокировку».
Чёрный Слон с8 говорит: «подумаешь, он приглядывает за вкусненькой пешкой, зато я встану на поле же4 и привяжу коня к ферзю!».
Белый Конь б1 пошёл на с3 и говорит: «раз все мои друзья вышли в центр, то и мне тоже надо там быть, чтобы мы могли друг другу помогать!».
Чёрный Конь б8 видит, что белые фигуры играют дружно, решил тоже выйти на помощь слону, на поле с6.
Белый Конь эф3 срубил пешку е5.
Хотел чёрный Конь срубить белого коня, но Слон увидел, что белый конь убрал защиту от своего ферзя, обрадовался и срубил ферзя на д1.
Оказывается, это была ловушка и жертва ферзя! Белый Слон срубил вкусненькую пешку на эф7 – шах Королю!
Чёрному Королю ничего не оставалось, кроме как сходить на поле е7.
И тогда, на помощь своим друзьям пришёл белый Конь с3 на д5, шах и мат!
Вот так, из-за дружной игры белых, или говоря шахматным языком, благодаря взаимодействию фигур, армия белых победила, а из-за жадности одной фигуры, а именно слона, армия чёрных проиграла!
Запомните, дети, шахматы – командная игра, в которой все фигуры должны играть дружно, в команде, защищая и помогая друг другу!
А теперь я приглашаю вас на шахматную физкультурную минутку.
Исходное положение стоя.
Раз и два, и три, четыре – (руки поочередно: вверх, затем на плечи)
Ставим ноги мы пошире. (ноги на ширину плеч)
Руки вбок, наклон вперед, (руки на поясе, наклон вперед)
Вправо, влево. Вот народ! (наклоны туловища вправо-влево)
Засиделся, застоялся – (руки на плечи, вращения вперед-назад)
В шахматы так заигрался…
Раз – наклон, вправо – два: (наклоны головы влево-вправо)
Отдохнула голова. (вращение головы)
Смотрим вниз, смотрим вверх, (вращательные упражнения для глаз)
Охватить нам нужно всех.
Обнять себя, приободрить, (обхватить себя, похлопать по плечам)
И про друга не забыть! (погладить соседа)
Побежали наши ножки (имитация бега)
Вперед, по шахматным дорожкам,
Чтоб друг с другом поиграть (хлопаем в ладоши)
И задачи порешать…
А теперь последнее задание. Какая фигура оказалась жадной в сказке? Как она ходит? Правильно по диагонали. А теперь чтобы помочь этой фигуре нужно дойти слоном до финиша прыгая по камням. (Для детей, которые легко решают задачи дополнительное задание «Сбить слоном 10 фигур за 10 ходов») (смотреть приложение).
Итог: Вот и с этим заданием мы справились. Помогли навести порядок в шахматном царстве – государстве. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Какое задание показалось вам самым сложным? Какое задание вам было легко выполнять? Спасибо вам за такую активную работу. Мы смогли выполнить сложные задания, потому что работали дружно. Во всем помогали друг другу.