Конкурсы для педагогов и воспитателей
Автор: Тейхреб Екатерина Яковлевна, воспитатель, МАОУ «Гимназия №2», Пермский край город Соликамск.
Культура безопасности жизнедеятельности во всех предметных областях.
Формирование культуры безопасности у старших дошкольников через интеграцию образовательных областей
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений. Неслучайно в Федеральных государственных стандартах особое внимание уделено основам безопасности жизнедеятельности.Мы все желаем нашим детям счастья, пытаемся уберечь их от бед и невзгод и часто задаем себе вопросы: Как обеспечить безопасность наших детей,привить навыки здорового образа жизни и положительного отношения к своему здоровью.Как сберечь их здоровье?
Изучив требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования, понимая значимость данной проблемы для современных детей,я поставила перед собой цель: формированиепредставлений детей о правилах безопасного поведения, положительного отношения к своему здоровью, привития навыков здорового образа жизни через различные виды детской деятельности.
Исходя из цели, определила основные задачи в своей работе. В работе с детьми – это формирование сознательного и ответственного отношения к своей безопасности и безопасности окружающих, развитие основ экологической культуры, систематизация знаний о правильном поведении и здоровом образе жизни. В работе с педагогами – совместное создание оптимальных условий в группе для формирования основ безопасной жизнедеятельности.И, конечно, огромную роль, сказывающуюся на образовательном результате воспитанников, имеет организация взаимодействия с родителями воспитанников, повышение их компетентности, установление доверительно-делового контакта.
Сегодня я поделюсь опытом по вопросу формирования основ безопасности жизнедеятельности воспитанников в специально организованной педагогом непосредственно-образовательной деятельности (занятия).
Обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении педагога с ребенком на равных: совместном поиске и нахождении выхода из трудной ситуации, совместного обсуждения проблем, ведения диалога, совместного познания, открытия, удивления.
Для того,чтобы помочь своим воспитанникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать к чему может привести нарушение установленных правил и норм, очень важно использовать специально подобранные произведения детской художественной литературы. Художественное слово всегда заставляет ребенка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать ее и оценить поступки героев. Поэтому в работе с дошкольниками по ознакомлению с правилами безопасного поведения я использую такие приемы, как чтение рассказов и стихотворений с анализом поступков героев, фрагмент рассказа как иллюстрация к определенной опасной ситуации, анализ произведения с целью самостоятельного выделения детьми мер предосторожности.
Чтобы детям было проще запомнить жизненно важные правила безопасности, использую зарифмованные фразы для заучивания их наизусть.
Восприятие рифмованных правил вызывает эмоционально положительную реакцию у детей. Динамика, ритм, непосредственность коротких стихотворений способствует тому, что дети легко запоминают их, употребляют в разговорах.
Грамотно оформленная развивающая среда группы позволяет эффективно воздействовать на развитие ребенка. Для успешной организации обучения в группе специально созданы и используются специально подобранные средства обучения: тематические настольные игры, разнообразные напольные макеты, моделирующие улицы, дороги, транспорт, видео материалы и презентации, тематические коллажи, альбомы детских рассказов и продуктов детской творческой деятельности.
В программе «Детский сад 2100» всё содержание образовательной деятельности педагога с детьми пронизано вопросом формирования основ безопасности жизнедеятельности, особенно такие предметные курсы (подпрограммы) как «Здравствуй, мир!» — программа развития познавательно-исследовательской деятельности, Продуктивная деятельность, «Познаю себя» — программа социально-коммуникативного развития детей, «По дороге к Азбуке» — программа речевого развития детей и др.
Я составила таблицу, из которой видно на каких занятиях какие представления и навыки детей по безопасности жизнедеятельности формируются, идёт приобщение к здоровому образу жизни.